КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общ. Прогресс
Мораль Искусство 1. Искусство специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; высокая степень мастерства. 2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая. 3. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение 4. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада. 5. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта. 6. Функции искусства общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); предвосхищения (предвосхищает будущее); внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); гедонистическая (доставляет людям удовольствие); познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке). 1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический. 2. Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила. 3. Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье). 4. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего. 5. Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная. 7. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет. 1. Различные взгляды на направленность общественного развития 1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот. 1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества. 1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. 1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем). 2. Понятие прогресса и регресса. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. 3. Традиционные критерии прогресса: - развитие человеческого разума - совершенствование нравственности людей - прогресс науки и техники - развитие производительных сил, включая самого человека - возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку 4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо 5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. 6. Гуманистические критерии прогресса: - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др. Многовариантность общественного развития (типы обществ) I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация 1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) 1.2. Виды реформ: Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III) 1.3. Направления реформ Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми) Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.) Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.) Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в. 2. Революции и их виды. 2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя 2.2. Виды революций: Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России) 3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. 4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации: «первичная»модернизация (развития западного капитализма). «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществ
2. Формационный и цивилизационный подходы Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация». Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой Структура: Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него Способ производства Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества. 3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Угрозы двадцать первого века. (глобальные проблемы) 1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны. Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. 2. Основные причины глобализации: Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор Переход от централизации экономики к ее децентрализации Переход от национальной экономики к мировой 3. Основные направления глобализации Деятельность транснациональных корпораций Глобализация финансовых рынков Глобализация миграционных процессов Мгновенное перемещение информации Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др. 4. Последствия процесса глобализации
5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации 6. Эти проблемы являются глобальными, потому что: затрагивают все человечество; проявляются как объективный фактор развития общесмтва; настоятельно требуют решения; предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране); от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации. 7. Причины глобальных проблем: активный преобразующий характер деятельности человечества; противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества. 8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны Демографическая Преодоление отсталости развивающихся стран Продовольственная Сырьевая Энергетическая Экологическая Использования Мирового океана Мирового освоения космоса Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете. 9. Основные направления разрешения глобальных проблем Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений. Четкая международная система прогнозирования.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |