Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 9. Власть, социальная ответственность бизнеса и этика менеджера

ИСТОЧНИКИ

1. Педагогика под ред. А.П.Тряпицыной Спб 2013.

2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кн. 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2007.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб, 2000.
  2. Сластенин В.А и др. Педагогика, М.,1998-2010..
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.,2001.

Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью. (Питер Друкер)

Вопрос 1. Классический и социально-экономический подход к проблеме социальной ответственности менеджмента. Что Вы выбираете и почему

 

v Классический подход

Мильтон Фридман: большинство современных менеджеров являются специалистами именно в сфере управления, т.е. не имеют собственного бизнеса, а выступают наемными работниками.

Суть подхода: единственная социальная ответственность менеджмента – удовлетворение интересов акционеров/владельцев, т.е. максимизация прибыли организации.

 

v Социально – экономический подход

Суть подхода: социальная ответственность менеджмента включает не только максимизацию прибыли, но и защиту, повышение благосостояния общества.

Появление подхода связано с изменением ожиданий общества от бизнеса. Корпорации не являются больше независимыми субъектами, но подвержены влиянию широкой общественности. Бизнес - организации выступают не только как экономические институты, но и влияют на решение политических, социальных, правовых вопросов.

 

Различия:

Основная разница видна, если взглянуть на проблему с учетом того, перед кем несут ответственность организации/менеджеры.

 

Вопрос 2. Если и в чем разница между понятиями социального обязательства, социального реагирования и социальной ответственности.

 

Компания следует принятому на себя социальному обязательству в том случае, если она выполняет экономические и юридические обязанности перед обществом не более того.

v Социальное обязательство – обязательство субъекта бизнеса выполнять свои экономические обязанности перед обществом.

Понятие социального реагирования связано со способностью фирм адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

v Социальное реагирование – способность фирмы адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Понятие социальной ответственности характеризуется определенными морально-этическими акцентами: организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению.

v Социальная ответственность – обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно-полезные цели, принятые ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями.

  Социальная ответственность Социальное реагирование
Основа Этическая Прагматическая
Нацеленность Конечная цель Средства достижения цели
Акцент Обязательство Реакция на изменения
Структура принятия решений Долгосрочная Средне- и краткосрочная

 

Социальная ответственность требует, чтобы субъект бизнеса самостоятельно определял, какие действия будут «правильными», а какие «неправильными», сам принимал этичные решения и определял, какой деятельностью морально-этического характера ему следует заняться. Социально ответственная организация поступает так, как считает правильным, потому что она имеет «обязательство» поступать именно так

 

Вопрос 3. Как Вы используете подход к проблемам управления – менеджмент, основанный на общих ценностях.

Менеджмент, основанный на общих ценностях – вот основная философия, на которой базировалось внедрение и изменение организационной составляющей компании.

Если говорить о теории, то менеджмент, основанный на общих ценностях – это подход, к проблемам управления, при котором менеджеры определяют, пропагандируют и используют на практике ценности и идеи, принятые в организации. Ценности, ставшие общими для членов организации, формируют ее культуру и влияют на способы ведения бизнеса и поведение работников.

Еще одна роль общекорпоративных ценностей заключается в воздействии, которые они оказывают на формирование поведения сотрудников, и определения способа взаимодействия, которого ожидает организация (а, по сути, лидеры компании) от своих членов.

Основываясь на подобных принципах, необходимо было увязать в единую составляющую следующее:

 

 

Внедрение принципов было определено следующими шагами:

v Формирование команды

v Описание бизнес-процессов

v Построение информационных потоков

v Внедрение и развитие корпоративной культуры

 

Вопрос 4. В чем разница и что общего в четырех подходах к этике

Этика – совокупность правил и принципов, определяющих правильное и неправильное поведение.

Различают 4 разных подхода к проблеме деловой этики:

1. Утилитарный подход к этике, при котором решения принимаются с точки зрения будущих результатов или последствий. Цель – обеспечить наибольшие блага для большинства.


«+» повышает эффективность, производительность

«―» может привести к неправильному распределению ресурсов и несоблюдению интересов некоторых сторон


2. С точки зрения прав. Основан на уважении и защите индивидуальных свобод и привилегий. Данный подход имеет


«+» в части защиты прав работников

«―» является препятствием для повышения производительности и эффективности


3. Применение теории справедливости к этике. Требует от управленческого персонала устанавливать максимально справедливые правила и беспристрастно их применять.


«+» защищаются интересы сторон, которые не имеют весомых полномочий

«―» работки начнут отказываться принимать на себя риски и внедрять какие-либо новшества, это уменьшит производительность


4. Теория интеграции социальных контрактов предполагает объединение эмпирической (что имеется) и нормативного (должно быть) отношений к деловой этике. Основан на объединении 2 «контрактов» - общего социального (между субъектами экон. отношений, где определены основные правила игры) и более конкретизированного, которыми определяются приемлемые способы поведения.

Концепция справедливости

Концепция справедливости утверждает, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости.

v Распределительная справедливость требует, чтобы отношение менеджера к подчиненным основывалось на объективных критериях.

v Процедурная справедливость требует честного администрирования действий подчиненных. Правила должны быть четкими, понятными, постоянно и непредвзято проводиться в жизнь.

v Компенсационная справедливость обязывает ответственную сторону возмещать людям причиненный ущерб.

Вопрос 5. Как Вы предлагаете повысить этику бизнеса в организации, стране?

На мой взгляд, этика и культура начинается со школьной скамьи, с университета. Но что можно сказать о будущей этике тех людей, которые целенаправленно идут списывать на экзамен? Нет, ну каждому из нас ни один раз приходилось списывать – разные ситуации были, но сейчас проблема усугубляется. Многие люди валят все на коррупцию. Во-первых, сейчас в России такая ситуация, что коррупция уже стала нормальным условием сделки, а, во-вторых, что толку валить все на государство, если сами не являетесь образцами этического поведения? По моему мнению, очень мало людей сейчас, кого можно было бы назвать образцом этического поведения.

Поэтому ситуация весьма плачевная, особенно в нашей стране. Если рассматривать США, Западную Европу, то в этих странах проблема этики бизнеса менее острая.

Но что можно, на мой взгляд, можно сделать, чтобы повысить уровень этики и культуры в нашей стране в целом и в сфере бизнеса в частности?

1. Прежде всего, это осознание того, что все мы совершали неэтичные поступки в своей жизни. И того, что этичность и честность менеджера – одна из важнейших характеристик.

2. Если Вы менеджер, то Вы должны понять, что Ваше поведение (этичное/неэтичное) – ролевая модель поведения для ваших сотрудников. И, учитывая этот факт, Вы должны более внимательно относиться к нему.

3. Также надо делиться своими ценностями с сотрудниками, подчеркивать важность этических ценностей.

4. Следить за развитием, так как, то этично сегодня, уже завтра может вызвать всеобщее порицание. Менеджер должен отслеживать такие тенденции, чтобы не попасть «впросак».

5. Если Вы работник, Вы должны понять необходимость «правдолюбства» в Вашей компании.

6. Если Вы менеджер, Вы должны привить своим работникам культуру «правдолюбия», поощрять их, но ни одна жалоба не может быть принята за «чистую монету», иногда следует детально разобраться в ситуации.

7. Со стороны государства должна быть обеспечена правовая защита «правдолюбцам» от не совсем этичных менеджеров и коллег.

8. Как инструмент поддержки работников может быть создана «горячая линия».

9. Менеджеры в своей работе не должны забывать, что каждое их решение имеет отголосок в социуме, то есть каждое свое действие они должны соотносить с социальным контекстом данного общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Педагогика как наука и практика | Тема. Возбуждение уголовного дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.