Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная необходимость, роль и значение СЭЗ в национальных хозяйствах




Понятие СЭЗ многоаспектно. Это связано с тем, что в основе его толкования лежат самые разнообразные критерии.

Множественность этих критериев способствует созданию классификации мирового семейства СЭЗ. Набор критериев этой классификации весьма широк, а его использование тяготеет к конкретным регионам мира и конкретным странам региона, где расположены зоны. Обычно учитываются исторические, национальные, геополитические, экономические, социальные и другие факторы.

Разнообразие критериев классификации зон и факторов, определяющих возникновение и развитие СЭЗ, привело к тому, что появилось множество понятий СЭЗ. Только основных его разновидностей можно насчитать свыше 20. Иногда практикуемое расширительное толкование сущности СЭЗ приводит к утрате специфики самого термина и к разного рода юридическим, экономическим, организационным и другим негативным последствиям.

Свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в VIII Приложении к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной-франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Таким образом, СЭЗ — это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом. Поэтому следует признать нелогичным рассмотрение СЭЗ как проявление своего рода политической автономии.

В мировой и отечественной практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ принято считать законодательно закрепленные и юридически оформленные внешние географические линии, ограничивающие площадь территории, занимаемой СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются законодательные акты правительства и нормативные акты органов хозяйственного управления страны пребывания, регулирующие финансово-кредитную, ценовую и налоговую политику в зоне. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны, на территории которой создается и функционирует зона. Пространство между внешней и внутренней границами СЭЗ служит точкой отсчета при введении разного рода преференциальных режимов для субъектов хозяйствования СЭЗ.

Хотя СЭЗ любого типа является особым территориально-хозяйственным или административно-территориальным образованием и характеризуется набором признаков и условий своего существования, в различных странах мира используются самые разные названия зон. Так, в России и других странах СНГ чаще всего встречаются понятия:

≪свободная экономическая зона,

≪специальная экономическая зона,

≪зона наибольшего благоприятствования в торговле,

≪свободная таможенная зона и т. д.

В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия ≪свободная экономическая зона≫, а также ≪зона свободного предпринимательства и торговли≫.

В КНР широко распространена практика ≪специальных экономических зон≫, ≪открытых прибрежных городов≫, ≪районов экономического развития≫.

На Украине, как и в КНР, используются понятия специальные экономические зоны и специальные (свободные) экономические зоны. Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями зона свободного экспорта, свободная зона. Турция ввела в оборот понятие зоны свободной торговли. В США помимо прочего применяется термин технопарк, в Японии — технополис.

Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью свободных промышленных зон, а в странах Западной Европы — с деятельностью такого типа зон, как портовые города или города-порты.

В свою очередь, развитие нашей отечественной науки и, прежде всего, тех ее отраслей, которые связаны с обеспечением обороноспособности, технической и технологической безопасности, привело к созданию зон типа наукоград, город-завод и др. Название, а также тип зоны в той или иной стране во многом зависят от содержания национальной политики зонирования, проводимой в отношении конкретной территориально-хозяйственной или административно-территориальной единицы, входящей в состав территории страны.

Создание СЭЗ — весьма действенное и перспективное направление развития экономики отдельных территорий и районов, главным образом ориентированных на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию. Однако, несмотря на то, что основным универсальным регулятором функционирования любого рыночного хозяйства является прибыль, привлекательность помещения иностранными инвесторами своего капитала в экономику зон, расположенных на территории других стран, объясняется не только фактором высокого прибыльного экспорта. Ведущую роль играет и фактор получения дополнительных источников природного сырья, расширения рынков сбыта продукции, уже не пользующейся спросом на традиционных рынках других стран. Однако очевидно, что практика зонирования с каждым годом приобретает все большие масштабы, и по оценке специалистов в настоящее время в мире создано и функционирует более 500 зон различных типов, расположенных на территории 82 стран, а мировое семейство СЭЗ превышает 5 тыс. зон.

Существует целый ряд причин и факторов появления зон различных типов в мировой практике зонирования:

1) экономические: получение дополнительной прибыли за счет более выгодного вложения капитала на территории других стран, а не в собственную экономику;

2) внеэкономические:

• технико-технологические (проблемы НТР и НТП в современной мирохозяйственной системе);

• необходимость ускоренного создания и внедрения современной технологии, а также тиражирования лучших мировых достижений;

• природно-географические;

• организационные;

3) политические либо геополитические (экономико-географические): расширение сфер и областей мирового сотрудничества различных стран; социально-культурные и др.

Одной из основных причин многообразия типов зон в мировой практике зонирования является их четкая ориентация в каждом конкретном случае на определенный вид или группу видов специализированной деятельности с обязательным обеспечением соответствующих организационно-правовых, социально-экономических, политических и других условий и гарантий, обеспечивающих эффективное и взаимовыгодное (с точки зрения национальных, межгосударственных и частных интересов) функционирование экономики зоны, отдельных субъектов хозяйствования, действующих на ее территории.

Свободная экономическая зона — это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соответствующего пакета законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

Выделяют следующие основные критерии классификации свободных зон:

• признак хозяйственной специализации, т.е. в соответствии с профилем деятельности хозяйствующих на территории той или иной зоны;

• размер территории зоны;

• степень открытости;

• число стран-участников;

• порядок организации границ зоны и режим доступа на ее территорию;

• территориальный или функциональный подход к организации зоны.

На основе этого комплекса критериев выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зонирования.

1. Зоны свободной торговли.

2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.

3. Торгово-промышленные зоны.

4. Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).

5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).

6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.

7. Совместныес другими странами СЭЗ. В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить отдельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:

1) мононациональными и интернациональными;

2) закрытыми и открытыми;

3) территориальными (макрозонами) и точечными (микрозонами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образованием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.

Рассмотрим более подробно характеристики отдельных типов зон, входящих в данную классификацию.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий, ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. Большое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их 6: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Нунсфахен, Этден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике встречаются понятия свободные торговые порты, свободные портовые города, свободные портовые зоны, таможенные зоны и др.

Причем практика деятельности многих городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира, хотя их названия имеют везде свою национальную специфику. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых открытых прибрежных городов (ОПГ). Принято считать, что преимущества всех типов ЗСТ заключается в том, что для них характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая. Впервые в России ЗСТ появилась в XIX в. в Одессе — Порто-франко.

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов либо выпускающие на тех же основах так называемую импортозаменяющую продукцию для целей внутреннего рынка страны. Первоначально предприятия зоны осуществляют обработку импортируемых полуфабрикатов и компонентов, а также сборку и изготовление какой-либо продукции с обязательным ее экспортом. В дальнейшем они производят товары, используя уже местное сырье с применением импортной техники и технологии для нужд внутреннего рынка. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом определенными налоговыми, финансовыми и другими льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР и Южной Корее.

Торгово-промышленные зоны (ТПЗ) являются своеобразной комбинацией двух первых типов зон, т. е. ЗСТ и ППЗ. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий — резидентов зоны. Они получили широкое распространение в США.

Технико-разрабатывающие зоны (ТРЗ) представляют собой территориальные образования, использующие национальные и зарубежные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, производственно-технологические и научно-производственные организации, объединенные единством целей и задач, пользующиеся при этом единой системой фискальных и финансовых льгот. Обычно такие типы зон называют в США технопарками, в Японии — технополисами, в России и других странах СНГ — наукоградами.

Технопарки в США, технополисы в Японии, научные парки в новых индустриальных странах получают широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры этих зон, налоговые льготы и льготные кредиты, особенно для мелких инновационных фирм. Главная цель создания и функционирования зон этого типа — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно).

Функциональные зоны (ФЗ) - наиболее многочисленная и многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культурные, экологические и т. д.). В этих и подобных административно-территориальных образованиях устанавливается специальный режим предпринимательской задолженности, что заставило США принять меры в виде новых валютных вливаний в эту страну в весьма существенных размерах.

Свободно-экономические зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (пограничного) режима, а может быть жестко регламентирован. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми, во втором случае — закрытыми, или специальными.

Создание, функционирование и развитие СЭЗ всех типов является перспективной и развивающейся формой международного экономического, социального, политического и иного сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе, участия в международном разделении труда и характерной чертой развития международных экономических связей. Необходимость, условия создания, цели и задачи, стоящие перед СЭЗ в рамках национальных экономик различных стран, весьма своеобразны.

Опыт зонирования в национальных хозяйственных системах зарубежных стран позволил выявить характерную тенденцию: решение государства по созданию СЭЗ, как правило, проводится в рамках государственной социально-экономической политики и единой экономической стратегии с целью эффективного развития национальной хозяйственной системы и решения социальных проблем, стоящих перед страной.

Индустриально развитые страны с государственно-корпоративным типом национальной хозяйственной системы широко используют преимущества СЭЗ разных типов. Крупные национальные и транснациональные корпорации значительно разнообразят свою производственную деятельность, вкладывая капитал в различных странах мира. В результате конкуренция между транснациональными монополиями переносится с национального на мировой масштаб хозяйствования. Крупные и крупнейшие объединения промышленных предприятий индустриально развитых государств скоординировали собственное производство таким образом, что внутри своей страны осуществляют только наиболее сложную производственную деятельность, дающую наибольший прирост добавленной стоимости на единицу инвестиций, ведущуюся в странах, где издержки производства значительно ниже, чем в собственной стране.

Транснациональные корпорации размещают свои подразделения, занимающиеся инновационной и научно-исследовательской деятельностью, в СЭЗ типа технополис и технопарк, которые играют роль полигона для разработки и внедрения новых технологий в развивающихся странах, вставших на путь модернизации.

В то же время СЭЗ дают возможность получения сырьевых ресурсов, овладения новыми рынками сбыта продукции, использования интеллектуального и кадрового потенциала развивающихся стран.

Общепризнанно, что наибольшее развитие (по масштабам, значимости и качеству) практика зонирования получила в странах транзитивных экономик. Создание СЭЗ — не только эффективный стимул к ускорению и качественному совершенствованию различных сторон жизнедеятельности экономики и общества, но и весьма дорогой процесс.

Так, по расчетам, 1 кв. км обустройства территории СЭЗ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем обходится в 30—50 млн долл. США, а в Китае достигал даже 70 млн долл.

Наибольших затрат на обустройство территории требуют зоны-гиганты, которые принято относить к зонам комплексного типа.

Так, например, в КНР за 10 лет на развитие специальной экономической зоны Шэньчжэнь было израсходовано 20 млрд юаней, что равняется примерно 5,4 млрд долл. Если учесть, что занимаемая этой зоной территория составляет примерно 320 кв. км, то понятно, что освоение каждого квадратного километра в ней потребовало примерно 62,5 млн юаней, или 16,9 млн долл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.