Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение бюджета. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета




Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

В Государственной Думе создан Комитет Государствен­ной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Феде­рации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, ва­лютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Феде­рального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рас­смотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заклю­чение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль­ном бюджете в четырех чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде­рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых Комитет готовит заключение по проекту бюдже­та и представляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении /30 дней/ депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ­ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин­ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов.

Комитеты Государ­ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю­чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо­проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ­ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра­вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра­вительству РФ.

В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра­боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже­те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен­ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде­ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора­ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо­танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ­ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про­екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави­тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе­деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по разделам функциональной классификации рас­ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже­та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель­ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас­пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета­ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде­рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе­дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределе­ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д.

25 дней со дня принятия указанно­го законопроекта во втором чтении.

 

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде­ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня­тия указанного законопроекта в третьем чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера­ции в течение пяти дней после его принятия. После голосования в чет­вертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете

в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече­ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен­ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис­сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас­сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за­крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо­вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис­сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри­нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе­дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво­дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвер­жденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполни­тельной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

 

 

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке /для федерального бюджета- после подписания Президентом РФ/

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе­чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В РФ с 1998г. установлено казначейское исполнение бюджетов /раньше действовала банковская система кассового исполнения бюджета, имевшая массу недостатков - бюджетные средства часто ис­пользовались коммерческими банками в собственных интересах/

Законодательной базой для создания, организации и функционирования системы органов Федерального казначейства являются

· Указ Президента РФ "О федеральном каз­начействе" от 8 декабря 1992 г. № 1556,

· постановление Со­вета Министров — Правительства РФ "О федеральном каз­начействе Российской Федерации" от 27 августа 1993 г № 864,

· статьи Бюджетного кодекса РФ.

Федеральное казначейство РФ со­стоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территори­альных органов на местах.

Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и про­ведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществля­ют контроль за исполнением федерального бюджета. По существу, органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд­жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисле­ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан­сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ­ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу­ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально­го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна­чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде­рального казначейства) находится в Банке России. Обслуживание счетов органов Федерального казначейства, а также юридических лиц, финансируемых непосредственно из федерального бюджета осуществляется учреждениями ЦБ и только в случае отсутствия в регионе таких учреждений – кредитными учреждениями, уполномоченными Правительством РФ. Счета Федерального казначейства в банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

(а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже­та;

(б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде­ральных регулирующих налогов;

(в) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

(г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет­ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюд­жет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за ис­ключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

За исполнением доходной части бюджета отвечает Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах)

В процессе исполнения бюджета возможно снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному появлению с утвержденным бюджетом финансированию расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов:

1) не более чем на 5% годовых назначений, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять ре­шение о введении режима сокращения расходов бюджета;

2) более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назначений, то Правительство РФ, орган исполнительной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов;

3) более чем на 10% годовых назначений, то орган исполни­тельной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете. Если такой закон не принимается, то ор­ган исполнительной власти имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов бюджета впредь до приня­тия законодательного решения по данному вопросу.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта­ми — участниками бюджетных правоотношений: глав­ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета —это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу­чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи­кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распоряди­тель бюджетных средств —это орган государственной власти или ор­ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет­ные средства по получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

 

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен­ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись- документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией.

На основе утвержденного федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств РФ составляется бюджетная роспись по их распорядителям и получателям в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со­ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона составляется сводная бюджетная роспись федераль­ного бюджета. Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие доходы /в определенное время/ смогли покрыть предстоящие /в данные промежутки времени/ расходы.

Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде­ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак­тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде­ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани­ем и финансированием расходов федерального бюджета.

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.

Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа испол­нения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Глав­ной книге казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

 

Отчет об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета /важная форма контроля за его исполнением/

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые его в установленный срок представляют его представительным органам власти.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряже­ния все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об ис­пользовании государственного или муниципального имущества, за­крепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использова­нии средств федерального бюджета, выделенных им по государствен­ным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а также отчеты об исполнении бюдже­тов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет сопровождается следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительст­ва РФ и резервного фонда Президента РФ;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

• реестром федеральной государственной собственности на пер­вый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении фе­дерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 ме­сяца после представления отчета в Гос. Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий и готовит заключение по отчету. Государственная Дума рас­сматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.