КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сценическое отношение и оценка факта
Самохвалова 504МП А.Л.С. Скоморохи выводят к микрофонам желающих петь. Скоморохи выносят чучело. Зима передаёт Хлеб-Соль Весне. Выход Матушки-Весны. Весна Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, Зима и Дед Мороз! Только я одна могу Всё начать как нужно – Вот проталинка в снегу, Первая веснушка! И бегут ручьи звеня, И смеются дети – Начинается с меня Всё на белом свете!
Дед Мороз Начинается с неё Всё на белом свете! Пусть же мирная весна Ходит по планете!
Концертный блок ансамбля «Русская песня» (3 номера). Дед Мороз Ну, что ж, настало время Зиме с Весною поменяться своими полномочиями! И Чучело сюда нести пора!
Зима Ну, что ж, Весна, Давай прощаться!
Дед Мороз Пора нам уезжать…
Зима Тебе пора делами заниматься, А мне – от дела отдыхать! (уходят)
Весна Настало время Чучело сжигать!
Скоморохи поджигают Чучело, приговаривая: «Гори, гори ярче! Гори, гори ярче!» Весна А теперь мы будем петь частушки!
Скоморохи Кто готов нам петь частушки?
1 скоморох Скоровесна!
2 скоморох Доброго вам здоровьица, господа любезные!
3 скоморох Угощайтесь блинами, гости дорогие!
4 скоморох Веселитесь! Не скучайте!
5 скоморох И до новых встреч!
Список литературы: · Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера»; · Станиславский К.С. Работа актёра над собой. · Основы актерского мастерства/ Авторы- составители Е.Копылова, Ю.Качалова. – М, ВЦХТ, 2008; · Шихматов Л.М. «Сценические этюды»; · Карпушкин М.А. «Уроки мастера: Конспекты по театральной педагогике А.А. Гончарова»; · Шангина Е.Ф. Выявление актерских способностей./ М: Дебют, 1993
Лекционное занятие по теме: Сценическое отношение и оценка факта.
Цель: Создание теоретической базы для правильного понимания сценического отношения и оценки факта в мастерстве актера Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием сценического отношения и оценки факта 2. Дать необходимые теоретические знания по данной теме 3. Сформировать понимание сценического отношения как главного пути к образу.
План лекции. 1. Вводная часть. Беседа с учащимися об отношении на сцене и оценке факта. Формулировка этих понятий. 2. Законы овладения правильным сценическим отношением • Воспринимать; • Сценическое отношение – путь к образу; • Отношение – основа действия. 3. Два вида сценического отношения. 4. Оценка факта. 5. Отношение как путь к зарождению сценического действия. 6.Практические выводы по теме. 7. Список литературы по изучению сценического отношения и оценки факта. 8. Домашние задание.
Тезисы лекции. 1. На сцене почти не бывает предметов, людей, фактов, событий, к которым актер имел бы право относиться так, как эти предметы, люди, факты, и события сами по себе требуют. Почти всякий объект, с которым актеру приходится иметь дело, он должен превращать во что-то другое и соответственно этому изменять к нему свое отношение. Одна из важнейших способностей, которыми должен обладать актер, заключается в умении устанавливать и менять в соответствии с заданием свои сценические отношения. Менять по заказу свои отношения – в этой способности проявляется наивность, непосредственность и профессиональная пригодность актера. Не обладая этой способностью хотя бы в самой зачаточной форме, настоящим актером сделаться нельзя. Школа может развить ее, но привить ее тому, кто от природы совершенно ее лишен, она бессильна. Сценическое отношение - это элемент системы, закон жизни: каждый объект, каждое обстоятельство требует установления к себе отношения. Отношение — определенная эмоциональная реакция, психологическая установка, диспозиция к поведению. Отношение имеет чувственный и интеллектуальный аспекты. Установление отношения к обстоятельствам каждый человек совершает, исходя из личного опыта, в зависимости от психологической установки. Оценка факта — процесс перехода из одного события в другое. В оценке умирает предыдущее событие и рождается новое. Смена событий происходит через оценку. Люди ходят в театр ради оценок! Знаменитые «гастрольные паузы» — это оценка. Всякий возникающий на сцене новый факт требует со стороны актера-образа определенной оценки. Иногда эта оценка носит сознательный, в той или иной степени рациональный характер, иногда же она возникает в форме чисто эмоциональной и выражается в импульсивном, непроизвольно возникающем действии. Отсюда требование: актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты. Иногда это требование выражают так: актер должен уметь принять неожиданность. Ведь всякий возникающий на сцене факт — будет ли это не имеющая существенного значения реплика партнера или же, наоборот, какое-нибудь очень важное для данного персонажа событие — всегда в той или иной степени является неожиданностью для действующего лица. Следовательно, такой же неожиданностью каждый факт сценической жизни должен быть и для самого актера. Заранее известное воспринять как неожиданное — в этом главная трудность актерского искусства, но именно в этом, прежде всего, и проявляется талант актера.
2. Воспринимать, то есть видеть, слышать, осязать и т.д. Актер должен воспринимать всякий объект таким, каким он реально ему дан, относиться же к этому объекту должен так, как ему задано. Это творческое преобразование окружающей среды и всего, что происходит на сцене, актер осуществляет при помощи своей творческой веры в правду вымысла, а эта творческая вера добывается при помощи фантазии, поставляющей необходимые сценические оправдания. 3. Сценическое отношение – путь к образу. В творческом преобразовании объекта очень часто можно обнаружить два момента: первый – создание новой художественной реальности, второй – нахождение субъективного отношения к этой реальности. Усваивая отношения сценического героя, актер тем самым становится другим, превращается в заданный ему образ. Сущность всякого человека, а, следовательно, и сценического образа, определяется его отношениями. Работать над ролью – это значит искать отношения. Если актер сделал отношения образа своими отношениями – это значит, что он овладел внутренней стороной роли. 4. Отношение – это основа действия. Из отношений человека вытекает его поведение, то есть действия и поступки человека. Не имея отношений, нельзя действовать. Действия – это язык театра и материал актерского искусства. Пока актер не начал действовать, нет искусства, нет театра. Сценические отношения – основа актерского искусства. Это искусство зарождается в отношениях и реализуется в действиях. Чтобы сыграть роль, актер должен верно определить отношения действующего лица, сделать эти отношения своими (то есть воспитать их в себе, вжиться в них) и на основе этих отношений логично, целесообразно и продуктивно действовать. 5. Различают два вида сценических отношений. • отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала пьесы; • отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка факта). Сознание человека, его психика хранят в себе следы огромного количества всякого рода воздействий окружающей среды, полученных на протяжении прожитой им жизни. Эти следы живут в сознании в форме определившихся, отстоявшихся, ставших привычными отношений человека ко всему, что его окружает. Работая над ролью, актер, прежде всего, должен определить, понять и сделать своими отношения первой группы, то есть такие, которые сложились в результате жизни, прожитой данным персонажем до начала сценического действия. Предварительная заготовка отношений первой группы является необходимым условием естественного, живого, органичного и непроизвольного возникновения отношений второй группы. 6. Оценка факта. Всякий возникающий на сцене новый факт требует со стороны актера-образа определенной оценки. Иногда эта оценка носит сознательный, в той или иной степени рациональный характер, иногда же она возникает в форме чисто эмоциональной и выражается в импульсивном, непроизвольно возникающем действии. Актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты, должен уметь принять неожиданность. Заранее известное воспринять как неожиданное – в этом главная трудность актерского искусства, но именно в этом, прежде всего, и проявляется талант актера. Одним из важнейших условий для органического возникновения живой, естественной, непроизвольной эмоциональной оценки каждого события на сцене, является предварительная заготовка устойчивых и прочных отношений, накопленных данным действующим лицом на протяжении всей его жизни. Без такой заготовки невозможны взрывы сценической веры актера. 7. «Главное не само действие, а естественное зарождение позывов к нему». Актер должен уметь подвести себя к действию. Сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а эти отношения служат той почвой, на которой зарождаются действия. 8. Требования к актеру. • Актер должен уметь искать, находить и делать своими отношения, которых требует роль. • Ко всему, что находится и происходит на сцене, актер должен уметь относиться в соответствии с требованиями художественного вымысла данной пьесы и данной роли. • Актер должен уметь, исходя из заранее установленных отношений, любой факт сценической жизни принять как неожиданность и правильно (в соответствии с психологией образа) оценить этот факт. • Актер должен уметь при помощи сосредоточенного внимания, сценической веры и правильных сценических отношений подводить себя к органическому действию.
Домашнее задание: 1. Прочитать и законспектировать о сценическом отношении и оценки факта у К.С.Станиславского и Б.Е.Захава 2. Законспектировать типы упражнений на установление отношения и оценку факта.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |