Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснения к работе

Синтез дибензальацетона

АЛЬДОЛЬНО-КРОТОНОВАЯ КОНДЕНСАЦИЯ

Цель работы: получение дибензальацетона

Студент должен

знать:

· вещества, которые могут вступать в реакции альдольно-кротоновой конденсации;

· условия проведения реакции, методику проведения синтеза.

уметь:

· писать уравнения реакций в кислой и щелочной средах;

· называть продукты реакций;

· делать расчеты по основному уравнению данного синтеза;

· обосновывать выход продукта.

Посуда:

· круглодонная колба, ёмкостью 200 мл;

· обратный воздушный холодильник;

· воронка Бюхнера;

· стекло;

· цилиндры;

· химические стаканы;

· кристаллизатор;

· колба Бунзена.

Оборудование:

· вакуумный насос Комовского.

Реактивы:

· бензальдегид – 4 г. (3,75 мл);

· ацетон – 1,1 г. (1,4 мл);

· едкий натрий – 3,75 г.;

· спирт этиловый – 30 мл.;

· вода дистиллированная.

Под реакцией конденсации понимают процесс образования новой углерод-углеродной связи, сопровождающийся выделением молекул Н2О, НСI, NН3 и т.д. Конденсация может протекать под действием:

1) основных и 2)кислотных катализаторов. Примером первого типа служит альдольная и кротоновая конденсация альдегидов и кетонов, синтез ацетоуксусного эфира и др. Примером второго типа служит реакция Фриделя-Крафтса, синтез Гаттермана и др.

АЛЬДОЛЬНАЯ и КРОТОНОВАЯ КОНДЕНСАЦИИ

 

Одним из видов альдольной конденсации является конденсация одинаковых или разных молекул карбонильных соединений. Например, под влия­нием разбавленного раствора щелочи уксусный и пропионовый альдегиды притерпевают следующие превращения:

 

 
 
α
 
 
       
   
 
 

 


СН3 С + СН3 С СН3– СН СН2 С

 

 

               
   
 
       
 
 
 
 

 

СН3– СН2 С + СН3– СН2 С СН3– СН2 – СН– СН– С

 
 
СН3

 


Реакция идет за счет карбонильной группы одной молекулы и водорода α-углеродного атома другой молекулы. Образуется альдегидоспирт, который может претерпевать следующие превращения с образованием ненасыщенного альдегида и отщеплением воды - кротоновая конденсация:

           
 
     
 

 

 


СН3 – СН СН2 С СН3 – СН = СН – С + Н2О

Кротоновый альдегид

 

               
 
   
       
 
 

 


СН3– СН2 – СН– СН– С СН3– СН2 – СН = С – С + Н2О

 

 

Под действием конц. растворов щелочей кротоновая конденсация может протекать, минуя стадию альдольной конденсации

               
     
       
 
 

 


СН3– СН2 С + СН3– СН2 С СН3– СН2 – СН = С – С + Н2О

 

 

Частным случаем кротоновой конденсации является конденсация аромати­ческих альдегидов с альдегидами и кетонами жирного и жирно-ароматического ряда в присутствии щелочных катализаторов (реакция Клайзена-Шмидта).

 

 

Например, бензойный альдегид может вступать в реакцию конденсации с ацетоном:

               
   
   
α
 
α
 
 


– С + Н3С С СН3 + С

׀׀

О

 

 

СН =СН С – СН = СН

׀׀+2Н2О

О

 

 

Получается вещество, которое называется дибензальацетон. Дибензальацетон образует желтоватые кристаллы с температурой плавления 112° С. Растворяется в конц. серной кислоте с образованием вишнево-красных растворов.

 

Проведение синтеза:

 

Основная реакция:

       
   
 


– С + Н3С С СН3 + С

׀׀

О

 

       
   
 
 


СН =СН С – СН = СН +2Н2О

׀׀

О

 

Охлажденный раствор 3,75 г едкого натра в 37, 5 мл воды и 30 мл спирта помещают в круглодонную колбу ёмкостью 200 мл с обратным воздушным холодильником и тщательно перемешивают раствор в колбе.

При энергичном перемешивании к раствору в колбе прибавляют половину смеси, приготовленной из 4 г бензальдегида и 1, 1 г ацетона.

Перемешивают и через 2 - 3 минуты начинается помутнение раствора и вскоре образуется хлопьевидный осадок. Через 15 минут прибавляют остаток смеси, сосуд, в котором она находилась, споласкивают небольшим количеством спирта, который также прибавляют к общей массе.

Перемешивание продолжают еще в течение получаса, затем выпавший кашицеобразный осадок отфильтровывают на воронке Бюхнера. Продукт тщательно промывают дистиллированной водой, кристаллы отжимают на воронке, пере­носят на стекло и оставляют сушиться до следующего занятия. После сушки взвешиваем на технических весах.

 

Обработка результатов синтеза:

· определяем практический выход продукта синтеза, г.

· определяем процент выхода продукта синтеза от теоретического

 

Содержание отчёта:

· название работы;

· цель работы;

· методика выполнения;

· обработка результатов;

· вывод

Контрольные вопросы:

1. Что такое реакции конденсации?

2. Виды конденсаций.

3. Написать реакцию бензольного альдегида с ацетоном.

4. Какая температура плавления дибензальацетона?

5. В каких кислотах растворяется дибензальацетон?

6. В какой среде проходит синтез дибензальацетона?

7. Чем промывают дибензальацетон после фильтрования?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Газ расширяется адиабатически и при этом объем его увеличивается вдвое, а температура падает в 1,32 раза. Какое число степеней свободы имеют молекулы данного газа? | Политика. Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.