КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальная онтология М. Хайдеггера
Областного фотоконкурса Состав Оргкомитета «Вологодчина в зеркале культуры», посвященного Году культуры в Российской Федерации
* аннотация (описание) работы представляет собой краткое изложение сведений о событиях, предметах, лицах, изображенных на представленной работе.
Если студент не идет к бытию, то бытие идет к студенту.
Более того, оно уже пришло, точнее, оно никуда и не уходило, а всегда при студенте, вблизи него, причем, ближе, чем своя рубашка. Чтобы иметь дело с этим бытием, нет нужды воспарять в умозрении к метафизическим сущностям Платона, Аристотеля, Гегеля, к конечным причинам всего сущего. Да и трудность немалая – не все отточили умозрение. У нас задача скромнее, речь пойдет не о бытии для всего мира, а лишь о смысле бытия такого сущего, как человек. Среди прочего сущего лишь последний обладает незаимствованным бытием. Феномен же мира неразрывно связан с мышлением человека.
Где и на каком пути искать нам это бытие? 1. Где же, как не в аудитории искать нам «бытие» такого (широко представленного в ней) сущего как студент, да и преподавателя так же. Придумывать практически ничего не надо, мы находимся в ситуации, которая чревата прояснением бытия. Какие отношения существуют между нами, преподавателем и студентом? Несмотря на размытые рамки должностных отношений между студентом и преподавателем они довольно прозрачны: студент – преподавателю знания, последний студенту – оценку. Беда, однако, в том, что формальные отношения обросли неравенством, властью преподавателя над студентом. Причем, большая часть вины за власть лежит на студентах бездельниках и лишь отчасти на психологических особенностях преподавателей. Н езнание, студенческая лень и беспечность – предпосылки властного нароста, нового среза во взаимоотношениях, лишь на этой почве расцветает самодурство преподавателей, власть. Причем, такое положение дел настолько повседневно, мы так затерялись в нем, что просто не замечаем абсурдности ситуации, когда преподаватель должен заставлять студента учиться различными способами! («Перепись» населения; дополнительные вопросы по пропущенным темам; освобождение от экзаменов из-за знакомства с первоисточниками, работы над рефератом и т.д. Все эти методы - учеба для оценки). И если сейчас моя власть над Вами не столь очевидна (или Вами игнорируется), то во время сессии, на экзаменах она станет зримой, особенно для тех, кто не злоупотреблял знакомством с философией. Может статься, что от моего решения будет зависеть быть вам студентом, или не быть. Сейчас праздник на Вашей стороне (прогуливаете, «болтаете» на занятиях, не готовитесь, одним словом, не учитесь), но будет праздник и на моей стороне, во время сессии. Заранее предупреждаю, нрав у меня ангельский! - Во-первых, злопамятен, для чего же я составляю черные списки, как не для того, чтобы отомстить прогульщикам на экзамене! - Во-вторых, к ровожаден. День прожит зря, если я не «зарежу» на экзамене двух – трех студентов в каждой группе (чем больше, тем лучше). - В третьих, у меня низкая самооценка. Если во время экзамена кто-либо из Вас не унижается, у меня плохое самочувствие! Слава богу, вы не даете зачахнуть моему самомнению. Когда, кто-либо из вас на экзамене, не ответив по билету, упрашивает спросить его по другому вопросу; признается, что не понимает философию (в семестре не ударив палец о палец); сообщает, что ему нельзя получать третью двойку, отчислят, – я упиваюсь чувством собственной значимости, превосходства. Верх блаженства, когда унижаются засланные вами родители, упрашивая за Вас! Я подобен богу, в моих руках нити ваших судеб! Хочу - казню, хочу, – помилую! Как видите, мой добрый нрав, вами разбуженный, – залог того, что пощады в судный день никому не будет, не надейтесь, сами напросились! Ваше унижение залог моего хорошего расположения духа, но не благополучного исхода экзамена. Страшно? Зародились опасения, неприязнь? Вы испытываете какие-либо эмоции? Если нет, начинаю все сначала! 2. Путь. Почему я старался эмоционально затронуть вас, вызвать негативное чувство к предмету и к себе? Все очень просто, то бытие, которое мы ищем, не постигается на невозмутимых путях познания (это путь к «небесным» началам, но мышлению не дано право свидетельствовать о бытии), а обнаруживает себя в чувственных аффектах и только посредством их. Я должен был Вас эмоционально «завести», без этого встреча со своим бытием невозможна. Итак, если вы почувствовали опасение, неприятие, неприязнь, а еще лучше, ненависть, вы на полпути к бытию! Эмоционально окрашенное «НЕТ» (не обязательно артикулированное) – вот путь и залог бытия. Правда, есть «нет» - каприз, когда внутри наличного, повседневного одно отвергается в пользу другого. Не хочу учиться, но быть студентом хочу. Или, не хочу учиться, а хочу жениться. На этом пути бытие в забвении. «Нет» как со-бытие. Если «нет», только неприязнь ко мне лично, Вы в начале пути. Со-бытие, событие - это неприятие того порядка в сущем, в котором бал правит своеволие. Где студент предоставлен (предоставил себя) в распоряжение преподавателя. «Нет» - это выход за наличное, за повседневное, за привычное. Собственно говоря, этим «нет» заявляет о себе бытие человека. Так что, если вы возмутились своим бесправием, радуйтесь, с вами случилось со-бытие, вы соприкоснулись с бытием, пустили корни по ту сторону повседневного своего существования. Другой пример. Подлинная скука (то же «нет»), отстраняет нас от сущего в целом, как скучного, окрашивает сущее в «неинтересное». Мир нас не занимает, не захватывает, в скуке мы ускользаем от него. Забросив рубанок под верстак, Христос повернулся спиной к ветхозаветному социуму в целом с его ценностями и моралью. Чувство любви выхватывает Вас из повседневности и возвращает уже в преображенную действительность, окрашенную Вашим чувством. Теперь время прояснить: Во-первых, что представляет собой это «бытие - выступание», что за событие свершается, когда мы оказываемся по ту сторону сущего? Во-вторых, куда за сущее мы выступаем, что предоставляет нам возможность отступить от сущего в целом и бросить ему вызов? В третьих. чем отличается фундаментальная онтология М. Хайдеггера от классической онтологии и от феноменологии Э. Гуссерля? 1. Выступание за сущее, выход за рамки существующего, за мир вещей, за повседневные отношения – это трансценденция. Соприкосновение с метафизическим, трансцендентальным миром. И те из вас, кто проникся не столько неприязнью ко мне (внутри сущего обычное дело любовь и ненависть), сколько возненавидел порядки, отношения, насаждаемые бездельниками и моими комплексами – метафизики, приобрели опыт выступания, трансценденции за повседневность. С Вами случилось со-бытие, а не происшествие. Бытие = экзистенция = присутствие. Бытие открылось нам, как «нет» определенному порядку в сущем. Но это не единственный его модус. Наше бытие это и «ДА» новой повседневности и своей новой роли в ней. В целом, бытие, экзистенция – это способ нашего присутствия в сущем. (Способ существования «двоешника» – страх и паника как состояние, особенно в сессию.) В повседневности вы существуете, я существую, а как обстоят дела с существованием самой экзистенции? Вы сейчас в аудитории, а где находится ваша экзистенция? а) Экзистенция – это не некая самостоятельная реальность, существующая наряду с прочим сущим, как это имело место в классической онтологии. б) Экзистенция не существует, ее не найти среди сущего, но «экзистируя», она присутствует в сущем. «Экзистируя», т.е. отсылая нас в мир наличного бытия, экзистенция воспроизводит нас и повседневность в одном и том же качестве. Бытие присутствует в повседневности способом бытия, воспроизведения повседневности. в) Присутствие же экзистенции в ничто сказывается выходом за сущее, за повседневность и возможностью взглянуть на мир в целом со стороны, и раскрасить его иначе. 2. Мы имеем возможность поставить сущее перед собой лишь потому, что изначально укоренены по ту сторону сущего в метафизическом мире. Наше бытие укоренено в метафизической почве, даже бытие тех, кто затерялся в повседневности, захвачен ею, смирился с порядком вещей. Мы все метафизики, по бытию, а не по своим представлениям. Метафизическая почва – это «НИЧТО», т.е. то, чего нет, не существует. - Вопрос, что есть ничто(?), абсурден. Ничто, во-первых, ни - что-то; во-вторых, - не есть. Ничто – это не нечто, существующее наряду или пообок от сущего, как некий фундамент. - Ничто не предмет, даже не умозрительный предмет познания. Оно открывается только в состоянии Ужаса. Ужасом приоткрывается Ничто, своей волей мы не можем себя поставить перед ним. - Лишь в свете Ничто, сущее есть сущее, т.е. существующее. Благодаря «Ничто» мы можем как бы со стороны рассматривать предметы, себя и свои отношения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |