КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование. 1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании
Наука. 1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) отрасль духовного производства (НИОКР); особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая, социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:
постепенное развитие науки; развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
7. Особенности:
объективность; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
9. Универсальные методы научного познания:
анализ – разложение целого на части; синтез – воссоединение целого из частей; дедукция – выведение общего положения из фактов; дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; аналогия – сходство нетождественных объектов; моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе 1. Особенности социального познания: 1.1. субъект и объект познания совпадают; 1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 1.4. сложность объекта познания – общества; 1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания. 2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании: 2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 3. Социальный факт 3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение). 3.3. виды социальных фактов 3.3.1. действия, поступки; 3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности; 3.3.3. словесные (вербальные) действия. 3.4. Оценка социального факта: 3.4.1. свойства изучаемого объекта; 3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом; 3.4.3. познавательные цели исследователя; 3.4.4. личная позиция исследователя; 3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь. 1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. 2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. 3. Функции образования: экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества); социальная (осуществление социализации личности (социальная функция); культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида). 4. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные (ясли, детские сады); начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи); дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции); среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи); высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии); постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы); подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура); духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии). Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.) 5. Общие тенденции в образовании: демократизация образования; рост продолжительности образования; непрерывность образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; интернационализация образования; компьютеризация образования. 6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования: Обеспечение доступности качественного общего образования Повышение качества школьной учебной литературы Повышение уровня оплаты труда работников образования Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования Повышение качества профессионального образования Расширение общественного участия в управлении образованием Развитие сети общеобразовательных учреждений Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |