Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История как наука




Методические указания

Приступая к изучению курса «Истории России», студентам следует обратить внимание на проблемные узлы внутри каждой темы. Их уяснению будет способствовать углубленное изучение первоисточников и трудов выдающихся историков и философов, перечень которых представлен ниже в соответствующем разделе УМК.

В первой теме «Предмет и задачи курса» наибольшую сложность для студентов представляет многообразие мировоззренческих позиций философов и ученых относительно сущности предмета исторической науки. В этой связи целесообразно выделить следующие философские подходы к истории и в их границах проводить типологический анализ воззрений: а) религиозный (теологический, провиденциальный) – Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев. Н.Н. Филолетов; б) естественнонаучный (натуралистический) – Ш. Монтескье, Л.И. Мечников, Т. Мальтус, Л.Н. Гумилев; в) социально-экономический (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин; г) культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – Н.Я. Данилевский. О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс; г) системный – И. Вкаллерстайн.

Другой проблемный узел темы связан с дискуссиями отечественных историков по вопросам происхождения древнерусского государства, генезиса феодализма и самодержавия в России, специфики российского исторического пути. Для уяснения сути полемики студентам необходимо познакомиться с точками зрения лидеров дискуссий по первоисточникам и провести их сравнительный анализ, учитывая идейные воззрения каждого.

В ходе изучения темы студентам следует подумать над вопросами:

1) Каковы основные черты исторического мышления современности?

2) В чем состоит главная трудность истории?

3) Как формулируется главная задача истории?

4) Каково содержание главного принципа исторического познания?

Материалы к лекции «Введение в историю»

Развитие взгляда на историю. Термин «история» пришел к нам из греческого языка, где первоначально означал "повествование о прошедшем, об узнанном". В этом значении слово перешло в латинский язык, откуда и было широко заимствовано. В России он стал распространяться в петровское время и до XIX века сохранял звучание исчезнувшей впоследствии первой буквы греческого слова - "гиштория".

Долгое время на историю смотрели как на разновидность занимательной литературы, "собрание анекдотов". Лишь в XYIII веке началось превращение ее в науку. В наши дни понятие истории развилось из простого повествования о прошедшем до представления об исторической науке, а взгляд на историю как простую совокупность фактов прошлого дорос до понятия исторического процесса.

Философский смысл истории. Человек – существо духовное, поэтому он обладает историей только в ее понимании. Это является предпосылкой единства истории как свершившихся деяний людей и как повествования о них. История едина, как един мир. Основа этого единства коренится в действительности человека, который одновременно является существом разумным и конечным, и в силу своей конечности – существом историческим. Человеку дано знать о конечности собственного существования. Поэтому он как бы распят между активным действием и пассивным подчинением ходу истории. Эта сущностная черта человека как исторического существа означает, что он осознает свою историю только поэтапно и только в противостоянии ей.

«Наше подлинное отношение к истории – это борьба с ней. Почему вообще существует история? Потому что человек – существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может таким путем. Несовершенство человека и его историчность – это одно и то же» (К.Ясперс).

Современное определение истории. История есть временная последовательность мировых событий, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим. Это не только рассказ о прошлом, но и комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности.

Предмет исторического познания. В отличие от многих общественных наук предмет исторического познания не сводится исключительно к объекту познания, то есть к прошедшей действительности, так как выступает через познавательную деятельность человека. Познание прошлого осложнено тем, что историю делают, равно, как и изучают ее, люди со своими интересами. В истории действуют не только отдельные личности, но и группы, классы, целые народы. Внутри них сокрыта такая масса причин, мотивов, связей и тайн, что выявить их сполна истории просто не под силу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.