Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные обозначения форм текущего контроля




Аннотация

Примерный тематический план

Примерный тематический план

(для студентов очной формы обучения)

Наименование темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции практ. занятия СРС*
Тема 1.Теоретико-методологические основы изучения межэтнических отношений и национальной политики        
Тема 2.Общая характеристика основных этнических групп на территории Российской Федерации        
Тема 3. История национальной политики в Российской империи и СССР        
Тема 4. Современное состояние, правовые основы и механизмы реализации национальной политики в РФ        
Тема 5. Этнические миграции внутри России и на постсоветском пространстве        
Тема 6. Межэтнические конфликты в РФ, их причины, формы и методы регулирования        
Тема 7.Роль малых народов, национальных меньшинств и диаспор в системе межэтнических коммуникаций в РФ        
ИТОГО:        

 

(для студентов заочной формы обучения)

Наименование темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции практ. занятия СРС*
Тема 1.Теоретико-методологические основы изучения межэтнических отношений и национальной политики     -  
Тема 2.Общая характеристика основных этнических групп на территории Российской Федерации     -  
Тема 3. История национальной политики в Российской империи и СССР     -  
Тема 4. Современное состояние, правовые основы и механизмы реализации национальной политики в РФ        
Тема 5. Этнические миграции внутри России и на постсоветском пространстве     -  
Тема 6. Межэтнические конфликты в РФ, их причины, формы и методы регулирования     -  
Тема 7.Роль малых народов, национальных меньшинств и диаспор в системе межэтнических коммуникаций в РФ   -    
ИТОГО:        

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения межэтнических отношений и национальной политики

Понятие этноса. Признаки этноса. Этнос как социокультурная общность. Этническая идентичность. Элементы этнической культуры. Виды этносов: род, племя, народность. Этнос и государственность. Нация как этнополитическая общность.

Понятие этногенеза. Факторы и механизмы формирования этносов и их трансформаций. Концепции этногенеза: 1) Примордиализм. Два направления: а) биологическое, б) культурно-историческое. 2) Конструктивизм. 3) Инструментализм.

Межэтнические отношения и межэтническая коммуникация. Культурная диффузия в процессе межэтнической коммуникации и ее влияние на этносы. Роль межэтнической коммуникации в этногенезе.

 

Тема 2. Общая характеристика основных этнических групп на территории Российской Федерации

Полиэтничность населения Российской Федерации. Правовое определение РФ как многонационального государства. Влияние фактора полиэтничности на этносоциальные и этнополитические процессы в условиях российского федерализма.

Славянская этноязыковая общность. Русские – титульная нация. Особенности национальной культуры и ментальности русских. Субэтнические группы русских. Другие славянские этнические группы (украинцы, белорусы, поляки)

Тюркоязычные народы РФ. Особенности национальной культуры и ментальности тюркских народов (татары, башкиры, чуваши и пр.). История взаимоотношений с русскими. География преимущественного расселения тюркских народов на территории РФ: Поволжье, Сибирь и Северный Кавказ. Национально-культурное и политическое самоопределение тюркских народов.

Народы финно-угорской языковой группы, проживающие на территории РФ. География преимущественного расселения, особенности национальной культуры и ментальности. Исторические взаимоотношения со славянскими народами, роль в этногенезе русских. Национально-культурное и политическое самоопределение финно-угорских народов.

Этнический состав населения Северного Кавказа. Особенности этногенеза, культуры и ментальности народов Северного Кавказа. Национально-культурное и политическое самоопределение северокавказских этносов.

Монгольские (буряты, калмыки) и тунгусо-маньчжурские (эвенки, эвены и др.) народы на территории РФ. Особенности традиционной культуры и образа жизни. Национально-культурная и политическая автономия монгольских и тунгусо-манчжурских народов.

 

Тема 3. История национальной политики в Российской империи и СССР

Факторы межнациональных отношений в Российском государстве XVI-XVII вв. Завоевательные походы, экономическая экспансия и колонизация русскими Поволжья, Урала и Сибири и их влияние на процессы этногенеза и межэтнические отношения. Утрата тюркскими народами государственного суверенитета и попытки их этнополитической интеграции в Российское государство; факторы сохранения тюркскими народами своей этнической идентичности. Ассимиляция и культурная диффузия в отношениях между русским и финно-угорскими народами; факторы сохранения финно-угорскими народами своей этнической идентичности.

Этнокультурная унификация как основа национальной политики в Российской империи (XVIII-XIX вв.). Межэтнические коммуникации в контексте отношений центра и периферии в Российской империи. Проблемы вхождения в состав империи народов, имеющих государственность (различные модели отношений на примере Закавказья, Польши, Финляндии и Туркестана). Особенности национальной политики на Северном Кавказе. Элементы национально-культурной автономии в Российской империи. Роль религиозного фактора в сохранении этнических идентичностей нерусских народов.

Самоопределение наций как основа национальной политики в период после Октябрьской революции 1917 г. до создания Советского Союза (1922 г.). Создание СССР и политико-правовой статус населяющих его народов. Характеристика и значение национально-государственных и национально-территориальных автономий в составе СССР. Противоречия советской национальной политики.

Тема 4. Современное состояние, правовые основы и механизмы реализации национальной политики в РФ

Формирование российской модели федерализма, проблемы её функционирования и пути совершенствования федеративных отношений. Национально-территориальные автономии в системе административно-территориального устройства РФ.

Нормативно-правовые основы национальной политики в современной России. Концепция государственной национальной политики в РФ: функции, цели и задачи, формы и методы реализации национальной политики. Организационные основы национальной политики в РФ: роль федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в регулировании межнациональных отношений.

Экономические, административные, культурные аспекты национальной политики в РФ. Экспертная оценка и критика государственных программ в рамках национальной политики. Трудности на пути достижения целей государственной национальной политики в России: проблемы совершенствования финансового, организационного, нормативно-правового, идеологического и информационно-коммуникативного обеспечения регулирования национальных отношений.

Тема 5. Этнические миграции внутри России и на постсоветском пространстве

Определение этнических миграций. Причины этнических миграций. Миграционное законодательство РФ. Правовые статусы трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Миграционные потоки на постсоветском пространстве: динамика в конце XX – начале XXI веков. Этнические миграции и национальная безопасность РФ. Внутренняя (межрегиональная) миграция этнических групп. Влияние этнических миграций на межэтнические коммуникации и стабильность в регионах.

Проблемы противодействия нелегальной миграции. Проблемы оказания социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы миграционной политики в России.

 

Тема 6. Межэтнические конфликты в РФ, их причины, формы и методы регулирования

Этнический конфликт как разновидность межгруппового социального конфликта. Специфика этнических конфликтов. Характеристика субъектов и предмета конфликтов. Классификация этнических конфликтов.

Причины этнических конфликтов. Экономическое неравенство и его влияние на межэтнические отношения. Социально-политические факторы этнических конфликтов. Межгосударственные противоречия как конфликтогенный фактор. Культурные различия как потенциальный источник конфликтности межнациональных отношений. Социально-психологические предпосылки этнических конфликтов.

Управление этническими конфликтами. Превентивные и профилактические меры в сфере межнациональных отношений. Институционализация межэтнических коммуникаций как способ предотвращения этнических конфликтов. Мониторинг этносоциальных проблем. Урегулирование и разрешение этнических конфликтов: стратегия и методы. Роль государства и гражданского общества в управлении этническими конфликтами. Способы организации межкультурного диалога в условиях глобализации.

Этнические конфликты на территории РФ: факторы риска. Опыт общественного и государственного регулирования этнических конфликтов в России.

 

Тема 7. Роль малых коренных народов, национальных меньшинств и диаспор в системе межэтнических коммуникаций в РФ

Понятия «малый коренной народ», «национальное меньшинство», «диаспора». Общая характеристика федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о малых коренных народах, национальных меньшинствах и диаспорах. Права малых коренных народов. Меры экономической и социальной поддержки малых народов и меры, направленные на сохранение традиционной этнической культуры.

Формы самоорганизации национальных меньшинств и диаспор. Землячества и национально-культурные автономии и их роль в организации межэтнических коммуникации между этническим большинством и диаспорами / национальными меньшинствами.

Характеристика основных диаспор и национальных меньшинств, влияющих на развитие межнациональных отношений и политические процессы в России.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательный процесс (как аудиторная, так и самостоятельная работа студентов) в рамках дисциплины «Политология» реализуется на основе комплекса методов обучения, включающих наряду с традиционными и новые педагогические технологии, в частности интерактивные, позволяющие наилучшим образом обеспечить формирование необходимых бакалавру компетенций. При этом, для обеспечения образовательного процесса используются современные технические средства обучения, в том числе открывающие доступ к правовым и иным информационно-справочным системам («Консультант Плюс», «Гарант» и др.), электронным научным библиотекам, сетевым версиям общероссийских и региональных периодических изданий, а также позволяющие использовать электронные сетевые ресурсы для контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации (Интернет-тестирование и т.п.).

На лекционных занятиях наряду с традиционными формами изложения учебного материала предлагается использовать интерактивные, эвристические формы обучения, например, дискуссия по проблемам, поднятым на лекции, или «мозговой штурм», направленный на решение поставленных преподавателем задач. Кроме того, целесообразно при изложении лекционного материала опираться на мультимедийные средства обучения: компьютерные презентации; учебные, документальные и публицистические видеофильмы и пр.

В ходе семинарских занятий применению интерактивных методов обучения уделяется особое внимание. Основными их формами выступают групповая дискуссия по заранее заявленным проблемам, ролевая игра (преимущественно в сочетании с групповыми формами работы), открытое обсуждение с элементами дискуссии устных докладов студентов, круглый стол по теме семинара, дебаты (в сочетании с элементами ролевой игры) и др. Для успешного решения задач, стоящих перед преподавателем и студентами на семинарских занятиях, необходимо обеспечивать интерактивность и при организации самостоятельной работы учащихся. Для достижения указанного результата преподаватель использует такие формы взаимодействия со студентами как индивидуальные консультации при подготовке к семинарским занятиям, инструктаж по поиску и анализу (с последующей проверкой и оценкой) информационных источников по теме занятия, участие в формировании и организации работы временных студенческих коллективов для обеспечения групповой работы на семинарах.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

 

6.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

 

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методический комплекс, созданный профессорско-преподавательским составом института в помощь студенту;

– изучает учебную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на лекциях;

– осуществляет поиск ответов на обозначенные преподавателем вопросы и задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы и разделы учебных дисциплин;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебно-экзаменационных сессий на очередной учебный год;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает все ее виды, выполняемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС) и рабочим учебным планом:

– подготовку к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, семинар, контрольная работа, тестирование, устный опрос);

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение; кроме того:

– выполнение рефератов, домашних индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов в часах по всем дисциплинам указывается в рабочих учебных планах подготовки бакалавров по направлениям подготовки.

 

6.2. ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1.Понятие «этнос». Признаки этносы. Классификация этносов.

2. Этногенез. Основные концепции этногенеза в современной науке.

3. Национальные отношения и межэтническая коммуникация.

4. Понятие малых коренных народов, национальных меньшинств и диаспор.

5. Славянские народы на территории РФ: общая характеристика истории, культуры и современного положения.

6. Тюркские народы на территории РФ: общая характеристика истории, культуры и современного положения.

7. Финно-угорские народы на территории РФ: общая характеристика истории, культуры и современного положения

8. Национальный состав населения Северного Кавказа. История, культура и современное положение северокавказских народов.

9. Малые народы Сибири и Дальнего Востока: общая характеристика истории, культуры и современного положения.

10 Межэтнические отношения в Русском государстве в период централизации (XVI-XVII века).

11. Характеристика национальной политики в Российской империи (XVIII-XIX века).

12. Национальные отношения и национальная политика в СССР.

13. Идеологические и концептуальные основы национальной политики в современной РФ.

14. Российская модель федерализма и её влияние на национальные отношения.

15. Нормативно-правовое обеспечение национальной политики в РФ.

16. Содержание государственной национальной политики в России в начале XXI века.

17. Понятие этнической миграции. Нормативно-правовое обеспечение миграционной политики в РФ.

18. Факторы этнической миграции в РФ и на постсоветском пространстве.

19. Трудовые мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы. Противодействие нелегальной миграции.

20. Понятие и структура этнических конфликтов. Виды этнических конфликтов.

21. Причины этнических конфликтов.

22. Управление этническими конфликтами.

23. Межнациональные противоречия и этнические конфликты в современной России.

24. Национализм как политическая идеология. Национализм в России.

25. Правовой статус и меры поддержки малочисленных коренных народов.

26. Роль национальных меньшинств и диаспор в организации межэтнических коммуникаций.

27. Особенности межэтнических отношений в субъектах РФ, образованных по национально-территориальному принципу.

28. Роль национального фактора в развитии политической системы РФ.

29. Психологическая характеристика этнических общностей и межнациональных отношений.

30. Понятие этнической (национальной) культуры. Мультикультурализм в современном мире.

 

6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.

 

Итоговой формой контроля по дисциплине «Национальные отношения» является зачет. Результат сдачи зачета оценивается по 2-балльной системе (зачтено / не зачтено).

Оценка «зачтено» ставится за твердое знание основного (программного) материала, за грамотные без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы, за умение применять теоретические положения при решении практических задач.

Оценка «не зачтено» выставляется на тех же основаниях, что и экзаменационная оценка «неудовлетворительно».

В случае сдачи зачета тестом, работа считается зачтенной, если количество правильных ответов составляет 60% и более.

 

6.4. ВИДЫ, СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Вид занятия Формы контроля успеваемости
Семестр (по неделям)
                                 
Лекции     ПК         ПК         ПК        
Практ. занятия       Д   Д     ГО   Д ГО     АКР    
СРС         ПЗ         ПЗ     Р     КТ  

 

ПК - проверка конспектов лекций

АКР - аудиторная контрольная работа

ГО - групповой опрос

Д - доклад студента на семинаре

ПЗ - проверка письменных заданий

Р - реферат

КТ - контрольное тестирование

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

7.1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Абдулатипов, Р. Г. Этнополитология. Учебное пособие. – СПб., 2004.

Ануфриев, В. В. Этнополитика и самоорганизация этнических общностей в России. – Архангельск; М.: Боргес, 2001.

Вопросы национальных и федеративных отношений: сб. науч. статей / под общ. ред. В. А. Михайлова, К. В. Калининой. – М.: Изд-во РАГС, 2010.

Здравомыслов, А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997.

Козлов, В. И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. – М., 1999.

Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько. – М.: «Экзамен», 2002.

Народы России. Энциклопедия. – М., 2010

Основы национальных и федеральных отношений: Учеб. пособие / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2001.

Садохин, А. П. Этнология. – М.: Гардарики, 2008.

Этнополитология: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. П. Шабаев, А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература:

Абдулкаримов, Г. Г. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России. – М.: Весь мир, 2008.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М., 2001.

Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект Пресс, 2009.

Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Власов, Д. В. Конституционно-правовое регулирование национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. – М., 1998.

Ибрашева. Л. Р., Шогина, Ю. А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие. – Казань, 2007.

Иванов, В. Н., Яровой, О. А. Российский федерализм: становление и развитие. – М., 2000.

Калхун, К. Национализм. – М.: Территория будущего, 2006.

Каменская, Г. В. Федерализм: мифология и политическая практика. – М., 1998.

Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. – М., 2004.

Кулешов, С. В. Национальная политика России: история и современность. – М., 1997.

Лурье, С. В. Историческая этнология. – М., 1997.

Манько, Ю. В. Нации и национальные отношения (исторический и философский анализ): монография / Ю. В. Манько, Н. И. Шашков. – СПб.: Петрополис, 2009.

Мнацаканян М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Паин, Э. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э. Паин. – М.: Нов. Изд-во, 2004.

Попков, В. Феномен этнических диаспор / В. Попков. – М., 2003.

Севастьянов, А. Н. Этнос и нация / А. Н. Севастьянов. – Москва: Книжный мир, 2008.

Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие / З. В. Сикевич. – СПб.: Михайлов, 1999.

Смит, Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. – М.: Праксис, 2004.

Степанов, П. Д. Этнопсихология в практике госслужащего: курс лекций / П. Д. Степанов. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 1999.

Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Столяров, М. В. Теория и практика федерализма. Курс лекций о федеративном государстве: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

Тишков, В. А. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) / В. А. Тишков, В. В.Степанов // Социс. – 2005. – № 9. – С. 64–74.

Тэпс, Д. Проблемы национального самоопределения в условиях реформирования российского федерализма. – СПб., 2004.

Черепанов, В. А. Теория российского федерализма: Учебное пособие. – М., 2005.

Шестопал, Е. Б. Этнические стереотипы русских / Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко // Социс. – 1999. – № 4. – С. 62–71.

Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта. – М., 2006.

Этнология: современный словарь - справочник / Г. Т. Тавадов. – М.: Диалог культур, 2007.

 

7.2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайт Министерства регионального развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minregion.ru

Сайт Центра этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.indem.ru/Ceprs/index.htm

Этнография народов России: информационная система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnos.nw.ru


* СРС – самостоятельная работа студентов.

* СРС – самостоятельная работа студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.