Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1. Под планированием в общем виде понимается разработка мотивированной модели действий




Под планированием в общем виде понимается разработка мотивированной модели действий.

Планирование на предприятии - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Функции планирования:

- научное обоснование целей развития и хозяйственной деятельности предприятий;

- выбор наилучших способов осуществления целей.

Планирование как самостоятельная область знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности.

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано стратегическое и тактическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что планирование как наука находится в стадии формирования. Тем не менее, ее роль и потребность в ней со стороны производства возрастают. К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести следующие:

1. Рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей требуют улучшение координации процессов производства, распределения, обмена и потребления.

2. Изменение методов хозяйствования, переход к рыночной системе требует перестройки системы планирования на всех уровнях управления.

3. Развитие научно-технического прогресса.

4. Рост числа управленческих кадров усиливает требования к организации их работы и подготовке.

Как наука, планирование имеет свой предмет, объект и методы исследования.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения. В качестве предмета планирования как науки (на путать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существования общества составляет материальное производство, отношения по поводу которого определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере – непосредственно производству, которое является объектом данной науки.

Процессы планирования исследуются наукой планирования в двух аспектах:

- применительно к первичным звеньям производства (предприятиям, объединениям);

- применительно к производству в масштабе всей страны.

Последний момент является определяющим в теории планирования, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема состоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже отрасли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народнохозяйственного оборота.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований. Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования. В состав методов науки планирования входят следующие:

1. Конкретно-исторический подход – предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада принципиально отличается от стран Востока.

2. Системный подход – позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных позиций. Суть системного подхода вытекает из его принципов: динамичности системы, взаимодействия, взаимозависимости элементов системы, комплексности, целостности, иерархичности, главного звена. Он предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производства как единого целого со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследование взаимодействия. Тем самым создается возможность раскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию.

3. Комплексный подход – так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, чем системный подход, поскольку реализуется с помощью последнего. Комплексный подход предусматривает: совместное использование методов исследований не только одной, но и нескольких наук; рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням; рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент – представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем.

В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

- возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

- возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

- трудность искусственного созданий условий, тождественных естественным;

- ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях.

5. Моделирование – его сущность заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения целей исследования, свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

- когда необходимо разработать проект системы, не строя ее в реальной жизни;

- когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент в реальной системе невозможен или экономически не оправдан (например, в силу больших затрат);

- когда эксперимент на реальной системе связан с ее разрушением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а только дает аналог реального процесса или объекта.

6. Методы специальных исследований. В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует экспертных оценок или проведения социологических исследований.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать соответствующую теорию науки. Наука планирования призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата.

Задачи теории планирования:

- объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования;

- находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач;

- изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства.

Разделы теории планирования включают следующее:

- методологические основы планирования производства (сущность и содержание планирования, законы, закономерности и принципы планирования);

- учение о системе планирования (организационные формы планирования, функции и структура планирования, сочетание отдельных видов планирования);

- учение о механизме и методах планирования как о совокупности средств и рычагов воздействия;

- учение о процессе планирования (свойства, динамика, типология частей, цели, методы процесса планирования; информационное, программное обеспечение планирования);

- учение о качестве и эффективности планирования (культура и стиль планирования, научная организация планового труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений).

Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.

Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда. Однако, выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале 20 века.

Планирование является также искусством. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением задач планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений. Разработка планов происходит, как правило, в условиях дефицита времени и других ресурсов. При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работы многими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большими эмоциональными нагрузками, риском, ответственностью не только за свою личную судьбу, но и судьбу коллектива.

Реализовать эти требования могут руководители и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедуры влияют и психологические особенности человека: темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т.п. Все это позволяет утверждать, что принятие плановых решений – не только наука и вид деятельности, но и искусство. Как искусство, планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в своей основе неповторимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.