Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть VII




ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА

 

Глава 26. Контракты на изменение

Эта книга не является детальным руководством по профес­сиональному применению ТА. Наша цель в заключительной части — дать краткий обзор способов, с помощью которых в ТА достигают изменения.

Начнем с одной из основных характерных особенностей практики ТА — использования контрактов. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий. Нам нравится и определение Джеймс и Йонгеворд: «Контракт — это приверженность Взрослого самому себе или кому-либо еще с целью изменения».

Контракты включают в себя:

— участвующие стороны;

— что они собираются делать вместе;

— сколько это потребует времени;

— какова будет цель или результат этого процесса;

— как они узнают о том, что цель достигнута;

— на сколько это будет полезно или приятно клиенту.

Практики ТА выделяют два различных типа контрактов: админис­тративный или деловой контракт и клинический или лечебный контракт. Деловой контракт представляет собой соглашение между терапевтом и клиентом относительно платы и организационных вопросов их совместной работы. В лечебном контракте клиент четко определяет, каких изменений он хочет добиться, и указывает, что он планирует делать для их достижения. Терапевт выражает свою готовность работать с клиентом в достижении поставленных целей и определяет свой вклад в этот процесс.

Четыре условия Стайнера. Клод Стайнер отмечает четыре условия, необходимых для заключения полноценного контракта, которые были взяты из практики юриспруденции.

1. Взаимное согласие. Это означает, что обе стороны должны прийти к единому мнению относительно условий контракта- При этом ни терапевт, ни клиент не навязывают друг другу организационные вопросы и цели лечения. Контракт заключается в результате переговоров двух участвующих в нем сторон.

2. Адекватная компенсация. Это компенсация, предоставляемая за проделанную работу или затраченное на ее выполнение время.В практике ТА — его обычно гонорар, который клиент платит терапевту. Иногда стороны могут согласиться на компенсацию иного рода. Например, в качестве платы за каждый час лечения клиент может согласиться отработать некоторое количество часов как секретарь. Независимо от формы компенсации, стороны должны четко сформули­ровать ее в своем контракте.

3. Компетентность. Как терапевт, так и клиент должны выполнить все условия контракта. Терапевт должен обладать определенными про­фессиональными навыками, необходимыми для того, чтобы помочь клиенту достичь желаемого результата, а клиент должен понять условия контракта и обладать физическими и умственными способностями для его осуществления. Имеется в виду, что, например, люди с сильными психическими расстройствами не могут выполнить условия лечебного контракта. Аналогичным образом контракт не может быть заключен с алкоголиком или наркоманом.

4. Законность. Цели и условия контракта должны соответствовать существующим законам. Для терапевта законность означает также приверженность этическим принципам.

Зачем нужны контракты. Большое значение, которое в практике ТА уделяется контрактам, прежде всего вытекает из философской посылки о том, что «Все люди — ОК». При этом терапевт и клиент равны друг перед другом, следовательно, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Далее следует убеждение, что любой человек способен самостоятельно думать и, в конечном счете, несет ответственность за свою жизнь, ибо именно он будет сталкиваться с последствиями решений, которые принимает. Поэтому клиент, а не терапевт, решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление.

Контракты и скрытый план действий. Известно, что в любых взаимоотношениях стороны могут обмениваться скрытыми посланиями. Особенно когда они стремятся изменить свою личность. Терапевт и клиент обычно начинают взаимодействия, имея скрытый план действий и план действий на социальном уровне. Поэтому одна из важных задач контракта состоит в том, чтобы скрытый план действии стал явным. Обнаружение скрытых посланий и ясная формулировка условий контракта блокируют психологические игры и помогают терапевту и клиенту оставаться вне Драматического треугольника.

У терапевта имеется свое мировосприятие, отличное от мироощу­щения его клиента. Следовательно, терапевт войдет во взаимодействие со своими понятиями о том, какие изменения необходимы клиенту. При отсутствии контракта терапевт мог бы считать взгляды клиента такими же, как и его собственные. Некоторые взгляды и представления мировосприятия терапевта находятся вне его осознания. Он может до конца не осознавать, что сам строит предположения о «истинных» целях, которым необходимо следовать его клиенту. В такой ситуации терапевт, скорее всего, станет играть одну из ролей Драматического треугольника. При этом он будет «направлять» клиента, играя роль Преследователя по отношению к клиенту-Жертве. По словам Боба Гулдинга, работа без контракта может привести к тому, что терапевт становится насильником. И наоборот, терапевт может сказать себе: «Этот клиент, по-видимому, нуждается в таком-то изменении, но не знает в каком, и не может обойтись без моей помощи». В этом случае терапевт будет играть роль Спасителя.

У клиента также имеется скрытый и открытый план действий. Сам факт его прихода к терапевту является подтверждением на социальном уровне того, что он хочет в чем-то измениться или этого желают другие. Однако ему трудно решиться на изменение своей личности, так как он или не знает, как это сделать, или внутренне сопротивляется любой попытке изменения. В последнем случае он будет посылать терапевту скрытые послания, например: «Я пришел, чтобы измениться) однако чувствую себя беспомощным и не могу сделать это сам» или «Я пришел, чтобы измениться, но у вас все равно ничего не выйдет». I

Если скрытый план действий имеется как у терапевта, так и у клиента, то они займут соответствующие позиции в Драматическом треугольнике, открывая дорогу для рэкета и игр. Цель контракта как раз и заключается в том, чтобы не допустить этого. Из-за того, что терапевт и клиент совместно вырабатывают и ставят перед собой четкие цели изменения, они вынуждены сравнивать свое мировосприятие. Это помогает их Взрослому осознать скрытый план действий и противо­поставить его реальности. Поскольку терапевт и клиент не являются идеальными людьми, то вряд ли они полностью откроют друг другу свой скрытый план действий. Поэтому контракт в процессе работы можно пересматривать.

Контракт и ориентация на цели изменения. Большинство клиентов приходят к терапевту с какой-либо проблемой, которую они собираются решить. Поэтому одной из целей контракта является сме­щение акцента с самой проблемы на цель изменения.

В процессе составления контракта клиент и терапевт должны обязательно представить картину желаемого результата их совместной работы. Обоюдное стремление к достижению поставленной цели автоматически мобилизует на ее выполнение все ресурсы терапевта и клиента. В этом и состоит основной принцип, лежащий в основе всех систем креативной визуализации. И наоборот, если терапевт и клиент акцентируют свое внимание на проблеме, то они будут неосознанно заниматься негативной визуализацией, направляя свои внутренние ресурсы не на решение проблемы, а на ее изучение.

Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество — обе стороны знают, когда закончится их совместная работа. Это позволяет им оценивать прогресс, достигнутый на отдельных этапах процесса изменения. Таким образом, использование контрактов не допускает ситуации, в которой процесс лечения длится бесконечно долго.

Как составить эффективный контракт. В этом разделе рассмотрим основные характеристики, которые, по мнению практиков ТА, необходимы для заключения эффективного контракта. Чтобы не давать их в тезисной форме, мы предлагаем сразу использовать их на практике при определении вашей цели изменения. По мнению Джеймс и Йонгеворд, контракт с целью изменения можно заключить как с терапевтом, так и с самим собой.

Следующие упражнения направлены на составление контракта для самотерапии. Они впервые разработаны Мириел Джеймс и усовершенствованные одним из авторов этой книги.

Упражнение. Решите, что вы хотите в себе изменить. Напишите это, используя любые пришедшие в голову слова.

Цель контракта должна быть определена с помощью позитивных слов. Часто цель изменения определяется негативными словами и выражениями, например, человек может захотеть бросить курить или меньше пить, сбросить вес и не бояться начальников. Подобные «стоп-контракты» и «не-контракты» никогда не работают длительное время. Частично это объясняется тем, что цель контракта представляется в виде определенной картины. Когда вы пытаетесь представить себе что-либо, то мысленно видите картину того, что следует за «не» или любым другим негативным словом. Например, если человек заключает контракт с целью «не курить», то он будет у него постоянно ассоциироваться с его проблемой — курением, от которого клиент хочет избавиться.

В теории ТА имеется хорошее объяснение неэффективности «стоп-контрактов». Вспомним, что любое сценарное поведение является отражением стратегии Ребенка, направленной на выживание, получение поглаживаний и удовлетворение насущных потребностей. Тогда что же случится, если вы заключите контракт с целью «не вести себя» по сценарию? В лучшем случае вы не дадите своему Ребенку ясной цели относительно сценария — вы просто добавите еще один пункт в бесконечный список того, что «нельзя», «не надо», «запрещается» делать, полученный вами в детском возрасте от родителей. В худшем случае вы накладываете запрет на то, что в своем Ребенке воспринимаете как существенное для вашего выживания.

Для того чтобы заключить эффективный контракт, необходимо выделить то позитивное, что поможет вашему Ребенку действовать в четко определенном направлении. Подобный подход позволяет обнару­жить новые способы выживания и удовлетворения своих потребностей, которые не хуже старых сценарных способов.

Упражнение. Если вы описали желание измениться с помощью негативных слов, измените предложение, употребив лишь позитивные слова. Новая редакция будет содержать то позитивное, что вы собираетесь использовать для замены негативного.

Контракт должен содержать реально осуществимую цель, учитывать конкретную ситуацию и имеющиеся ресурсы. Под словом «осущест­вимая» мы обычно понимаем все то, что достижимо для вас, ибо невозможно насильно заставить измениться другого человека.

Упражнение. Проверьте, можете ли вы достигнуть желаемого изменения. Спросите себя, достиг ли кто-либо того, что вы хотите? Если это так, то ваша цель осуществима. Рекомендуем детально описать то, что вы хотите изменить.

Цель должна быть четко определенной и наблюдаемой. Это означает, что вы и окружающие должны иметь возможность убедиться в том, достигли ли вы цели или нет. Ваша цель не должна быть слишком общей исодержать сравнения. Часто люди при первоначальном написании контракта ставят перед собой общие цели, например: «Я хочу быть добрым, общительным человеком» или «Я хочу быть ближе к людям». Заключение подобного контракта может привести к бесконечной работе над собой, поскольку указанные цели нечетко определены и окружающие не смогут однозначно сказать, достигнуты они вами или нет.

Упражнение. Укажите подробно, как окружающие и вы сами увидите и услышите, что вы в чем-то изменились. Если ваша цель связана с изменением взаимоотношений с другими людьми, укажите их фамилии.

Изменение, которое вы стремитесь достигнуть, должно быть безо­пасным. Поэтому с помощью Взрослого обдумайте его социальные по­следствия. Безопасно ли оно для вас?

Цель контракта должна исходить из Взрослого при сотрудничестве Свободного Ребенка. Другими словами, она должна соответствовать вашему пониманию ситуации и способностям взрослого человека и помогать удовлетворять потребности вашего Ребенка, а не отрицать их. Контракт, заключенный из Адаптивного Ребенка, будет почти во всех случаях способствовать усилению вашего сценария. Поэтому контрактов из Адаптивного Ребенка следует избегать.

Упражнение. Продумайте, насколько вы хотите измениться ради себя самого, а не для того, чтобы порадовать других, получить от кого-то одобрение или навредить кому-то? Можно задать этот вопрос и по-другому: «Для чего мне нужно меняться?»

Для достижения этой цели вам необходимо мобилизовать ресурсы вашего Ребенка, как, впрочем, и ресурсы вашего Взрослого и Родителя. Поэтому цель контракта в ТА формулируется на «языке восьмилетнего ребенка» — словами, понятными вашему Ребенку.

Упражнение. Понятна ли сформулированная вами цель восьми­летнему ребенку? Если нет, перефразируйте ее так, чтобы она была ему понятна.

Достижение цели всегда связано с определенными затратами в виде времени, денег, обязательств, неприятностей, прощанием с кем-то или чем-то, страхом перед последствиями изменения и т.д.

Упражнение. Продумайте, какая будет цена за достигнутое вами изменение? А затеи, определив ее, задайте себе вопрос, по-прежнему ли вы хотите измениться?

Следующее упражнение проверяет, как вы следуете определенному плану действий.

Напишите пять пунктов, которые необходимы для достижения цели контракта. При определении конкретных действии укажите, как окружаю­щие смогут судить о том, продвигаетесь ли вы к цели или нет.

Из составленного вами списка пунктов выберите и напишите те, которые обязательно выполните в течение ближайшей недели.

Напишите: «Люди, которые могут помочь мне в моем изменении...» и отметьте их фамилии.

 

Глава 27. Цели изменения в ТА

В предыдущей главе вы узнали о том, как терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы?

Автономность. Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Он не дал определение этому понятию, однако отме­тил, что автономность «характеризуется высвобождением или восста­новлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности».

Осознание — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития большинство из нас систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, предположим, что я присутствую на концерте. Во время игры музыкантов я могу внутренне проигрывать такой монолог: «Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы...». Если я позволю себе осознать, что происходит, то выключу этот внутренний голос, буду слушать только музыку и получать от нее наслаждение.

Спонтанность — это способность выбирать из всего возмож­ного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям.

Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может думать, чувствовать ивести себя как взрослый, используя эго-состояние Взрослого. При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детском возрасте. Он может также прореа­гировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у родителей или парентальных фигур. И независимо от используемого им эго-состояния, спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Интимность. В главе 9 вы узнали, что интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осущест­влению Родителем необходимой защиты.

Свобода от сценария. Хотя Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Большинство теоретиков ТА разделяют эту точку зрения. Таким образом, мы можем предложить следующее определение: автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения.

Вы можете спросить: «А разве эго-состояние Взрослого — это не определенный набор поведении, мыслей и чувств при реакции на «здесь и теперь»? Тогда быть автономным означает все время находиться во Взрослом?» Ответ на этот вопрос — «нет». Мы уже видели, что спонтанный человек может иногда при реагировании на «здесь и теперь» быть в эго-состоянии Ребенка или Родителя. При автономности выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Когда же человек находится в сценарии, он, напротив, будет переходить из одного эго-состояния в другое в соответствии со своими ограничен­ными детскими представлениями о жизни и сценарными убеждениями.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, так как автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предска­зуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор эго-состояния становится более свободным и легким. Со временем он может оказаться настолько быстрый и естественным, что эго-состояние Взрослого будет включать характеристики позитивного Ребенка и позитивного Родителя. Для этого состояния Берн предложил термин интегрированный Взрослый.

Решение проблем. С точки зрения Шиффов, автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае «решение проблем» включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи. Как мы уже знаем из главы 21, выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

При применении ТА в организациях, образовании и других областях вне терапии в качестве цели изменения нужно ставить эффективное решение проблем, а не автономность или свободу от сценария, поскольку в этих областях игнорирование и нерешенные проблемы могут быть часто следствием плохой информированности людей, а не тем, что они находятся в сценарии. Таким образом, практику ТА необходимо сосредоточить внимание не на совершенствовании сценария, а на информационном обеспечении и развитии эффективных приемов реагирования на эту информацию.

Различные подходы к проблеме излечения. Одним из аспектов пристального внимания Э. Берна была проблема излечения. Он неоднократно подчеркивал, что работа практика ТА заключается в том, чтобы вылечить пациента, а не просто добиться прогресса в лечении.

В качестве иллюстрации своей концепции лечения, изложенной в работе «Принципы группового лечения», Берн использует метафору о «лягушках и принцессах». Он считает, что чтобы вылечиться, необхо­димо сбросить шкуру лягушки и стать принцем или принцессой. Прогресс же в лечении означает, что лягушке стало легче, но она еще не превратилась в принца или принцессу. В работе «Что вы говорите после того, как говорите "здравствуйте?"» Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития.

Несколько лет назад «Журнал ТА» попросил различных авторов ТА принять участие в дискуссии относительно проблемы излечения, причем мнений было столько же, сколько и авторов. Далее мы предлагаем вам несколько идей, которые появились в результате состоявшейся дискуссии. Некоторые авторы придерживаются старого подхода к проблеме излечения, которое наступает при завершении контракта. При этом терапевт и клиент не ставят перед собой глобальной цели изменения, а просто работают до тех пор, пока клиент не выполнит как можно большее число пунктов в их совместном контракте. Другой широко распространенный взгляд, касающийся терапии, заключается в том, что излечение должно включать какой-то выход из сценария, причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аффективным или когнитивным или являться комбинацией этих трех факторов. Другими словами, из сценария можно выйти, изменив свое поведение, чувства или мысли. Ряд авторов предлагают четвертый подход в изменении сценария — соматическое излечение. Данный подход состоит в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-то психоматических расстройств.

Излечение: постепенное изучение новых методов. Независимо от того, как определяется сценарное излечение, оно редко наступает при использовании одного метода. Чаще излечение — это изучение и опробование новых способов и подходов. Когда кто-либо достигает значительного изменения в своем сценарии, он обычно в течение нескольких недель или месяцев находится в приподнятом настроении, а затем на некоторое время возвращается к прежнему поведению, будто забыл там что-то хорошее. Важно, чтобы клиент осознавал, где он, и не находился бы в этом состоянии слишком долго. При этом старое поведение уже не так приятно, как раньше, и к тому же у человека имеется выбор, следовательно, он быстрее выходит на этого состояния. Довольно скоро прежнее поведение теряет для него всякую привле­кательность и он полностью выходит из него.

Возможно, следующий текст лучше всего передает процесс измене­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.