КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мосты и тоннели, сегодня и завтра
Как известно, корни российских транспортных строителей уходят в глубь веков: первый наплавной мост был построен на Киевской Руси через реку Днепр еще в 1115 г., а первое в России транспортное высшее учебное заведение (Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения) существует с 1809 г. Подготовка мостовиков и тоннельщиков в Новосибирском институте военных инженеров транспорта (НИВИТ, потом НИИЖТ - так назывался ранее нынешний Сибирский государственный университет путей сообщения - СГУПС) началась 75 лет назад в 1932 г. За последующие годы подготовлено около 6000 специалистов, большинство из которых успешно трудится в строительных и проектных организациях. На факультете «Мосты и тоннели» работали многие известные ученые страны, среди них – единственный мостовик академик АН СССР Григорий Петрович Передерий (автор проектов многих уникальных сооружений: моста лейтенанта Шмидта, моста Володарского в Петербурге и т.д.), профессора, заслуженные деятели науки и техники РСФСР Константин Константинович Якобсон (соавтор Крымского моста в Москве и один из основоположников теории расчета предварительно напряженного бетона), Абрам Яковлевич Александров, Федор Андреевич Никитенко, Константин Николаевич Коржавин. В настоящее время подготовку будущих мостовиков и тоннельщиков ведут около десяти академиков Российской академии транспорта, более 20 профессоров, докторов наук и 50 доцентов, что значительно превосходит в процентном отношении соответствующие средние показатели по техническим вузам страны. Вуз гордится достижениями выпускников факультета «Мосты и тоннели», среди которых есть обладатели высших государственных наград и званий (Герои Социалистического труда, лауреаты Государственных и Ленинской премии), министры и руководители крупнейших строительных и проектных организаций, ректоры и проректоры вузов, заслуженные деятели науки и техники России, заслуженные строители России и Украины, почетные транспортные строители и почетные железнодорожники страны, доктора технических наук и профессора. В последние 5-10 лет в отечественном мосто- и тоннелестроении произошли прямо-таки революционные события, которые не могли не отразиться и на системе подготовки мостовиков и тоннельщиков. Во-первых, в России по-настоящему началось строительство скоростных автомобильных дорог (от магистралей «Дон» и «Байкал» до инфраструктуры Олимпиады Сочи-2014), которые немыслимы без мостов, тоннелей и эстакад. Во-вторых, архитектурно выразительные мосты и подземные сооружения стали определять имидж наших городов (мост «Серебряный Бор», «Манежная площадь», ушедшая под землю, Лефортовский тоннель в Москве, вантовый мост через Неву в Петербурге, уникальные мосты-рекордсмены в Сургуте и Ханты-Мансийске и т.д.). В-третьих, массовая реконструкция «царских» железнодорожных мостов, построенных в России в конце 19 века. Это, безусловно, привело к резкому повышению спроса на выпускников вузов по специальности «Мосты и транспортные тоннели» (ежегодно только СГУПС получает 150-170 заявок на мостовиков и тоннельщиков), что усугубилось фактически массовым уходом из профессии поколения выпускников 1990-х годов. Но так как российская история не обходится без парадоксов, то в последние годы одновременно шло два противоречащих друг другу процесса: · Обвальное сокращение бюджетного набора в действующих десяти вузах, готовящих мостовиков и тоннельщиков (Москва, Петербург, Хабаровск – по два вуза, Новосибирск, Саратов, Пермь, Омск) – на примере нашего вуза: 1988 г. – 150 чел.; 1991 г. – 75 чел.; 1997 г. – 40 чел.; 2006 г. – 35 чел. · Не менее стремительное открытие подготовки мостовиков за пять лет в семи (!) «новых» вузах (Иркутска, Екатеринбурга, Самары, Волгограда, Казани и Ростова-на-Дону), причем всего по одной студенческой группе в составе «родственных» факультетов. Это приводит на примере нашего вуза в 2006 г. к следующей ситуации: чтобы сохранить факультет, коллектив преподавателей и качественную подготовку мостовиков и тоннельщиков в составе полноценного курса (80-85 чел.), мы обязаны набрать не менее 45 абитуриентов на договорной основе к имеющимся 35 бюджетным местам. Эти факты мы привели не с целью обозначения нашей «тяжелой доли», а для привлечения внимания к общей проблеме подготовки инженеров, как теперь принято говорить, - «представителей бизнеса» - т.е. в нашем случае - крупных и малых мостовых и тоннельных организаций, причем как строительного, так и проектного профиля. Сегодняшняя позиция государства в данном вопросе ясна, она объективна и юридически выверена: государство создало за несколько десятилетий (причем не самых благоприятных в экономическом плане) достойную базу для подготовки специалистов, включая инфраструктуру (учебные корпуса, общежития, библиотеки) и кадры преподавателей высокой квалификации, – и теперь оно «приглашает к дальнейшему сотрудничеству» негосударственные структуры. Ведь мостовые и тоннельные организации, выйдя из министерств путей сообщения и транспортного строительства, стали действительно представителями малого, среднего и крупного бизнеса. В настоящее время можно отметить ряд организаций, которые оказывают существенную поддержку нашему вузу по подготовке мостовиков и тоннельщиков: филиал ОАО «РЖД» - Западно-Сибирская железная дорога, ОАО «Сибмост», Строительная Компания «МОСТ», ОАО БАМтоннельстрой, ОАО «Мостострой-11». В качестве примера можно привести совместную работу СГУПС, Западно-Сибирской железной дороги и ОАО «Мостострой-11» по созданию одной из лучших в стране учебной аудитории «Архитектуры и строительства мостов имени В.Ф. Солохина» (фото №1). Валентин Федорович Солохин – выпускник нашего факультета «Мосты и тоннели» 1955 г. прошел большой путь от мастера до генерального директора ОАО «Мостострой-11», многолетнего председателя государственной аттестационной комиссии по специальности «Мосты и транспортные тоннели» в СГУПС. На его счету сотни больших и внеклассных построенных мостов, в том числе и мировой рекордсмен среди однопилонных вантовых мостов – Сургутский («…взлетевший над рекой на четверть мили, но как воздушен наш Сургутский чудо-мост…»), который принес ему кроме правительственных наград еще и малую планету – «Солохин». В настоящее время ведется работа по открытию следующих учебных аудиторий нового поколения: «Мосты Западно-Сибирской железной дороги», «Проектирование и сооружение тоннелей и метрополитенов», большой лекционной аудитории на основе обобщения опыта и достижений СК «МОСТ», что будет прекрасным подарком перечисленных организаций нашему вузу к его 75-летию, которое состоится в ноябре 2007 г. Не меньшую поддержку вузу данные крупные организации оказывают и своеобразным «заказом специалистов» - путем заключения договоров на обучение с абитуриентами – как мы называем «своими» (т.е. направленными самой организацией) и «чужими» (это абитуриенты не прошедшие по конкурсу на бюджет и отобранные кадровой службой организации для заключения тройственных договоров для обучения студентов за счет данной организации). Причем количество студентов, обучаемых за счет предприятий, достаточно велико, например, в 2006 г. три организации (СК «МОСТ», БАМтоннельстрой, «Сибмост») заключили договора на подготовку 24 первокурсников, а это целая студенческая группа. Возникает вопрос об участии в процессе подготовки инженеров и небольших проектных и строительных организаций, возникших 10-15 лет назад и укомплектованных пока кадрами инженеров, подготовленных еще в 1960-1980 гг. Сегодня большинство этих предприятий откровенно рассчитывают получить как при социализме от государственных вузов специалистов бесплатно, а иногда и переманивают выпускников и молодых специалистов из других организаций, пользуясь сегодняшними правовыми «ямами». Хотя поле деятельности таких фирм постоянно сокращается и в ближайшие годы они должны почувствовать настоящий кадровый голод, который может даже привести к их уходу из данного бизнеса. Несколько цифр по нашему вузу: всего ежегодно приходит примерно 150-170 заявок на мостовиков и тоннельщиков от различных организаций, как мы говорим «от Сочи до Владивостока». Но в последние годы из 50-60 наших выпускников одного года примерно 65-70% уже имеют на руках коммерческие договора, которые с каждым годом приобретают все большую юридическую силу. Выход для небольших проектных и строительных фирм, заинтересованных вести «честную игру» в деле подготовки инженеров, видится нам в создании Ассоциаций мостовых и тоннельных организаций. Опыт взаимодействия СГУПСа со многими организациями, возглавляемыми нашими выпускниками, дает пример плодотворного сотрудничества. Более десяти лет существует Верховный Совет выпускников факультета «Мосты и тоннели», созданный по их инициативе в составе 24 наиболее уважаемых и активных выпускников разных лет для решения многих вопросов жизни факультета. В процессе этой деятельности в 2000 г. был зарегистрирован «Благотворительный Фонд факультета «Мосты и тоннели», который оказывает материальную поддержку студентам и сотрудникам факультета. В частности, на средства Фонда был открыт компьютерный класс в общежитии, работавший по 24 часа в сутки; ежегодно проводятся Балы отличников факультета «Мосты и тоннели», закупаются холодильники, стиральные машины, сушилки, спортинвентарь для студенческого общежития и т.д. Особо следует отметить Балы отличников, на которые уже в течение 14 лет приглашаются не только отличники учебы и победители Олимпиад и конкурсов НИРС (это стимулирует качество подготовки), но и выпускники разных лет, прославившие свой факультет, свою специальность. В процессе неформального общения и насыщенной разнообразной программы устанавливаются прочные контакты и невидимые глазу тонкие нити чувства единения, причастности к одному большому делу, как у безусых отличников-первокурсников, так и у «живых легенд отечественного мосто- и тоннелестроения». Взаимодействие вуза и мостовых и тоннельных организаций не должно ограничиваться только финансово-материальными вопросами, оно может простираться на более сильное влияние производственников на учебный процесс. Это может заключаться в корректировке существующих и разработке новых дисциплин, соответствующих мировому уровню; в привлечении уникальных специалистов для чтения лекций и руководства дипломным проектированием; в использовании новейших технологий в учебных и производственных практиках и т.д. Следующей проблемой, к которой можно подключить производственников, это улучшение качества подготовки абитуриентов, без которого в настоящее время невозможно подготовить мостовика и тоннельщика в силу сложности и уникальности профессии. Не секрет, что с одной стороны с каждым годом ухудшается школьная подготовка абитуриентов, особенно в сельской местности, а с другой стороны нынешние студенты не проходят закалку духа в строительных отрядах, в которых ковались будущие командиры производства. То есть, чтобы подготовить, допустим, двух инженеров для мостоотряда Тюменского Севера или тоннельщиков для трассы Абакан – Тайшет, необходимо принять трех-четырех абитуриентов из тех регионов по договорам, доучить до диплома двух-трех из них и создать для них приемлемые условия, чтобы один-два выпускника закрепились на производстве. Вот такую многослойную задачу необходимо решать совместно вузу и производственникам. Не менее сложной задачей, требующей совместных действий, является программа сохранения и дальнейшей подготовки преподавательских кадров. Закрепить способных к научной и педагогической деятельности выпускников сегодня объективно трудно, т.к. зарплата мастера на стройке или простого инженера в проектной фирме в несколько раз превышает жалование молодого преподавателя без ученой степени, которую, кстати, получать с каждым годом все труднее. Поэтому мосто-тоннельные организации должны разработать программу «Преподавательские кадры», в которой предусмотреть финансирование надбавок для молодых и перспективных преподавателей, привлечение в вузы специалистов с производственным опытом, оплату их стажировок в передовых зарубежных фирмах, предоставление льготных кредитов на решение жилищного вопроса и т.д. Причем не обязательно мосто- и тоннельные организации должны оказывать финансовую поддержку вузов безвозмездно. Существует несколько вариантов сотрудничества на взаимовыгодной основе. Например, кафедры и научные лаборатории могут осуществлять либо научно-техническое сопровождение строящихся объектов либо создавать научно-информационные центры, которые будут на договорной основе проводить поиск и анализ современной информации о мировом опыте проектирования и строительства мостов и тоннелей. В процессе такой деятельности выиграет и качество подготовки инженеров, и производственники получат отдачу от вложения своих средств не через десяток лет, а значительно раньше. Другой важнейшей точкой соприкосновения вузов и производственных коллективов является повышение квалификации инженерных и руководящих работников, а также тесно связанные с ними вопросы лицензирования и сертификации. Не секрет, что в настоящее время большинство предприятий, обремененные постоянным зарабатыванием текущих денег, не заглядывает далеко в будущее и «повышение квалификации» рассматривает как очередную обузу, за которую еще и надо платить. Можно надеяться, что придет такое время настоящей научно-технической конкуренции строительных и проектных фирм, которое потребует от лидеров рынка истинного инженерного прорыва, невозможного без новых знаний и умений. Тогда организации, отправляя своих работников на повышение квалификации, должны потребовать от вузов освоения новых конкретных учебных программ, шагающих в ногу с прогрессом. А разработка этих программ безусловно связана с дополнительным финансированием совместной деятельности вузов и предприятий. Новосибирский вуз по праву занимает сегодня ведущие позиции в деле подготовки мостовиков и тоннельщиков. Достаточно сказать, что за последние пять лет СГУПС четыре раза занимал первые места в рейтинге вузов России, ведущих подготовку по специальности «Мосты и транспортные тоннели», и три раза дипломные проекты наших студентов признавались лучшими на конкурсе железнодорожных вузов по данной специальности. Факультет «Мосты и тоннели» СГУПС продолжает лучшие традиции мосто-тоннелестроительного образования страны: фундамент нашей деятельности в том положительном заряде, который несут в большинстве своем наши преподаватели, начиная от безупречного изложения материала на лекциях; высокой и благожелательной требовательности к студентам; в инициировании у них потребности в каждом проекте найти свою изюминку и т.д. Главное, что мы все пять лет с первого шага учим студентов делать свое дело профессионально и честно. Эта Школа заложена такими патриархами факультета «Мосты и тоннели», как профессора с мировым именем: Г.П. Передерий, К.К. Якобсон, А.Я. Александров, К.Н. Коржавин. Ей сегодня исполняется 75 лет и она продолжает свое движение вперед.
Верескун В.Д., ректор Сибирского государственного университета путей сообщения, Бахтин С.А., декан факультета «Мосты и тоннели»
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |