Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинизм




Классический период

В этот период значительное внимание уделяется скульптуре.

Застылость скульптуры была преодолена Мироном (середина V в. до н.э.), сумевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. В результате переноса тяжести тела на одну ногу фигура приобрела непринужденное положение - статуя ожила. Недаром созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нем движения сравнивают со сжатой пружиной. Мирон любил изображать энергичное действие.

Именно таковы созданные Мироном статуи Афины и Марсия.

Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнут Поликлетом (вторая половина V в. до н.э.) и основан на точном геометрическом расчете, изложенном им в его знаменитом «Каноне». Его прославленный Дорифор явился собирательным образом красивого юноши, мужественного воина, носящего тяжелое вооружение.

Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия, после чего дальнейшее развитие стало просто невозможным. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики. Хотя из произведений самого Фидия, создавшего прославленные статуи Зевса Олимпийского, одного из «семи чудес света», и Афины-Парфенос, ничего не сохранилось, уцелевшие остатки скульптур Парфенона позволяют судить о стиле великого мастера. Эти фрагменты - торсы без рук и голов - живут и сегодня в сложной трехмерной пластике, поражая своей внутренней энергией. У Фидия идеальное содержание скульптуры выражалось не в портрете, а в пластике обнаженного тела, в движении драпировок.

Под эгидой Афин началось интенсивное строительство. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов.

При взгляде на Акрополь с запада видны два архитектурных объема: великолепное мраморное преддверие - Пропилеи, с широкой лестницей и боковыми крыльями, и легкий ионический храм Ники Бескрылой, постоянной спутницы Афины.

Внешние колонны дорического ордера подчеркивали торжественность и внушительность входа, но, попав под кровлю ворот, входящий оказывался среди изящной ионики.

В основе композиции Акрополя - что характеризовало стиль классики - лежал принцип свободной панорамы. Центром постройки была колоссальная двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос из золота и слоновой кости работы Фидия. У подножия Акрополя с южной стороны был построен театр Диониса, ставший основным типом театра для всех греческих городов.

Празднества в Афинах, посвященные Дионису, были прообразом театральных представлении. В честь бога виноделия устраивались веселые шествия, участники которых изображали пастухов – свиту. Они надевали на себя козлиные шкуры, плясали, славили гимнами-дифирамбами своего хмельного бога, которого представлял один из ряженых, и завершали обряд жертвоприношением козла. Первые представления получили название трагедии, что в буквальном переводе означает «песнь козлов» - от тех самых гимнов-дифирамбов.

Афинский театр V в. до н.э. стал, помимо культовых, выполнять и просветительско-воспитательные функции. Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид.

Трагедии Эсхила (524-456 гг. до н.э.) «Персы», «Просительницы», «Орестея», «Прометей Прикованный» служили прославлению демократических традиций родной Греции как величайшей ценности, дарованной человеку.

В трагедиях Софокла (496-406 гг. до н.э.) раскрывалась беспомощность человека перед неумолимым роком.

Еврипид (480-406 гг. до н.э.) в трагедиях «Алкеста», «Медея», «Ипполит» впервые показал непредсказуемого, раздираемого страстями человека, вступившего в противоборство с внешним миром.

Но по-настоящему светским афинский театр стал с развитием жанра комедии, основоположником которой считается Аристофан (446-385 гг. до н.э.). Комедия как самостоятельный жанр возникла из сельских празднеств в честь Диониса, на которых исполнялись шуточные песни и пляски сатиров - мифических козлоногих спутников бога. Театральные представления проходили под открытым небом, и ступени для публики вырубались амфитеатром в естественной выемке холма. Этот своеобразный зрительный зал назывался театром.

Актеры, чтобы их было хорошо видно, выступали в пышных плащах, ярко размалеванных масках, обозначающих либо определенный персонаж (царь, герой, женщина), либо состояние и характер (радость, гнев и т.д.), и в башмаках-котурнах на очень высокой платформе.

V век до н.э. ознаменовался важным сдвигом в области изобразительного искусства - переходом на так называемую иллюзионистическую живопись, родоначальником которой считается живописец Аполлодор Афинский. Греческое искусство V век до н.э. своим богатством и совершенством отразило внутренний расцвет общества, его породившего. Простота, изящество, монументальность и гармоничность форм явились его самыми характерными чертами.

Наиболее прославленным сооружением, одним из «семи чудес света», являлся Галикарнасский мавзолей.

Мавзолеи - прямоугольное в плане здание - имел усыпальницу на первом этаже. Над огромным цоколем располагались фризы с рельефами, затем ионическая колоннада со статуями и ступенчатая пирамида с колесницей Артемизы (жены Мавзола) и самого царя Мавзола.

Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. до н.э. к завоеванию их Македонией и установлению монархии сначала Филиппа, а затем Александра Великого.

Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира - эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до 31 г. до н.э. Александр Македонский основал семьдесят городов с эллинским укладом жизни, самым знаменитым из которых стала Александрия.

Восточное влияние в искусстве эллинизма проявилось прежде всего в декоративности. Не случайно поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.

Коринфский ордер, один из трех классических ордеров, по пропорциям совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа, ядовитого растения. Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер широко использовался в чисто декоративных целях.

В это время Состратом был построен Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на о.Фарос. Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса.

Наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань острова Родоса мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога Гелиоса высотой 37 метров - Колосс Родосский, одно из «семи чудес света». Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащей родосскому скульптору Харесу. Экспрессивность движения и острота ситуации стали альфой и омегой эллинистической скульптуры. Но, пожалуй, самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра, дошедший до нас в римских копиях.

Вместе с тем в эпоху эллинизма получила развитие довольно безликая декоративная скульптура, изображающая Афродит. Самыми выдающимися из них были Афродита Милосская, изваянная великим Агесандром, и Афродита Медичи работы Клеомена. Академизмом, бездушным подражанием классическим формам отличались также статуи Лисиппа и Леохара.

Небывалых высот достигло искусство глиптики - резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.