КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страхование гражданско-правовой ответственности транспортных средств
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется на случай наступления негативных последствий в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в большинстве стран мира относится к обязательным видам страхования, что обусловлено несколькими обстоятельствами: 1) транспортное средство является источником повышенной опасности; 2) такие гражданско-правовые отношения касаются всего общества, имеют массовый характер; 3) даже если установлено гражданской ответственности владельца транспортного средства, нет гарантии, что пострадавшему своевременно и полностью будет возмещен ущерб, прежде всего в связи с отсутствием достаточных средств у владельца (водителя) транспортного средства. Этот вид страхования в Украине регламентируется Положением о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 сентября 1996 г. № 1175. Действие Положения распространяется на нерезидентов и резидентов - владельцев транспортных средств, которые эксплуатируют на улично-дорожной сети общего пользования, за исключением средств, владельцы которых застраховали гражданскую ответственность в государствах, с уполномоченными организациями по страхованию этого вида ответственности, с которыми Моторное (транспортное) страховое бюро Украины заключило соглашение о взаимном признании договоров такого страхования. Субъектами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются: - Страховщики; - Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ); - Страхователи; - Третьи лица. Объектом страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам вследствие ДТП, а именно здоровью или жизни физических лиц, их имуществу и имуществу юридических лиц. Страхователями являются юридические лица - резиденты Украины, которые получили в установленном порядке лицензию на осуществление страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов. Страхователи - владельцы транспортных средств (физ. лица). Третьи лица - физические и юридические лица, которым причинен вред транспортным средством вследствие ДТП. Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ)-юридическое лицо, созданное в соответствии с действующим законодательством на основе своего Устава, согласованного с Укрстрахнадзором и утвержденного в установленном законодательством порядке, с целью обеспечения платежеспособности страховщиков (которые получили право осуществлять обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств) и способности их выполнять свои обязательства перед страхователями. Возмещению страховщиком подлежит прямой вред, причиненный третьему лицу во время движения транспортного средства при условии, что установлена причинная связь между движением транспортного средства и причиненным им вредом. По этому виду страхования в Украине действуют два вида договоров: - Обычные; - Дополнительные. Обычный договор - договор, заключаемый с владельцем транспортного средства, зарегистрированного в Украине или временно ввезенного на его территорию для пользования. Дополнительный договор - договор, действующий на территории государств, указанных в страховом полисе, на условиях, установленных в этих государствах в соответствии с соглашениями, заключенными Моторным страховым бюро с ответственными уполномоченными организациями страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Размер страховой суммы и размеры страховых платежей устанавливаются Кабинетом Министров Украины и могут изменяться не позднее чем за два месяца до начала нового календарного года по представлению уполномоченного органа. Страхование автогражданской ответственности осуществляется с франшизой. Обязательный лимит ответственности страховщика - это денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан провести выплату страхового возмещения согласно условиям договора страхования. Договором страхования на индивидуальных условиях могут быть определены лимиты, выше, чем указанные в нем. Согласно Распоряжению Госфинуслуг № 566 установлены следующие лимиты ответственности страховщика: за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших третьих лиц - 100 000 грн. на одного пострадавшего без применения франшизы; за вред, причиненный имуществу потерпевших третьих лиц - 50 000 грн. на одного потерпевшего с применением безусловной франшизы, которая не может превышать 2% от указанного лимита. Если общий размер ущерба по одному страховому случаю превышает пятикратный лимит ответственности страховщика, возмещение каждому пострадавшему пропорционально уменьшается; за моральный ущерб, причиненный потерпевшим третьим лицам - не более 5% от лимита, определенного за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших третьих лиц. В Украине в законодательном порядке установлены размеры лимитов ответственности страховщика и должны пересматриваться Уполномоченным органом по надзору за страховой деятельностью в соответствии с уровнем инфляции и индекса потребительских цен. Выплата страхового возмещения третьему лицу осуществляется страховщиком на основании следующих документов: - Заявления о выплате страхового возмещения; - Справки органов внутренних дел об обстоятельствах происхождения ДТП; - Справка (заключения экспертизы, страхового акта, аварийного сертификата и т.д.), подтверждающая размер имущественного ущерба в случае ее возникновения; - Справки медицинских учреждений о сроке временной нетрудоспособности или справки специализированных учреждений об установлении инвалидности в случае ее возникновения; - Копии свидетельства о смерти (для погибших во время ДТП или умерших вследствие ДТП) и документа о правопреемстве для наследников. Выплата страхового возмещения осуществляется третьему лицу или его наследникам в течение 15 рабочих дней со дня получения страховщиком указанных документов кроме случаев, когда споры, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются в судебном порядке. За вред, причиненный здоровью третьего лица вследствие ДТП, страховщик осуществляет выплату страхового возмещения в пределах страховой суммы в случае: - Гибели в ДТП или смерти в результате ДТП наследнику третьего лица в размере страховой суммы; - Установление третьему лицу инвалидности I группы в размере 100% страховой суммы, II группы - 80%, III группы - 60% этой суммы; - Временной потери третьим лицом трудоспособности за каждые сутки в размере 0,2%, но не более 50% страховой суммы. Страховщик (страховая организация) платит указанные страховые суммы каждому потерпевшему третьему лицу, но в целом не более пяти страховых сумм.
В послевоенное время в связи с ростом автомобильного движения в европейских странах надо было как можно быстрее создать систему, которая могла бы обеспечить две основные цели: - Защита интересов потерпевшего в результате ДТП в случае причинения ему ущерба (вреда) иностранным гражданином; - Защита собственника транспортного средства во время путешествия по территории Европы от необходимости выполнения дополнительных требований по автострахованию, предусмотренных национальными законами об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. С этой целью была создана система "Зеленая карта", которая создана 1953 г., в нее вошли 10 стран - членов ЕЭС (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция). В 1996 г. к ней присоединилась Украина. Основной задачей этой системы является создание эффективной защиты пострадавших в ДТП с участием автовладельцев - нерезидентов страны, в которой произошла такая история. Для этого необходимо введение механизма гарантированных выплат компенсаций пострадавшим по вине автовладельцев других стран. Это обеспечивается выполнением определенных условий странами - членами системы "Зеленая карта": - Во-первых, в таких странах должно осуществляться обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - Во-вторых, в каждой стране должна быть единая организация, которая будет осуществлять урегулирование убытков, причиненных автовладельцами этой страны на территории других государств, а также единственная организация, которая урегулирует убытки автовладельцев-нерезидентов на территории своего пребывания; - В-третьих, государство - член системы "Зеленая карта" не должна создавать препятствий во время трансфера свободно конвертируемой валюты, которая направляется на страховые выплаты. Убытки в странах - членах системы "Зеленая карта" регулируются, как правило, через уполномоченную национальную организацию (моторное страховое бюро), которое переадресовывает материальные претензии, выдвинутые к автовладельца - резидента другой страны, на соответствующее моторное страховое бюро этой страны. В этом случае первое моторное страховое бюро рассматривается как бюро - регулировщик убытков, а второе - как бюро - плательщик. Перечень причин не входящих в страховое покрытие: 1. Не подлежит покрытию ущерб: - Причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем того, который указан в полисе; - Причинение вреда при загрузке груза; - Причинение вреда на внутренней территории организации; - Причинения вреда воздействием опасного груза (риск такой ответственности должен быть застрахован отдельно) 2. Не возмещается ущерб в части: - Повреждение или уничтожение наличных средств, ценных бумаг, антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющие историко-культурное значение, изделий из драгоценных камней, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусств, других объектов интеллектуальной собственности, - морального вреда; - Упущенной выгоды; - Вреда здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей (если они застрахованы согласно другому закону); - Вреда, причиненном виновным водителем транспортному средству, прицепа, груза, оборудованию (т.е. вред собственной машине и ущерб чужой машине, которой он руководил) - Вреда окружающей среде (например, вред насаждениям, водоему) 3. Регресс - с причинителя вреда будут взысканы все выплаты и затраты, если он: - Намеренно нанес вреда жизни или здоровью потерпевшего; - Не имел права на управление автомобилем (например, не было доверенности или прав или права были другой категории); - Не указан в полисе (только если полисом ограниченный круг водителей); - Находился в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и др..) - ДТП произошло в период, не предусмотренный договором страхования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |