Принцип ЦПП
| Правила его реализации
|
1.
- принцип социальной защиты ребенка. Очеловечивание отношений учащихся между собой.
| - Полное призвание прав воспитанников и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью.
- Опора на положительные качества воспитанников
- Создание ситуации успеха
- Защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом воздействии
-
|
2.
- предоставление участникам ПП определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения
| - Индивидуально- ориентированный характер ПП
- Учет национальных особенностей
- Создание открытого для общественного контроля и влияния ПП
- Нормативно- правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся
- Введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности
- Взаимное уважение, такт, толерантность во взаимодействии педагогов и детей
- Широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях
-
|
3.
- организация ПП с учетом конкретных особенностей учащихся (возрастных, физических, индивидуальных) и уровня развития
| - ПП должен поддерживать и охранять здоровье учащихся
- ПП дб направлен на самовоспитание, саморазвитие, самообучение учащихся
- Строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
- Опирается на ЗБР, определяющую возможности учащихся
(античные философы, сформулирован Я.А. Коменским, К.Д. Ушинский- антропологический подход)
|
4.
- максимальное использование в В и ОБР культуры той среды, в которой находится учебное заведение
| - ПП как составная часть культуры общества и семьи, как культурно- исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт В,О,ОБР и закладывающий их будущее
- Максимальное использование семейной, региональной, народной и др.культур
- Обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в В и ОБр
- Формирование творческих способностей и установки у учащихся на потребление, сохранении и создании новых культурных ценностей
(А.Дистервег- учет потребностей своего народа, своего времени)
|
5.
- отбор содержания образования и его соответствие современному уровню развития науки и техники
| - Основополагающий в разработке учебных планов, программ, учебников, ГОС
- Методы изучения дисциплин должно соответствовать наук- научный поиск, проблемные ситуации
- Навыки самообразования, НОТ
- Организация исследовательской деятельности
|
6.
- «золотое правило дидактики»- все, что возможно, предоставлять органам чувств; необходимо изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них(Я.А. Коменский)
| - Прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют представлений о предмете, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса
- Познавательной деятельностью в процессе использования наглядных средств надо руководить
- Рациональное сочетание слова и наглядного изображения
- Предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической (Ч. Куписевич)
|
7.
- только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями (К.Д. Ушинский)
| - Предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация
- Четкое конструирование знания и его логики
- Включение в структуру изложения постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов
- Обучение разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей
- Использование внутрипредметных и межпредметных связей
- Планирование ПП
- Осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания
|
8.
-активная деятельность помогает воспитанникам овладевать материалом и развивать свои умственные способности
| - Самостоятельность воспитанников
- Создание проблемных ситуаций, заставляющих мыслить
- Развитие интереса и потребности в знаниях
- Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности
- Отказ от чрезмерной опеки, подавления. Педагог- координатор деятельности
- Опора на доверие- SS позиция участников ПП
|
9.
| - Формирование позитивного отношения к изучаемому
- Самостоятельное решение учащимися задач
- Сообщение нового знания на основе старого
- Регулярное повторение изученного материала с введением элементов новой оценки
- Закрепление знаний
- Систематический контроль и оценка
|
- правильное использование теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях
| - Организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек с соответствии с характером получаемого знания
- Самостоятельный переход от теории к практике и наоборот
- Широкое использование (где возможно) краеведческого материала
- Общественно- полезная деятельность
- Самостоятельный подбор учениками примеров
- Посильное включение учащихся в трудовую деятельность
|
-знания должны соответствовать возрастным особенностям учащихся
| - От близкого к далекому
- От легкого к трудному
- От известного к неизвестному (А. Дистервег)
- Учет ЗАР каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями
|
12.
- привнесение эстетики в детскую жизнь
| - ОУ многофункционально и максимально дб адаптировано для организации жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива
- Красиво оформленные учебные и рекреационные помещения
- Чистота, порядок
|