Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Групповая динамика

Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития.

 

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных (Руденский Е.В.):

 

Основные элементы.

1. Цели группы

2. Нормы группы

3. Структура группы и проблема лидерства

4. Сплоченность группы

5. Фазы развития группы

 

Дополнительные

6. Создание подгрупп (как развитие структуры группы)

7. Отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы)

 

Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний (Э.Берн).

 

Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Групповые процессы могут быть двух типов:

– процессы развития

– процессы функционирования

Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию.

Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит—осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности.

 

Механизмы групповой динамики

Существует три основных механизма групповой динамики:

 

1. Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д.

 

 

И. Альтмен, Д. Тейлор – описывают обмен через феномен социального проникновения, характеризующего

  • экстенсивность (широту)
  • интенсивность (глубину)

развития межличностных отношений

 

И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения:

· ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов;

· пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера);

· полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия;

· установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.

 

По мере прохождения этих стадий отношения все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными (имеется в виду расположение людей в заданном экспериментаторами пространстве) типами поведения.

 

Два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое.

В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе.

Групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

 

В реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой.

 

2. Разрешение внутригрупповых противоречий (в том числе в форме конфликта).

 

Противоречия могут быть:

· между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью

· между растущим стремлением участников к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой(А. Г. Кирпичник)

· между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей (Ф. Шамбо)

· межличностные противоречия и т.д.

 

 

В результате разрешения противоречий (конфликтов) в группе могут произойти:

а) организационные изменения

— цели

— плана действий (использование новых средств для достижения уже намеченной цели),

— структуры группы

б) смена лидера;

в) образование и переформирование подгрупп и т. д.

 

Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.

Так, если перед группами начинали ставиться более сложные и ответственные задачи, требовавшие от них больших усилий и напряжения, это способствовало разрешению указанного выше противоречия и вело к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом.

 

3. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) (Е. Холландер) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

 

Общая закономерность:

 

Но:

Высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования.

 

Причем, согласно модели, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).

 

Кредит доверия зависит от:

· прошлых заслуг

· харизмы самого лидера.

Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита» выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Собственность в юридическом смысле | Закономірності і принципи РПС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.