Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Шпенглера




Он выступает против этого традиционного схематизма, вызванного европоцентристскими амбициями.

Такая позиция неприемлема с точки зрения философии жизни, которая единственной реальностью признает жизнь, а культуры многочисленных народов - ее проявлениями и выражениями.

Ни одна из этих культур, по мнению Шпенглера, не может занимать преимущественного положения. Они подобны живым организмам, растениям, которые вырастают на определенной почве. Так же, как растения, культуры обособлены друг от друга и никак не связаны между собой. Они вырастают из лона породившей их земли, расцветают и погибают.

Поэтому для Шпенглера нет и не может быть всемирной истории как единого поступательного процесса. Вместо этого он говорит о спектакле множества мощных культур, расцветающих на определенном ландшафте, имеющих собственную форму, собственную идею, а также собственную смерть.

Одним из ключевых положений концепции Шпенглера является идея души культуры, которая рождается на определенном ландшафте и всю свою жизнь остается связанной с ним. Душа возникает по воле Всевышнего (или объективного Духа), чтобы развить определенную идею - задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура, существуют, пока не будет выполнена эта задача. Чем больше идей и культур, тем полнее выражает себя жизнь.

Как считает Шпенглер, античный мир - это всегда зримая ограниченность, конечная сумма материальных вещей. Родина для грека - это его небольшой полис, границы которого видны невооруженным глазом, наименьшее из возможных государств. Политика этого полиса - всегда политика близких расстояний, в которой непосредственное участие принимает каждый гражданин. Таков же и античный храм - наименьший из всех классических типов строений, дом близких и понятных богов. Красота для грека воплощается в прекрасном человеческом теле и его изображении в виде статуи. Воплощением этой культуры становится понятие меры, противопоставленное безмерному. Даже античная математика является воплощением этой идеи, основываясь на понятии целого положительного числа и являясь математикой наглядного - величины, отрезка, поверхности.

Европейский мир основан на тяге к бесконечному, западное мирочувствование выражается образом бесконечного пространства. Зримым воплощением его в математике становится понятие функции, ряда рациональных чисел, не представляемых в форме конкретных тел и наглядных величин. Так же появляются динамическая физика, машинная техника, незнакомые античному миру. Иначе воплощается и красота - в инструментальной музыке и масляной живописи, способных отразить идею бесконечности. Иначе воспринимает европеец и понятие родины - это не конкретный участок земли, на котором стоит его дом. Для него это страна со своей природой, климатом, языком, обычаями, историей. И если античный человек всегда жил в настоящем, не будучи историческим человеком, европеец всегда осознает единство прошлого, настоящего и будущего. Для грека история статична, для европейца - динамична.

Такие же специфические характеристики свойственны и всем остальным культурам, по-своему воплощающим свои прасимволы. Все они существуют обособленно, изолированно. Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может воспринять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или китаец смотрят на мир другими глазами, чем грек, они живут разными интересами, их волнуют иные заботы. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее.

Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собственной культуры. За всю историю человечества, считает он, сложилось лишь восемь достигших своего завершения типов культур: вавилонская, египетская, китайская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская и культура народов майя. В стадии зарождения находится русская культура.

Несмотря на всю несхожесть этих культур, история их развития имеет общие черты. Она сводится к прохождению тех ее стадий, которые в споем развитии проходит живой организм: детство, юность, зрелость, увядание.

Как считает Шпенглер, длительность жизни каждого культурного типа составляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа: подготовительный период, в котором идет накопление сил, рождение души культуры и определение ее задачи; выделение прасимвола, это детство культуры; фаза собственно культуры - период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности, величайшие шедевры искусства; период упадка, цивилизации.

На этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Сухой рационализм и материализм становятся основой мировоззрения. Внешние стороны жизни берут верх над внутренними. Достижения недавней культуры некоторое время продолжают вызывать интерес, но постепенно забываются, люди возвращаются к внеисторическому, чисто биологическому существованию.

Этот период всегда связан с переоценкой ценностей, переходом от творчества к бесплодию. Цивилизация уже не порождает ничего нового, она лишь дает новые интерпретации тому, что было создано раньше.

Культура и цивилизация - это живое и ее мумия.

Человек культуры живет внутренней жизнью, цивилизованный человек - внешней.

Высшим выражением цивилизации, считает Шпенглер, является империализм.

Вместо гармонии мира - городское пространство, вместо народа - творца культуры - скопище индивидов, потерявших связь с традициями.Религия, которая составляет сущность каждой культуры, сменяется религиозностью - безусловным признаком угасания культуры. Космополитизм вытесняет любовь к родине, деньги становятся краеугольным камнем общественной жизни. Культура становится эклектичной, превращается в массовую приобретает спортивный характер. Художественные новшества та принимают форму сенсации или скандала. В дальнейшем империализм перерождается в социализм, ставящий главной целью всеобщую сытость и уравнивание. Правда, в качестве примера Шпенглер брал не русский социализм, а говорил о прусском социализме, зачатки которого видел в немецком национал-социализме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.