Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поршия Нельсон 2 страница




Использование контрактов помогает преподавателям и обучаю­щимся достичь четкого согласия о том, чем каждому из них следует заниматься и как достичь этого наилучшим образом.

Борьба с пассивностью. В группах системы образования люди часто склонны вступать в симбиоз, особенно там, где учителя традици­онно играют роль Родителя и Взрослого, а студенты — роль Ребенка. Современные подходы в образовании подтверждают точку зрения ТА, который рассматривает подобную систему как игнорирующую способ­ности и возможности обеих сторон.

Знание концепций Шиффов помогает учителям и студентам воздерживаться от симбиоза и полностью использовать все три эго-состояния. При этом учителя могут научиться распознавать четыре вида пассивного поведения и бороться с ними, вместо того чтобы вовлекаться в игры. Там, где это возможно, организуются совместные семинары учителей и студентов, на которых они берут на себя взаимную ответственность ясно мыслить и активно решать проблемы.

 

Глава 30. История возникновения ТА

Тридцать лет назад Эрик Берн опубликовал свою первую статью, в названии которой впервые фигурировал термин «трансакционный анализ». В данной главе мы расскажем о жизни Берна и о том, как развивалось его учение. Период до 1957 года соответствовал раннему периоду развития ТА, который пропагандировала группа профес­сионалов ТА на Западном Побережье США, Публикация в середине 60-х годов бестселлера Э. Берна «Игры, в которые играют люди» сделала ТА доступным широкой публике и создала массовую популярность теории. Период с конца 70-х годов вплоть до настоящего времени считается периодом консолидации. Членство в ТА по сравнению с пиком 1976 года снизилось, но остается выше, чем в ранние годы развития теории. За это время сделано многое в развитии теории и практики ТА, однако наиболее впечатляющим является факт роста и широкого распространения ТА во всем мире. В настоящее время он не ограничивается США и англоязычными странами, а приобретает международный характер.

Эрик Берн и истоки ТА. Эрик Берн, урожденный Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 году в Монреале. Его отец был врачом-терапевтом, а мать — писательницей. Ранние годы Берна были счастливыми, мальчику особую радость доставляло сопровождать отца во время его визитов к пациентам. Когда Эрику исполнилось девять лет, отец умер. Маленький мальчик тяжело переживал потерю отца это, возможно, существенно повлияло на дальнейшее становление и развитие Берна. Поощряемый своей честолюбивой материю, Берн поступил в медицинский колледж и в 1935 году стал врачом. Вскоре после этого он переехал в Америку и стал заниматься психиатрией, затем принял американское гражданство и поменял фамилию на Берн.

В 1941 году он начинает учиться на психоаналитика ипроходит психоанализ у Пола Федерна. Его учеба была прервана второй мировой войной. В 1943 году Берн работает в качестве психиатра в медицинских войсках. В этот период он начинает практиковать групповую терапию, собирает критические заметки по психиатрии и психоанализу, которые лягут в основу его более поздних работ.

После демобилизации из армии в 1946 году Берн возобновляет психоаналитическую учебу, теперь уже под руководством Эрика Эриксона. С этого времени он начинает много работать, сочетая частную практику с государственной службой, а также много пишет. Его первая книга «Разум в действии» вышла в 1947 году; в 1957 году она была переиздана под названием «Гайд по психиатрии и психоанализу для начинающих». В 1949 году Берн опубликовал свою первую из шести специальных журнальных статей, посвященную природе интуиции. Остальные статьи вышли до 1958 года и содержали идеи, которые легли в основу теории ТА. В течение всего этого времени Берн продолжает изучение психоанализа и в 1956 году подает заявление о приеме в члены профессиональной психоаналитической организации, однако оно было отклонено.

Берн решает самостоятельно идти вперед иразрабатывает новый подход в психотерапии. К концу 1956 года он заканчивает еще две статьи по интуиции, в которых впервые излагает свою концепцию эго-состояний Родителя, Взрослого и Ребенка и использует термин «структурный анализ». Эти статьи были опубликованы в 1957 году, а Берн начинает работу над еще одной статьей, которую в этом же году выносит на суд Американской ассоциации по групповой терапии. Статья называлась «Трансакционный анализ — новый эффективный метод групповой терапии». В этой статье, которая появилась в печати в следующем году, Берн вновь излагает свою концепцию эго-состояний Родителя, Взрослого и Ребенка и включает также идею об играх и сценарии; таким образом, фундамент теории ТА был заложен.

Каким человеком был Берн? Знавшие его люди дают неодно­значные оценки его сложной личности. Некоторые утверждают, что он был добрым, мягким и веселым человеком, другие отзываются о нем как о волевом, остром на язык и замкнутом человеке. Одно очевидно, что он ясно мыслил и требовал этого от других. Это отражено в виде стройной теории ТА.

В течение всей своей карьеры Берн продолжал живо интересоваться природой интуиции, которая не только послужила толчком при разработке основных концепций ТА, но также нашла свое отражение в том внимании, которое Берн уделял идее «думать по-марсиански», то есть понимать как открытые, так и скрытые послания.

Берн был индивидуалистом, даже бунтарем. Мы можем лишь предполагать, что отказ от членства в психоаналитической ассоциации послужил для него стимулом в разработке ТА и он создал новый метод терапии. Его идеал заключался в том, чтобы излечить людей быстро, а не в том, чтобы добиваться прогресса в течение многих лет. Он считал, что язык ТА должен быть доступен любому непосвященному новичку, чтобы клиент и терапевт могли свободно сотрудничать в процессе лечения.

Самые глубокие идеи Берна берут свое начало в медицине. Возможно, причиной этого является не только его медицинское образование, но и воспоминания о счастливых годах детства, проведенных с отцом. Когда Берн написал книгу «Трансакционный анализ в психотерапии», он дал в ней следующее посвящение на латинском языке: «Памяти моего отца Дэвида, доктора медицины и магистра хирургии, врача бедных». Для Берна хороший терапевт должен быть «настоящим док­тором». Он не считал, что терапевтами могут быть люди только с медицинским образованием. Напротив, он имел в виду, что каждый тера­певт должен взять на себя ту ответственность, которую берет на себя врач. «Настоящий доктор», по Берну, всегда стремится вылечить своих пациентов, планируя лечение так, чтобы на каждом этапе он знал, что и зачем делает. Эти качества до сих пор необходимы для получения аккредитации терапевта ТА.

Ранние годы. С начала 50-х годов Берн и его коллеги проводили регулярные клинические семинары. В 1958 году они основали Сан-Францисский социально-психиатрический семинар (СФСПС), собираясь каждый вторник в доме Берна. Хотя название семинара и место встреч изменились, собрания продолжаются до сих пор. В те ранние годы Сан-Францисский семинар служил благоприятной почвой для возникновения новых идей ТА. «Трансакционный анализ в психотерапии» — первая книга Берна, посвященная ТА, вышла в свет в 1961 году. В 1963 году за ней последовала работа «Структура и динамика организаций и групп». В январе 1962 года начинает выходить «Бюллетень трансакционного анализа», который редактирует Берн. Членами СФСПС были многие известные в настоящее время ученые классической школы ТА: Клод Стайнер, Джэк Дюсей, Стивен Карпман и Франклин Эрнст.

Среди участников первых семинаров была также Джэки Ли Шифф. В начале 60-х годов под руководством Берна работал Боб Гулдинг. Таким образом, были заложены основы двух других школ современного ТА, о которых мы говорили в главе 28.

В 1964 году Берн и его коллеги решили организовать Междуна­родную ассоциацию трансакционного анализа (МАТА), признавая тот факт, что ТА стал использоваться профессионалами за пределами США. Сан-Францисский семинар был переименован в Сан-Францисский семинар по трансакционному анализу (СФСТА). 1964 год стал вехой в истории ТА — в свет вышла книга «Игры, в которые играют люди». Берн писал эту работу для небольшого круга профессионалов, однако она стала бестселлером. Ее распространение во всем мире способство­вало популяризации идей ТА.

Годы распространения. Коммерческий успех книги «Игры, в которые играют люди» не привел к увеличению числа специалистов, практикующих ТА. В 1965 году членами МАТА были лишь 279 человек. Однако это небольшое число специалистов продолжали развивать теорию и практику ТА. В 1965 году супруги Шифф начали работать с психически больными клиентами. Книга Берна «Принципы группового лечения» была опубликована в 1966 году, и в том же году появилась статья Стайнера о «Сценарии и контрсценарии» в «Бюллетене ТА». В 1969 году число членов МАТА выросло до 500 человек. В этом же году в «Бюллетене ТА» появилась статья Стивена Карпмана о Драматическом треугольнике.

Все это время Берн продолжал упорно работать. К июню 1970 года он завершил работу над рукописями двух своих книг: «Секс в любви человека» и «Что вы говорите после того, как говорите "здравствуйте"?», однако он так и не увидел их напечатанными. В конце июня он пережил сердечный приступ и был помещен в больницу. Сначала дела пошли на поправку, однако 15 июля 1970 года после второго приступа Берн скончался. Первый номер «Журнала трансакционного анализа», который вышел в свет в январе 1971 года, был посвящен памяти Эрика Берна. Именно в этом номере Арон и Джэки Шифф опубликовали свою замечательную статью о пассивности, а Стивен Карпман изложил концепцию «Выбора».

Кроме работ самого Берна, интерес широкой общественности к ТА был обусловлен также появлением двух других книг-бестселлеров. Книга «Я — ОК, ты — ОК» Томаса Харриса появилась в 1967 году и, по сравнению с «Играми, в которые играют люди», была специально рассчитана на непрофессиональную аудиторию, причем основная теория ТА излагалась в весьма доходчивой, если не в упрощенной форме. Другой книгой, вышедшей в 1971 году, была работа Мириел Джеймс и Дороти Йонгеворд «Рожденный побеждать», которая сочетала в себе идеи ТА и гештальт-терапии Фрица Перлса. Таким образом, попу­лярность ТА росла. Членство в МАТА, насчитывающее 1000 человек в 1971 году, выросло до 5000 в 1973 году и продолжало увеличиваться, достигнув пика 11000 человек в 1976 году.

Все три школы ТА продолжали развивать теорию и практику. Так, в 1972 году в «Журнале ТА» появилась статья Джэка Дюсей об эгограммах. В том же году Боб и Мэри Гулдинг опубликовали статью, в которой излагалась их концепция о повторном принятии решения и приказаниях, а супруги Шифф основали Институт катексиса.

Работа Таиби Кейлера о драйверах и минисценарии, впервые опубликованная в «Журнале ТА» в 1974 году, представляла собой в корне новый подход в теории ТА. Идеи Кейлера выходили за рамки любой из трех школ, и, хотя корни минисценария лежат в основной теории ТА, эти идеи приводят к появлению важных концепции, о существовании которых Берн не мог и подозревать.

Международная консолидация. Если ТА зародился во время ранних исследований Берна по интуиции и появился на свет с публикацией статьи в 1957 году, то он стал совершеннолетним в 1978 году. К этому времени членство в МАТА упало до 8000 человек и продолжало постепенно уменьшаться, но с 1965 года стабилизировалось и составляет сейчас около 5000 человек.

Новизна ТА как продукта массовой коммуникации исчерпала себя, что и должно было случиться. Однако уменьшение интереса к ТА лишь часть современного этапа в его развитии и, конечно, не самая существенная. Гораздо важнее то обстоятельство, что ТА обрел зрелость как научная дисциплина и получил международное признание как профессиональный метод. Поэтому не так уж плохо, что ТА утратил имидж «популярной психологии», зародившийся во время его бурного роста и распространения. Две книги, появившиеся в 1977 году, во многом символизировали это изменение и представляли собой сборники статей, рассчитанные на профессионалов. «Трансакционный анализ после Эрика Берна», изданный под редакцией Грэхэма Барнса, отразил основные достижения и направления развития теории и практики ТА после смерти Берна. Другая книга под редакцией Мириел Джеймс «Техника в трансакционном анализе» ставила своей целью изложение современных методик ТА.

Авторы ТА продолжают вносить свой вклад в расширение и углубление мышления ТА. Например, Система Рэкета Ричарда Эрскина и Мэрилин Зальцман была впервые изложена в статье «Журнала ТА» в 1979 году. Профессиональная подготовка и аккредитация в ТА соответствуют стандартам, принятым во всем мире, и в настоящее время проводятся под эгидой МАТА и Европейской ассоциации трансакционного анализа (ЕАТА).

Активный интерес к ТА за пределами США возник задолго до широкого распространения теории. Уже в 1964 году подход ТА применительно к групповой терапии изучался в группах для взрослых в системе образования под руководством профессора Джона Аллуэя в Лейчестерском университете (Англия), причем подобные группы организуются и в настоящее время.

В 1965 году МАТА насчитывала лишь несколько членов, прожи­вающих за пределами США. По мере роста интереса к ТА членство в МАТА неамериканцев возрастало и в 1976 году составило 2000 из общего числа 10000 членов. Интересно отметить тот факт, что при уменьшении числа членов МАТА число членов неамериканцев оставалось стабильным. В настоящее время МАТА становится действительно международной организацией, что находит свое отражение в изменениях организационной структуры МАТА, которые продолжаются и поныне.

Интерес к ТА возрастает во всем мире, в результате чего возникли местные, национальные и континентальные организации ТА. Так, в 1964 году была образована Европейская ассоциация трансакционного анализа, которая в настоящее время насчитывает более 2000 членов. Эта ассоциация провела свой первый конгресс в 1975 году, после чего состоялся первый Пан-американский конгресс. Национальные ассоциа­ции ТА существуют во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Австралии.

Хотя признание ТА в странах бывшего Восточного блока идет медленно, последние данные свидетельствуют о наметившемся там движении в этом направлении. В январе 1987 года группа членов МАТА впервые прочитала «101 курс» (введение в ТА) в КНР.

От переводчика. В настоящее время в МАТА входят отдельные представители и организации на более чем 87 стран мира, в том числе Польши и Югославии. С октября 1988 года в Ленинграде работает группа «ТА Ленинград». В октябре 1989 года представителями МАТА Томом и Дельфин Фрейзер в Ленинграде был впервые прочитан курс «101» для членов группы, а также для профессиональных психологов и непрофессионалов.

Перевод осуществлен с согласия автора книги Вэна Джоинса и сделан без существенных сокращений, за исключением приложений, касающихся процедурных вопросов, а также списка литературы, которая у нас практически отсутствует.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

АВТОНОМИЯ /АВТОНОМНОСТЬ: качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении трет следующих способностей: осознания, спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения.

АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК: часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействии с правилами и требованиями общества.

АНТИСЦЕНАРИЙ: часть сценария, которую человек использует наоборот, следуя не первоначальному посланию, а его противоположности.

АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО /ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО: первоначальное нецензурированное чувство, которое человек в детстве научился прикрывать рэкетным чувством.

БАНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ: то же, что и беспроигрышный сценарии — сценарии не-победителя.

БАНК ПОГЛАЖИВАНИЙ: память о прошлых погла­живаниях, которые человек может повторно использовать.

БЕЗУСЛОВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ: поглаживание, связанное с качеством самой личности.

БЕСПОМОЩНОСТЬ: пассивное поведение, при котором человек сам себя разоружает, делая себя беспомощным, в попытке заставить окружающих решить за него какую-то проблему.

БЛОКИРУЮЩАЯ ТРАНСАКЦИЯ: трансакция, при которой избегают обсуждения цели поставленной проблемы из-за несогласия с самой постановкой вопроса.

В1: то же, что и Взрослый в Ребенке.

В2: то же, что и эго-состояние Взрослого.

В3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая собой содержание Взрослого, интроецированное у родителя или парентальной фигуры.

ВЕКТОР: стрелка на трансакционной диаграмме, связывающая эго-состояние, из которого исходит коммуникация, с эго-состоянием, в которое она направлена.

ВЗРОСЛЫЙ В РЕБЕНКЕ: часть структуры второго порядка Ребенка, представляющая стратегии маленького ребенка, направ­ленные на тестирование реальности и решение проблем.

ВОЗБУЖДЕНИЕ: пассивное поведение, при котором человек вместо решения проблем направляет свою энергию на бесцельную, все время повторяющуюся деятельность.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ: субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающее на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.

ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ: способ структурирования времени, когда люди говорят о чем-то, однако ничего не предпринимают в отношении этого.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ: (об играх или сценарии побежденного) имеющие расплату достаточно серьезную, чтобы о ней можно было говорить в своем социальном круге.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ: «пересекающаяся трансакция приводит к разрыву коммуни­кации, поэтому для возобновления коммуникации необходимо, чтобы один или оба человека перешли в другие эго-состояния».

ВЫБОР: техника выбора при общении эго-состояний с тем, чтобы исключить обычное, неконструктивное взаимодействие/общение с другими людьми.

ГИПОТЕЗА КОНСТАНТНОСТИ: (об эгограммах) гипотеза о том, что по мере увеличения интенсивности одного эго-состояния другое или другие эго-состояния должны с целью компенсации уменьшиться: смещение психической анергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается неизменным (константным).

Д1:то же, что и Ребенок в Ребенке.

Д2:то же, что и эго-состояние Ребенка.

Д3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая содержание Ребенка, интроецированное у родителей или парентальных фигур.

ДВОЙНАЯ ТРАНСАКЦИЯ: скрытая трансакция, включающая в себя четыре эго-состояния.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.

ДРАЙВЕР: один из пяти четко определенных способов поведения, который проигрывается в период времени от полусекунды до нескольких секунд и является функциональным проявлением негативных контрсценариев.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК: диагра­мма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемешаться из одной из следующих сценарных ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).

ДУМАТЬ ПО-МАРСИАНСКИ: объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК: то же, что и Свободный Ребенок.

ЖАЖДА ПРИЗНАНИЯ: потребность в признании со стороны других людей.

ЖАЖДА СТИМУЛА: потребность в физической и умственной стимуляции.

ЖЕРТВА: (в Драматическом треугольнике) человек, который считает себя ниже других; что его заслуженно принижают или что он не может обойтись без посторонней помощи.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ: основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям.

ИГНОРИРОВАНИЕ: неосознанное игнорирование информации, касающейся решения проблемы.

ИГРА: (последнее определение Берна) серия трансакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате.

ИГРА:(определение Джоинса) процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который (1) находится вне осознания Взрослого; (2) не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения и (3) который приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека.

ИЛЛЮЗИЯ: (используется Берном для обозначении) контаминации Взрослого Ребенком.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ: эго-состояние Взрослого, включающее в себя позитивные качества Ребенка и Родителя.

ИНТИМНОСТЬ: способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.

ИСКАЖАЮЩАЯ ТРАНСАКЦИЯ: отклоняющаяся или блокирующая трансакция.

ИСКЛЮЧАЮЩИЙ: (об эго-состояниях) эго-состояние, которое продолжает функционировать, когда два других не действуют.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: отключение человеком одного или более эго-состояний.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ: (об эго-состояниях) эго-состояние, которое определяет поведение человека, в том смысле, что оно осуществляет контроль над его мускулатурой.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, путем сбора фактов и информации о родителях и парентальных фигурах человека и его детстве.

КАТЕКСИС: (в теории энергии) психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состоянии в другое; (как название) название института, основанного Шиффами и одна из школ ТА, которая использует данный подход.

КЛЕВ: трансакционная реакция, которая на психологическом уровне говорит о том, что человек принял приглашение к игре.

КОНСТАНТНЫЙ: (об эго-состояниях) то же, что и исключающий.

КОНТАМИНАЦИЯ: часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя, которое человек ошибочно воспринимает как содержание своего Взрослого.

КОНТРАКТ: четко выраженная двухсторонняя привер­женность определенному плану действий; приверженность (обязательство) Взрослого самому себе и/или кому-либо другому с целью достижения какого-либо изменения.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ: субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как человек может использовать это эго-состояние с целью контроля, управления и критики.

КОНТРПРИКАЗАНИЯ: сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые ребенком в Родителе.

КОНТРСЦЕНАРИЙ: совокупность решений, приня­тых ребенком под воздействием контрприказаний.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОГЛАЖИВАНИЙ: инди­видуальный предпочитаемый набор различных типов поглаживаний.

КРИТИКУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ: то же, что и Контролирующий Родитель.

КРЮЧОК: трансакционный стимул, которым на психологическом уровне является приглашением к игре.

МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР: то же, что и Взрослый в Ребенке.

МАРКА: рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего его обмена на негативную расплату.

МАТРИЦА ИГНОРИРОВАНИЯ: модель, рассматривающая игнорирование с точки зрения области, типа и уровня.

МИНИСЦЕНАРИЙ: последовательность сценарного поведения и рэкетных чувств, всегда начинающаяся с драйвера, в течение которой человек за короткое время проигрывает свой сценарий и тем самым усиливает его.

МИРОВОСПРИЯТИЕ: структура ассоциа­тивных реакции, которая интегрирует различные эго-состояния при реагировании на специфический стимул; предоставляет человеку целостную систему для восприятия обдумывания, чувственного реагирования и действия, которая используется для определения своего отношения к самому себе, другим людям и к жизни.

МОДЕЛЬ ПЕРВОГО ПОРЯДКА: модель эго-состояний, в которой три эго-состояния не подвергаются дальнейшему делению.

МОДЕЛЬ РВД: то же, что и модель эго-состояний.

МОДЕЛЬ РЕШЕНИЙ: (модель принятия решений): философская позиция, которая говорит о том, что люди — творцы своей судьбы и сами принимают решении о своей жизни, а также, что эти решения могут быть изменены.

МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ: модель, отобра­жающая личность в терминах эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

НАСИЛИЕ: пассивное поведение, при котором человек направляет свою разрушительную энергию наружу в попытке заставить окружающих решить за него его проблему.

НЕГАТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ: поглажи­вание, которое принимающий его человек ощущает как неприятное.

НЕ-ПОБЕДИТЕЛЬ: человек, который не достигает больших вершин и не падает слишком низко.

НЕСООТВЕТСТВИЕ: несоответствие между поверх­ностным (открытым) уровнем коммуникации и поведенческими сигналами, которые проявляются человеком, начавшим коммуникацию.

НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ: пассивное поведение, при котором человек направляет энергию не на решение проблемы, а на то, чтобы ничего не делать и ничего не предпринимать.

ОБВИНИТЕЛЬ: третья позиция в минисценарии, отражающая жизненную позицию Я+Т-.

ОБЛАСТЬ: (игнорирования) по отношению к себе, другим людям или ситуации.

ОК КОРРАЛ: диаграмма, в которой четыре жизненные позиции связаны с определенным социальным поведением.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: сценарное послание, которое включает в себя то, что и как родители говорят о ребенке.

ОСОЗНАНИЕ: способность воспринимать чистые чувствен­ные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя.

ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ: то же, что и жизненная позиция.

ОТКЛОНЯЮЩАЯСЯ/ТАНГЕНЦИАЛЬНАЯ: трансакция, при которой стимул и реакция обращены к различным вопросам или касаются одного и того же вопроса, но подходят к нему с различных точек зрения.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТРАНСАКЦИЯ: трансакция, при которой трансакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, к которому обращаются, является источником реакции.

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: один из четырех видов поведения (ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, беспомощность или насилие), который указывает на наличие игнорирования. Они используются человеком в попытке заставить других людей или окружение решить его собственные проблемы.

ПАССИВНОСТЬ: как люди не делают то, что надо, или не делают что-либо эффективно.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ: (об играх или сценариях побеж­денных) имеющие расплату/последствия, о которых человек может говорить в своем социальном окружении.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ: «пока трансакции являются параллельными, коммуникация может протекать сколь угодно долго».

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ: положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью получить свою расплату.

ПЕРЕСЕЧЕННАЯ ТРАНСАКЦИЯ: трансакция, при которой трансакционные векторы не являются параллельными или при которой эго-состояние, в которое обращаются, не является источником реакции.

ПЛАН ЖИЗНИ: то, что реально происходит в жизни человека (в противоположность жизненному сценарию, который представляет собой то, что человек запланировал сделать в раннем детстве).

ПЛАН ИГРЫ: серия вопросов, используемых для анализа стадий игры какого-то отдельного человека.

ПЛАСТИКОВОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ: неискреннее позитивное поглаживание.

ПОБЕДИТЕЛЬ: человек, который достигает поставленной цели.

ПОБЕЖДЕННЫЙ/ПРОИГРАВШИЙ: человек, который не достигает поставленной цели.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: сужде­ние о том, в каком эго-состоянии находится человек, с помощью наблюдения за его поведением.

ПОГЛАЖИВАНИЕ: единица признания.

ПОДДЕЛЬНОЕ (ФАЛЬШИВОЕ) ПОГЛАЖИВАНИЕ: поглаживание, которое на первый взгляд кажется позитивным, однако содержит внутри негативное «жало».

ПОДСЛАЩЕННОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ: когда дают неискренние позитивные поглаживания.

ПОЗИТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ: поглаживание, которое воспринимается получателем как приятное.

ПОСЛАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ: открытое послание, которое обычно передается с помощью слов.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ: (В Драматическом треугольнике) человек, который подавляет или принижает других людей.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ: преувеличение или выпячивание какого-то аспекта реальности.

ПРИКАЗАНИЯ: негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.

ПРОФИЛЬ ПОГЛАЖИВАНИЯ: диаграмма со схемой и колонками для анализа предпочтений человека, когда он дает, принимает, просит или отказывается давать поглаживания.

Р1: то же, что и Родитель в Ребенке.

Р2: то же, что и эго-состояние Родителя.

Р3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая собой содержание Родителя, интроецированное у родителя или парентальной фигуры.

РАЗОЧАРОВАННЫЙ: четвертая позиция минисценария, отражающая позицию Я-Т-.

РАЗРЕШЕНИЕ: позитивная противоположность драйвера.

РАЗРЕШЕНИЯ: (в сценарии) позитивные, освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые ребенком в Ребенке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.