КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Системы и модели массового обслуживания
Системы и модели массового обслуживания Менеджеру-экономисту приходится сталкиваться с ситуациями, которые характеризуются термином системы массового обслуживания. Пример 1. обслуживание покупателей в сфере розничной торговли 2. транспортное обслуживание 3. медицинское обслуживание населения 4. ремонт аппаратуры, машин, механизмов, находящихся в эксплуатации 5. обработка документов в системе управления 6. туристическое обслуживание (билетные кассы, справочные бюро, телефонные станции) Главная особенность процессов массового обслуживания – случайность. ТМО опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. Первоначально развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К.Эрланга (1878-1929), с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций. Большой вклад в развитие этой теории внесли российские математики А.Я.Хинчин, Б.В.Гнеденко, А.Н.Колмогоров, Е.С. Вентцель и др. Каждая СМО состоит из какого-то числа обслуживающих единиц, которые называются каналами обслуживания. В качестве каналов могут фигурировать технические устройства либо персонал, выполняющие функции обслуживания. Различают однофазные и многофазные каналы. При однофазном канале весь процесс обслуживания от начала до конца выполняется либо 1-м техническим устройством, либо 1-м человеком. В зависимости от числа каналов системы массового обслуживания могут быть одноканальными или многоканальными. Каждая СМО предназначена для обслуживания какого-то потока заявок (или «требований»), поступающих на СМО в какие-то, вообще говоря, случайные моменты времени. Обслуживание поступившей заявки продолжается некоторое (вообще говоря, случайное) время, после чего канал освобождается и готов к принятию следующей заявки. Случайный характер потока заявок приводит к тому, что в какие-то промежутки времени на входе СМО скапливается излишне большое число заявок (они либо образуют очередь, либо покидают СМО необслуженными); в другие же периоды СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать. В настоящее время теоретически наиболее разработаны и удобны в практических приложениях методы решения таких систем массового обслуживания, процесс функционирования которых является марковским, то есть все потоки событий, переводящие систему из состояния в состояние, простейшие. Простейший поток обладает тремя основными свойствами: стационарности, ординарности и отсутствия последствия. Свойство стационарности обеспечивает постоянное количество требований в течение некоторого промежутка. При этом количество требований зависит только от дины этого промежутка по оси времени, т.е. это свойство не учитывает суточные и годовые колебания спроса. Свойство ординарности указывает, что вероятность поступления 2х заявок одновременно является бесконечно малой величиной. Свойство отсутствия последствия состоит в том, что количество требований, поступивших в систему после времени t0 не зависит от числа требований до этого момента. Для простейшего потока частота поступления требований в систему подчиняется закону Пуассона, то есть вероятность поступления за время t ровно k требований задается формулой , - плотность потока или среднее число требований в единицу времени.
Каждая система массового обслуживания, в зависимости от числа каналов и их производительности, а также от характера потока заявок, обладает какой-то пропускной способностью, позволяющей ей более или менее успешно справляться с потоком заявок. Предмет теории массового обслуживания — установление зависимости между характером потока заявок, числом каналов, их производительностью, правилами работы СМО и эффективностью обслуживания. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Системы массового обслуживания (СМО) классифицируются по разным признакам. В зависимости от условий ожидания требованием начала обслуживания различают СМО с отказами и СМО с ожиданием. Системы массового обслуживания вообще могут быть двух типов. 1. Системы с отказами. В таких системах заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, получает «отказ», покидает СМО и в дальнейшем процессе обслуживания не участвует. 2. Системы с ожиданием (с очередью). В таких системах заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, становится в очередь и ожидает, пока не освободится один из каналов. Как только освободится канал, принимается к обслуживанию одна из заявок, стоящих в очереди. Для систем с ожиданием важна дисциплина очереди. Под дисциплиной очереди понимается порядок, который принят при поступлении требований из очереди в канал обслуживания. Различают следующие виды дисциплины очереди: упорядоченное обслуживание: первый пришел – первый обслуживается(английская аббревиатура FIFO – First Input First Output); последний пришел – первый обслуживается (английская аббревиатура LIFO – Last Input First Output); неупорядоченное обслуживание: заявки попадают в канал обслуживания случайным образом; с приоритетами: при которой некоторые находящиеся в очереди заявки имеют право первоочередного обслуживания.
Системы с очередью делятся на системы с неограниченным ожиданием и системы с ограниченным ожиданием. В системах с неограниченным ожиданием каждая заявка, поступившая в момент, когда нет свободных каналов, становится в очередь и «терпеливо» ждет освобождения канала, который примет ее к обслуживанию. Любая заявка, поступившая в СМО, рано или поздно будет обслужена. В системах с ограниченным ожиданием на пребывание заявки в очереди накладываются те или другие ограничения. Эти ограничения могут касаться длины очереди (числа заявок, одновременно находящихся в очереди), времени пребывания заявки в очереди (после какого-то срока пребывания в очереди заявка покидает очередь и уходит), общего времени пребывания заявки в СМО и т. д. В зависимости от типа СМО, при оценке ее эффективности могут применяться те или другие величины (показатели эффективности). Например, для СМО с отказами одной из важнейших характеристик является так называемая абсолютная пропускная способность — среднее число заявок, которое может обслужить система за единицу времени. Наряду с абсолютной, часто рассматривается относительная пропускная способность — средняя доля поступивших заявок, обслуживаемая системой (отношение среднего числа заявок, обслуживаемых системой в единицу времени, к среднему числу поступающих за это время заявок). Помимо абсолютной и относительной пропускной способностей, при анализе СМО с отказами нас могут, в зависимости от задачи исследования, интересовать и другие характеристики, например: — среднее число занятых каналов, — среднее относительное время простоя системы в целом и отдельного канала и т. д.
Перейдем к рассмотрению характеристик СМО с ожиданием. Очевидно, для СМО с неограниченным ожиданием как абсолютная, так и относительная пропускная способность теряют смысл, так как каждая поступившая заявка рано или поздно будет обслужена. Зато для такой СМО весьма важными характеристиками являются: — среднее число заявок в очереди, — среднее число заявок в системе (в очереди и под обслуживанием), — среднее время ожидания заявки в очереди, — среднее время пребывания заявки в системе (в очереди и под обслуживанием), и другие характеристики ожидания.
Для СМО с ограниченным ожиданием интерес представляют обе группы характеристик: как абсолютная и относительная пропускная способности, так и характеристики ожидания.
Для анализа процесса, протекающего в СМО, существенно знать основные параметры системы: число каналов n, интенсивность потока заявок l, производительность каждого канала (среднее число заявок m, обслуживаемое каналом в единицу времени), условия образования очереди (ограничения, если они есть). В зависимости от этих параметров мы и будем в дальнейшем выражать характеристики эффективности работы СМО.
Заранее условимся (чтобы не оговаривать это всякий раз отдельно), что мы будем считать все потоки событий, переводящие СМО из состояния в состояние, пуассоновскими. По месту нахождения источника требований СМО делятся на разомкнутые (когда источник требований находится вне системы) и замкнутые (когда источник находится в самой системе).
Многоканальная СМО с ожиданием. Пусть в n-канальную систему массового обслуживания поступает простейший поток требований с интенсивностью λ; число мест в очереди ограничено и равно т. Время обслуживания требований (для одного канала) экспоненциальное, со средним значением tобс Размеченный граф состояний системы представлен на рисунке. Предельные вероятности состояний системы имеют вид
Требование получает отказ в том случае, когда система занята, то есть вероятность отказа
Относительная пропускная способность или вероятность того, что поступившее в систему требование будет принято к обслуживанию, дополняет вероятность отказа до единицы В систему поступает λ требований в единицу времени, а доля требований, принятых к обслуживанию, равна q. Следовательно, абсолютная пропускная способность Каждый канал, если он занят, обслуживает в единицу времени λтребований, а вся система —А требований. Таким образом, среднее число занятых каналов Среднее число требований, находящихся в очереди, вычислим как математическое ожидание числа требований, находящихся в очереди: Учитывая, что среднее число требований, находящихся под обслуживанием, совпадает со средним числом занятых каналов, среднее число требований, находящихся в системе, равно Среднее время пребывания требований в очереди Среднее время пребывания требования в системе получим, если к среднему времени ожидания в очереди прибавим среднее время обслуживания, умноженное на относительную пропускную способность q Многоканальная СМО с неограниченной длиной очереди. Так как длина очереди не ограничена, то граф состояний в этом случае является бесконечным Установившийся режим работы системы существует при , а при очередь будет расти неограниченно. Полагаем, что . Формулы для расчета характеристик СМО с неограниченной очередью. Предельные вероятности состояний:
Так как число мест в очереди не ограничено, то все требования, поступившие в систему, рано или поздно будут обслужены. Следовательно
Среднее число занятых каналов
Среднее число требований, находящихся в очереди
Среднее число требований, находящихся в системе Среднее время пребывания требования в очереди Среднее время пребывания требования в системе Многоканальная СМО с отказами. Если требование поступает в систему в момент, когда все п каналов заняты, то оно получает отказ (покидает систему не обслуженным). Если же в момент поступления требования имеется хотя бы один свободный канал, то оно принимается к обслуживанию и обслуживается до конца. Размеченный граф состояний системы с отказами представлен на рисунке. Предельные вероятности состояний системы (формулы Эрланга) для рассматриваемой СМО имеют вид
Вероятность отказа Относительная пропускная способность Абсолютная пропускная способность A=λq Среднее число занятых каналов
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |