КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 2. Экономические реформы, проводимые в стране, обусловливают необходимость обновления теоретических представлений о многих экономических категориях
Экономические реформы, проводимые в стране, обусловливают необходимость обновления теоретических представлений о многих экономических категориях, в том числе и о планировании. При этом элемент преемственности, наследования всего лучшего, что накоплено цивилизацией, является отличительным признаком общественного прогресса. Планирование – это объективный экономический процесс, присущий любой экономической системе. Рассказать об экономических системах – рыночных (разновидности – американская, шведская, японская, социально-рыночная Германии), нерыночных, переходных. Содержание планирования определяется следующими факторами: степенью развития производительных сил и производственных отношений и имманентными свойствами экономической системы. Становление экономической мысли и, в частности, касающейся планирования, совпадает с развитием человеческого общества. Планирование в своем первоначальном виде зародилось при возникновении иерархических структур в странах Древнего Востока. Научно-техническая революция дала возможность получения относительно устойчивого прибавочного продукта. Объективной необходимостью стало планомерное решение трех основных проблем организации производства: что и в каком количестве необходимо и возможно производить; какие ресурсы для этого нужны; для кого предназначается продукция, т.е. кто потребитель. Таким образом, планирование возникло как форма деятельности, посредством которой вырабатываются организационные решения и в соответствии с которой осуществляется процесс производства. С развитием экономического базиса повышалась степень зрелости планирования, оно преобразовывалось в систему плановых расчетов: - определение элементарных доходов и расходов, ведение документированного учета; - применение нормативно-поощрительной системы, норм выработки продукции; - ориентация на стратегические цели; - планирование натуральных и стоимостных показателей, планирование запасов сырья и материалов, категорий работников; - составление программ преобразований, выявление народнохозяйственных пропорций; - планирование доходов и расходов, их распределения с выделением различных видов доходов (валового и чистого); - применение математического аппарата и на его основе построение моделей описания взаимосвязей, нахождение критериев распределения ресурсов, оптимизации, составление балансов; - применение системного, ситуационного подхода. Развитие планирования в отечественной науке и практике Роль государства в развитии экономики нашей страны с 1917 г. до конца 80-х гг. была превалирующей. За эти годы накоплен значительный как положительный, так и отрицательный опыт. Следует выделить 3 периода в развитии планирования: 1. Период становления директивного планирования 2. Период фетишизации планирования (план – закон, который нужно выполнить любой ценой) 3. Период преобразования системы планирования Становление и развитие планирования неразрывно связано с развитием общей системы управления народным хозяйством. Взгляды ученых 20-30 гг. базировались на общем принципе – плановом ведении хозяйства. Среди взглядов экономистов того времени можно выделить 2 основных направления. Теологическое направление в планировании (Т.Кржижановский, С.Струмилин, В.Милютин) основывалось на целевых установках в плане, на директивных методах управления. Сторонники генетического направления (Н.Кондратьев, В.Гросман) отстаивали рыночный механизм хозяйствования, опирающийся на изучение рыночных процессов, выявление законов их развития (рассказать об объективных законах развития экономики), учет конъюнктуры. К началу 30-х гг. полностью победило теологическое направление; в экономике страны усилилось централизованное плановое начало. Появились Госплан СССР, республик, областей, Госснабы, Госкомцен и т.д. Использование административно-тоталитарной модели оказало воздействие как на развитие теории планирования, так и на плановую практику, сказалось на характере, обоснованности и действенности планов; экономические исследования базировались на фетишизации планирования. В этот период в теории и практике планирования накапливается значительная информационная база, закладываются и развиваются экономико-математические основы планирования. Плановое ведение хозяйства в стране позволяло решать экономические, технические, организационные и социальные проблемы, выполняя задачу целенаправленной концентрации ресурсов. В условиях государственной собственности на средства производства государственное воздействие на экономическое развитие стало определяющим. Достоинство: за 70-летный период в стране накоплен значительный опыт в планировании на всех уровнях управления экономикой: огромный массив информации, организационные структуры и квалифицированные кадры. Однако в условиях начавшихся рыночных преобразований тотальное планирование вошло в противоречие с проводимыми реформами. Появилась необходимость использовать опыт планирования развитых стран. В развитых странах достижения в области планирования на государственном уровне относятся к началу 20 века, когда США, Франция, Германия принимают законы о местном и государственном планировании. Планы разрабатывались общественными плановыми комиссиями (департаментами) и носили рекомендательный характер (их называют индикативными). Наблюдается тесная связь и зависимость между планированием на разных уровнях управления: планирование на микроуровне зависит от экономической политики, осуществляемой на макроуровне. В этот период важнейшими среди изменений в экономической науке является отход от классической и неоклассической политической экономии с ее верой в автоматическое равновесие рыночной экономической системы. Появились кейнсианство и институционализм, обосновавшие необходимость создания эффективного спроса при помощи политики государственного вмешательства и планирования. Однако, наряду с этим существовало немало приверженцев «теории экономической свободы» и «принципа свободной торговли». Они считали, что все беды 30-х гг. порождены протекционистской политикой. Так, Густав Кассель (Стокгольмский университет) отмечал, что в условиях плановой экономики распределение доходов между сбережением и потреблением не может быть эффективным. Фридрих фон Хайек, представитель австрийской школы, утверждал, что только свободная конкуренция может обеспечить эффективную координацию решений в сфере экономической деятельности. Американский экономист Френк Майт утверждал, что плановое хозяйство – это хорошо организованная тюрьма. В настоящее время почти во всех развитых странах высока роль государства в регулировании экономических процессов, причем наблюдается ее усиление при выходе стран из кризисных состояний. В качестве регуляторов используются традиционные рычаги воздействия на экономику (набор стабилизационных мер кейнсианского характера и монетарная политика) и относительно новые меры (программы в области образования, здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения) Выделяют 3 этапа развития планирования на макроуровне в развитых странах: вмешательство государства, координация (ограниченное число обязательных заданий), стратегическое планирование (выбор главных приоритетов на уровне экономики страны). Преимущества (полезность) планирования на макроэкономическом уровне: - соблюдение пропорций развития отдельных отраслей промышленности, соответствующих интересам экономической безопасности государства; - повышение степени согласованности между экономическими целями государства и отдельного предприятия; - определение долгосрочной промышленной, социальной, налоговой, инвестиционной политики государства; - согласование в рамках социально-экономического плана интересов различных групп и слоев общества. Также зарубежными учеными-экономистами высоко оценивается роль внутрифирменного планирования в рыночной экономике. Так, Ф.Колтер отмечает, что современный рынок – это место, где подвергаются конкурентной проверке системы планирования, способности фирм делать правильные выводы из всего массива информации и в зависимости от этого принимать тщательно взвешенные решения. Таким образом, несмотря на продолжающиеся теоретические споры, планирование в развитых странах получало все большее распространение на всех уровнях, начиная от государственного до внутрифирменного, что является доказательством целесообразности и необходимости развития теории и практики планирования в переходной экономике России.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |