Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические нормы в деятельности организаций




Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организа­ции в своей деятельности. Правила содержат права, обязанно­сти и ответственность за неисполнение обязанностей или пре­вышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партий­ная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высме­ивание работников; расовое презрение и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте; угрозы; грубость; насилие; исполь­зование, продажа наркотиков; появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии; утрата собственности организации; кража собственности организации; неправильное, неэффективное пользование собственностью организации; разгла­шение информации, являющейся служебной, коммерческой тай­ной; хранение материалов личного характера на рабочем месте; отказ в досмотре своего рабочего места и используемой инфор­мации работникам кадровых служб; использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях; переда­ча администрации неточной, искаженной информации; обман пу­тем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты; обман государственных, правитель­ственных органов, внешних организаций; ложные заявления от имени организации; злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой; выполнение рас­поряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебре­жительные высказывания; унижение конкурентов, их товаров и ус­луг; разговоры с посторонними об условиях договоров и тем са­мым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследовани­ях рынков, о производственных мощностях, о частной инфор­мации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проник­новение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах; взяточничество; получение подарков и денег от поставщика, клиента (к подаркам относятся: материальные цен­ности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования или обслуживание по льгот­ным ценам и т. д.); получение комиссионных; вручение подар­ков представителям поставщика и т. д.

Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались ра­ботниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

По содержанию правила могут весьма различаться, неред­ко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.

Ниже приведена широко распространенная структура пра­вил этики организации, включающая следующие разделы:

• введение;

• послание руководителя организации;

• каким должен быть работник организации;

• каналы связи;

• трудовые династии;

• частная жизнь работников;

• собственность организации;

• традиции и ритуалы организации;

• конкурсы профессионального мастерства;

• юбилеи работников;

• деловая репутация;

• честь и достоинство работников;

• взаимоотношения с другими организациями;

• отношение к законам;

• общественная жизнь организации;

• отношение к политической жизни;

• использование торговых марок;

• авторские права;

• отношения с государственными и муниципальными слу­жащими;

• отношения между руководителями и подчиненными;

• отношения между руководителями;

• отношение к женщинам — работницам организации;

• отношение к молодежи, работающей в организации;

• отношение к тем, кто работает и учится;

• отношение организации к пенсионерам;

• основные ценности организации;

• основные этические принципы;

• правила конкуренции;

• социальная ответственность организации;

• принципы справедливости организации.

Принятые правила не имеют статуса нормативного право­вого акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассмат­ривающие конфликты.

Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.

В условиях становления рыночных отношений в стране соблю­дение этических норм в деятельности организации во многом зави­сит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью зача­стую бывают аморальными. Не признавая права нанимаемого че­ловека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.

Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:

• непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

• привнесение в трудовые отношения агрессивности;

• сохранение опасных для здоровья условий труда;

• низкий уровень организации труда;

• отказ от управления дисциплиной;

• страх как основной метод управления поведением нанима­емого работника;

• управление наемными работниками посредством произвола;

• унижение чести и достоинства человека, его деловой репу­тации;

• необъективное отношение к человеку;

• нарушение трудового законодательства и т. п.

Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправляемость че­ловека.

В нашей стране в организациях действует три вида мора­ли: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отно­шений.

Мораль советская проявляется в тех случаях, когда в орга­низациях пытаются сохранить моральные принципы из про­шлого, такие, как взаимная выручка, взаимопомощь, солидар­ное и бескорыстное поведение, товарищество, равная оплата за равный труд и т. д. Такая мораль достаточно рискованна и даже излишня в тех случаях, когда люди вступают в конкури­рующие, антагонистические отношения.

Мораль «дикого» рынка обусловлена целями первоначаль­ного накопления капитала. Это отношения джунглей, где гос­подствует закон силы, царствует произвол. «Дикому» рынку присущи спекулятивные, грабительские тенденции, парази­тизм, стремление к наживе любой ценой, хищническая эксп­луатация наемного труда, антагонизм в отношениях к произ­водителю, безразличие к людям и т. д. Подобные отношения возможны потому, что в обществе еще не установлены более справедливые правила. Через какое-то время их, безусловно, заменит определенный порядок, в большей степени учитыва­ющий интересы всех его членов.

Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений не требуются любовь, великодушие, симпа­тия, сострадание, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работ­ников. Эта мораль все больше завоевывает мир. В ее рамках нрав­ственный протест вызывает любое нарушение прав, непризнание в человеке, любом работнике личности, равной работодателю, руко­водителю. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений.

Этика трудовых отношений в российских условиях предпо­лагает их оценку с помощью таких понятий, как:

правильно — неправильно;

справедливо — несправедливо;

гуманно — негуманно;

человечно — бесчеловечно;

законно — незаконно;

нарушает права — не нарушает права;

ограничивает свободу — не ограничивает свободу;

равное положение — неравное положение;

добро — зло.

Это результат положительного влияния этики советского времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.