Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буганова Ванда Николаевна

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключ к большим успехам.

Недавно после семинара в Миннеаполисе ко мне подошел один бизнесмен и рассказал великолепную историю. Он сказал, что уже приезжал на мой семинар лет восемь назад. Он происходил из семьи фермера, жил в маленьком городке неподалеку от Миннеаполиса и никогда раньше не слышал о постановке целей.

По его словам, вернувшись домой после семинара, он записал свои цели, составил план и немедленно приступил к действию. С того дня он приучил себя ежедневно делать что-нибудь приближающее его к заветной цели. Он рассказал, что его доход за восемь лет вырос в десятикратном размере. В завершение своей истории он признался мне, что самым важным из того, чему он научился за свою жизнь, была идея "делать что-нибудь каждый день".

Приступив к регулярному, систематическому, ежедневному процессу постановки целей и планирования в сочетании с другими принципами, изложенными в этой книге, вы добьетесь результатов, которые поразят вас и всех окружающих. За год-два вы добьетесь большего, чем другие достигают за пять или десять лет.

 

 

 

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей и социальной психологии

Одесского национального университета им.И.И.Мечникова

 

Динамика группового взаимодействия описывает временные закономерности разворачивания внутренних психологических процессов у участников тренинга. Что бы не происходило на видимом, событийном уровне, каким бы ни был тренинг по названию и цели, на глубинном уровне один этап закономерно будет сменяться другим. Поэтому крайне важно быть информированным и соответственно профессионально подготовленным, уметь отслеживать и контролировать групповую динамику.

 

 

Тренинги давно зарекомендовали себя как эффективный метод психокоррекции. В определенных условиях преимущества групповой формы работы неоспоримы. В связи с этим, в последнее время в нашей стране тренинги приобрели широкую популярность. Настолько широкую, что подчас их проводят лица, не имеющие базового психологического образования, а получившие скороспелую подготовку по конкретному виду тренингов. В литературе и в Интернете имеется большое количество программ тренингов, создающих иллюзию достаточности для проведения. Однако, специалистам, получившим специальную подготовку, обладающим сформированным психологическим мировоззрением и взявшим на вооружение этические нормы работы, принятые в практической психологии, очевидно, что для проведения тренинга крайне недостаточно взять на вооружение пошаговый алгоритм его поведения. Гораздо важнее знать, уметь отслеживать, понимать и корректно использовать закономерности глубинных процессов, имеющих место в групповой психокоррекционной работе. К таким вопросам относится динамика группового взаимодействия.

Закономерная смена фаз развития группы, имеющая место во время проведения тренингов, многократно описана в специальной литературе [2,3,6]. В разных источниках несколько отличаются названия выделяемых этапов и их количество, но неизменным остается констатация того, что вне зависимости от вида тренинга и особенностей его проведения, существуют динамические закономерности развития группы, которые обязательно следует учитывать.

Наш многолетний опыт проведения тренингов, а так же размышления о закономерностях функционирования психики, позволили предпринять попытку несколько дополнить существующие описания динамики группового взаимодействия. Значительно содействовало этому изучение механизма личностного изменения, разработанного профессором Киевского университета менеджмента образования АПН Украины, доктором психологических наук Лушиным Павлом Владимировичем [4] и опыт совместного с ним проведения тренингов.

Этапы развития групповой динамики взаимодействия:

1 этап - установление психотерапевтического альянса, формирование группового эффекта.

2 этап - психодиагностический: сбор информации об участниках тренинга, о группе в целом и о содержании основного внутреннего конфликта, который нужно разрешить в рамках тренинга.

3 этап агрессии, конфронтации или противостояния.

4 этап - психокоррекционный.

5 этап – диссоциации, разрушения психотерапевтического альянса, «сбор чемоданов».

6 этап – экологический - забота об отсутствии негативных последствий психокоррекционного вмешательства.

Остановимся подробнее на описании содержания каждого из этапов.

1 этап - установление психотерапевтического альянса, формирование группового эффекта.

Как известно, групповой эффект является специфическим тренинговым феноменом, осуществляющим основное психокоррекционное воздействие на участников тренинга. Специалисты знают, что основная задача тренера – создать групповой эффект. Если это сделано, дальше «работает» он, а задача тренера лишь следить за его сохранением и укреплением. Групповой эффект, как многие базовые дефиниции трудно вербально описать, хотя каждый опытный тренер, опираясь на свои переживания, безошибочно знает, что это. Начинающие психологи часто представляют групповой эффект как состояние группы, объединенной чувством единения и дружбы, т.е. позитивно эмоционально окрашенное. На самом деле, эмоции участников, сопровождающие групповой эффект могут быть очень разнообразны, в том числе, и негативны. Мы понимаем групповой эффект, как состояние группы, объеденной общим содержанием, общей целью. При этом все участники замотивированы на включенность в общую работу. Эмоции и поведенческие проявления участников могут быть очень разнообразны. Вплоть до того, что для кого-то происходящее может быть, например, столь травмирующее и эмоционально насыщенное, что, именно, из-за включенности в работу он будет выглядеть отстраненным и скучающим. В теории тренингов известно, что до тех пор, пока не создан групповой эффект, продвигаться дальше по программе тренинга нельзя. Иногда львиная доля времени тренинга уходит на создание группового эффекта, но другого пути нет. С другой стороны, если групповой эффект создан, дальше работа группы идет эффективно, «большими шагами» продвигаясь к достижению поставленной цели. В литературе существует много технологических рекомендаций по созданию группового эффекта и даже перечень рекомендуемых упражнений (например, психогимнастических) [5,7]. С нашей точки зрения, создание группового эффекта есть основной тренерский навык и в каждом конкретном случае он реализуется с учетом множества сиюминутных особенностей группы и обстановки. По сути своей это задача всегда творческая, а не ремесленническая, выполняемая по четкому алгоритму.

2 этап – психодиагностический - сбор информации об участниках тренинга, о группе в целом и о содержании основного внутреннего конфликта, который нужно разрешить в рамках тренинга.

С одной стороны, перечисленные задачи часто решаются до начала тренинга, особенно, в рамках социально-психологического тренинга (но, не тренинга личностного роста). Хорошим стилем работы тренера СПТ является предварительный сбор информации об участниках, вплоть до психодиагностического исследования с помощью стандартизованных методик и изучения так называемого контента, т.е. поля в котором живут, учатся, или работают участники. Вместе с тем, психодиагностическое исследование в рамках тренинга носит совершенно другой характер. Достаточно вспомнить, что тренинговые упражнения представляют собой моделирование проблемных для участников ситуаций. А одним из принципов психодиагностики является утверждение о том, что нигде так не проявляется сущность человека, как в проблемной ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Другое дело, что интерпретировать получаемый материал психологу гораздо труднее, чем при использовании стандартизованных методик. Для этого ему следует уметь наблюдать, вычленять психодиагностически значимый материал, обладать навыками визуальной психодиагностики, а самое главное, уметь интерпретировать без собственных проекций и своих личностных наслоений. Кроме того, следует иметь ввиду, что в данном случае речь идет не об индивидуальной психодиагностике, а о групповой. Если создан групповой эффект, то объединение участников отныне выступает в виде группового субъекта и в данном случае представляет интерес проблема, общая для всех или, хотя-бы, для большинства. Понимая развитие, как трансцендирование, т.е. выход за личностные границы [4], мы рискнем описать ожидаемые результаты психодиагностики, как понимание имплицитной модели поведения группового субъекта. Другими словами, информация, необходимая для дальнейшего корректного проведения тренинга, это предположение о том, каким потенциалом, созревшим для социальной реализации обладает большинство участников группы. Мы понимаем смысл дальнейшей тренинговой работы, как помощь участникам в том, чтобы апробировать новые для себя способы поведения и тем расширить свой репертуар социальных возможностей. Нужно практикой, непосредственной реализацией показать участникам, что они действительно это могут и тем самым придать им веры в себя и уверенность в свои силы. При этом важно не навязывать со стороны, а следовать логике внутреннего личностного развития. Поэтому так важно провести корректно психодиагностический этап тренинга, на котором и определяется, что нового появилось в перечне возможностей участников, но они сами об этом еще не знают.

3 этап - агрессии, конфронтации или противостояния. По мнению многих авторов – центральная, определяющая и при этом, эмоционально наиболее насыщенная и часто, сложная стадия тренинга. Поразительно, но по нашим наблюдениям, далеко не все тренеры готовы к данному этапу и потому сворачивают или избегают его. Вместе с тем, наступление данной стадии свидетельствует о продуктивной работе группы, о закономерном разворачивании групповой динамики. И наоборот – если стадия не наблюдается, это повод для беспокойства тренера, свидетельство того, что что-то идет не так. Если психодиагностика проведена и тренер правильно определил новые личностные тенденции участников, попытка их актуализации закономерно столкнется с ригидностью старого, устоявшегося, привычного. Трансцендирование – часто болезненный процесс и его необходимость может вызвать страх и нежелание перемен. Более того, оно сопряжено с проблемой выбора и последующим отказом от чего-то, как правило, устаревшего, отжившего, но такого знакомого, привычного и родного, что расставаться с ним не хочется (эффект «чемодана без ручки»). Все это актуализирует психологические защиты и внутреннее сопротивление. Не случайно, во многих техниках, психокоррекцию сводят к работе с сопротивлением. Эти внутренние события и проявляются на тренинге в виде конфронтации, агрессии, недовольства участников. Негативные эмоции членов группы могут направиться с равной вероятностью друг на друга, на тренера или еще на какой-либо объект. Мы полагаем, что из соображений безопасности, тренеру надлежит приложить усилия чтобы «взять огонь на себя». Поскольку он – специально обученный человек, понимающий внутреннюю подоплеку происходящего, он может и должен не принимать происходящее на свой счет и, соответственно, личностно реагировать ответной агрессией или обидой, а использовать вскрывшийся материал в целях тренинга. Чаще всего, до этого этапа участники прилагали усилия для того, чтобы вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, в традиции присущего им социального имиджа, а потому, не очень личностно раскрывались, прячась за присущими им «масками». Наступление стадии конфронтации означает, что происходящее «затронуло за живое», «наступило на больную мозоль» и у участников не хватает ресурса заботиться о соответствии привычному имиджу, контролировать и выверять свое поведение. На то мы и психологи, чтобы за этими «непричесанными» формами поведения увидеть живую душу и просящийся к реализации внутренний потенциал личности. Поэтому, конфронтационный этап часто специально провоцируется и некоторое время поддерживается для проявления имплицитной модели поведения и работы по снятию сопротивления новому. Если задачи этой стадии успешно решены, четвертый, психокоррекционный этап проходит быстро и эффективно. Участники, замотивированные на личностное изменение и не испытывающие страха перемен, легко и с видимым удовольствием осваивают новые формы поведения, повышая самооценку, веру в себя и свои возможности.

Необходимость 5 этапа обусловлена тем, что любая психокоррекционная работа по определению происходит в измененном состоянии сознания. Другими словами, состояние участников отличается от привычного, имеющего место в повседневной жизни. Более того, возникновение группового эффекта означает объединение людей, которые, быть может, до этого были совершенно не знакомы в специфическое сообщество с общими целями и своеобразным стилем общения. Следует учесть, что многие наши сограждане, к сожалению, живут с дефицитом доверительного, по-настоящему близкого общения. Если они получили его в рамках тренинга, у них может возникнуть соблазн продлить это единение и распространить его на обыденную жизнь. Часто, при некорректном и неэтичном поведении тренера, вокруг его личности возникает ореол «помогателя», «доброго, понимающего человека», в результате чего возникает личностная привязка к нему участников. Однако, следует помнить, что тренинг – специфическая форма социального взаимодействия, не имеющая ничего общего с дружбой или приятельством. Поэтому, попытки распространить возникшее чувство единения за пределы тренинга обречено на провал и опасно вероятностью возникновения мощного разочарования. Во избежание таких негативных последствий, после достижения цели тренинга, следует разрушить групповой эффект, вернуть участников в привычное повседневное психоэмоциональное состояние. Достигается это путем диссоциации установившихся личностных связей.

6 этап – экологический Его содержание - забота об отсутствии негативных последствий психокоррекционного вмешательства. К сожалению, в литературных первоисточниках отсутствует описание подобного этапа. Нам же представляется он непременным. Если психолог относится к своей работе не как временщик, если он действительно заботится о психологическом благополучии участников тренинга, он должен иметь в виду, что тренинговое воздействие не завершается с окончанием тренинга, как такового. Психологические процессы обладают определенной инерцией - начавшись в рамках тренинга, они имеют место еще некоторое время после его завершения. На протяжении этого времени тренеру желательно найти возможность (лучше опосредованно) получить информацию об эмоциональном состоянии его подопечных. Понятно, что часто отношения психолога и участников тренинга оговариваются контрактом, который может и не предусматривать послетренингового сопровождения. Понятно, что если корректно проведен процесс диссоциации, связи оказываются разорваны и процесс взаимодействия группы – завершен. Однако, нам представляется, что исходя из этических соображений и понимания, что «неизвестно, как слово наше отзовется», следует перестраховаться и побеспокоиться об отсутствии негативных последствий психокоррекционного воздействия. Тем более, что динамика субъективного состояния участников тренинга, многократно отслеженная нами, тяготеет к закономерностям, описанным ниже [1]. (Приведенная далее информация не является статистически достоверной, полученной с помощью стандартизованного исследования, а лишь описывает общие тенденции. Она основывается на субъективных наблюдениях, является гипотетичной и нуждается в дальнейшей эмпирической проверке и уточнении).

Предположим, исходя из здравого смысла, что на тренинг приходят люди, испытывающие те или иные проблемы адаптации в социуме, а потому имеющие эмоциональный фон ниже среднего. Если зафиксировать этот уровень эмоционального состояния, как исходный, то на первом этапе развития групповой динамики, он, как правило, несколько повышается, ввиду появления чувства единства с другими членами группы и надежды на разрешение своей проблемы, как составляющих группового эффекта.

На втором этапе (психодиагностическом) эмоциональное состояние участников может несколько снизиться ввиду затрагивания болевых переживаний.

На третьем (конфронтационном) этапе, для которого характерны негативные переживания, можно ожидать резкое снижение эмоционального состояния участников.

Психокоррекционный (4 этап) этап эмоции переводит на гораздо более высокий уровень, поскольку участникам приятно видеть происходящие у них позитивные перемены и свои конкретные достижения.

Пятый этап призван стабилизировать эмоции и состояние участников. Более того, нам представляется необходимым специально позаботиться о том, чтобы у участников не возникало эйфорического состояния, «головокружения от успехов». Особенно такая угроза вероятна, если тренер в силу своих личностных особенностей нуждается в положительной обратной связи от участников и прилагает усилия, чтобы понравиться, а то и вызвать восхищение демонстрацией своих профессиональных возможностей. Если психолог действительно заботится прежде всего об интересах участников тренинга, на этапе диссоциации ему следует «вернуть участников к действительности», «охладить», «заземлить» и проверить устойчивость происшедших личностных трансформаций. В результате, оптимальным эмоциональным фоном, с которым расходятся члены группы, с нашей точки зрения, является состояние, выраженное в метафоре: «усталые, но довольные они возвращались домой…». Не случайно, в литературе часто подчеркивается, что итогом психокоррекции должны быть не восторг или эйфория, а надежда на то, что исходная проблема решаема, вера в то, что у человека хватит ресурса для преодоления препятствия [2,5,7]. Сама проблема должна решаться за рамками психокоррекции, чтобы у человека не было сомнения, что это именно он, самостоятельно, смог преодолеть препятствие. Лавры победы не должны делиться с участниками тренинга и, тем более, с психологом. Крайне важно, чтобы человек сам обрел опыт преодоления проблемы и на будущее имел оптимизм и веру в себя.

После завершения работы группы, мы предполагаем, в среднем, около 2 недель длится послетренинговый эффект, на протяжении которого участник продолжает думать и переживать то, что происходило во время работы группы. За это время человек переживает смену нескольких этапов. Первые дни после тренинга, как правило, окрашены положительными эмоциями. Далее наступает снижение настроения по типу послеродовой депрессии. Допустим, тренинг был успешным и человек приобрел на его протяжении весьма полезные для себя новшества. Вместе с тем, весьма вероятно, что от каких-то устаревших, ставших неадекватными нынешним условиям жизни форм поведения, человек на тренинге избавился. Пересматривая, перепроверяя итоги тренинга, наверняка, человека настигнет грусть по, пусть уже ненужному, но утраченному, что было привычным и родным. В какой-то мере, участник тренинга прощается с собой «старым», адаптируясь к более адекватному себе «новому». Более того, по нашим наблюдениям, чем более бурные эмоции, граничащие с эйфорией, пережил человек во время тренинга, тем глубже будет его послетренинговая депрессия.

Наконец, пересмотрев со всех сторон происшедшее, человек ассимилирует в своем личностном профиле лишь те новшества, которые выдержали проверку временем и апробацией в реальных жизненных условиях. Мы полагаем, что тренинг был успешным, если итоговый эмоциональный уровень по завершению послетренинговой адаптации будет хоть немного выше того, с которым человек шел на групповую психокоррецию.

Таким образом, при подготовке, проведении и анализе результатов тренинга крайне важно учитывать закономерности временной развертки переживаний участников.

Литература

1. Буганова В.М. Инфрадианный ритм самочувствия и настроения. Проблеми психології часу. Тези доповідей Міжнародної конференції – Одеса, 1995, с.51-53

2. Групповая психотерапия /Под ред. проф. Б.Д.Карвасарского, С.Ледерса - М.: "Медицина", I990

3. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. – СПб.: Речь, 1993 – 87 с.

4. Лушин П.В. Личностные изменения как процесс: теория и практика. Одесса, «Аспект», 2005

5. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Спб., 1993, Ч.1,2

6. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского С-П.: "Питер", I999

7. Ялом Ирвин: Теория и практика групповой психотерапии – СПб: «Питер», 2000

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как определить ваши цели | Мосты и тоннели, сегодня и завтра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.