Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития личности




Ролевые функции личности

Личность и ее структура

Природа человека

Ответ: ААББ

Ответ: АААБ

Ответ: ББАА

Задание 23. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(1) В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Задание 24. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(1) Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2) Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан требует, на наш взгляд, четкого правового регулирования. (4) Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти на законодательном уровне.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Человеческая природа — многомерное образование, представляющее противоречивое единство свойств, признаков и черт биологического, социального и культурного характера. «Если бы разумное существо с другой планеты, - писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев, — посетило нашу Землю и описало физические, умственные и эстетические способности, нравственные качества и особенности поведения людей, принадлежащих к разным общественным классам и слоям населения, обитающих в разных районах и странах мира, то едва ли можно было бы подумать, что в этом описании речь идет о представителях одного и того же вида»[1]. Понятие «человеческой природы» и призвано фиксировать наличие совокупности общих человеческому роду свойств, черт и признаков, выражающих особенности человека как естественного, социального и духовного феномена.

Каковы же эти черты, каков «человек со свойствами»?

Как природное существо — «человек естественный» — характеризуется в философской антропологии и других конкретных науках биологической неспециализированностью, неприспособленностью к чисто животному существованию и в то же время необычайной пластичностью своей биологической организации, способностью действовать по неврожденному плану. У него особое анатомическое строение (прямая походка, размеры черепной коробки, полушарий мозга, строение рук и т.д.); он наделен способностью производить орудия труда, добывать огонь и пр.

Что бы мы ни приняли за основу происхождения человека как биологического вида, но его социализация могла произойти только в процессе коммуникации с себе подобными, в процессе трудовой деятельности. Труд явился определяющим фактором становления человека общественного. В труде человек изменял условия своего существования, преобразуя их в соответствии с постоянно развивающимися потребностями, создавал мир материальной культуры, обрел речь, установил правила общения, стал творцом духовной культуры.

Развитие трудовой деятельности кардинально изменило природу предка человека. Именно с трудом связана социализация человека, появление нового биологического вида homo sapiens, который помимо своих природных характеристик обрел характеристики социальные. В психологическом отношении труд имел следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественне состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуиции.

То, что отличает человека от животных, во многом является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Вне общества человек не мог стать человеком. Сказки о Маугли, выросшем среди зверей, изучившем их язык, переносившем с ними все радости и невзгоды, а затем вернувшемся к людям, — плод фантазии замечательного писателя. Если в жизни и происходили такие феноменальные истории (а случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным, действительно имели место), они оканчивались трагично. Успехи в очеловечивании «детей — зверенышей» обычно бывают очень скромными. Более того, если к моменту возвращения в человеческое общество дети достигали 10-12 лет, то вообще почти никакой надежды на их нормальное развитие не оставалось. Не может быть аргументом против социальной природы человека и ссылка на известного литературного героя из романа Д.Дефо — Робинзона Крузо, хотя бы уже потому, что исходным в его формировании было то, с чего начинается повествование: «Я родился в 1632 году, в городе Йорке, в зажиточной семье иностранного происхождения...»[2]. Человек во многом определяется сложившимися в социальной действительности отношениями. Совокупная архитектоника социального мира с его элементами (группами, общностями, классами, нациями и т.д.) и связями накладывает свой отпечаток на человеческую индивидуальность. Все социальные отношения, образующие в совокупности сеть социальных связей, есть человеческие отношения. Иначе говоря, индивидуальное бытие человека включено в систему общественных отношений, он представляет собой индивидуальное общественное бытие.

Потребность человека в общении можно рассматривать как субъективно-психологическое отражение объективного факта — социальной сущности человека. Человек, по каким-либо причинам надолго изолированный от общества, утрачивает способность к самоидентификации, что является косвенным подтверждением наличия родовых признаков в его природной сущности. В общении индивид осуществляет возможность развития своих задатков и потенциальных способностей.Некоторые психологи утверждают, что чем меньше у индивида связей с другими людьми, чем меньше он общается с ними, тем больше он подвержен комплексу неполноценности, испытывает чувство неудовлетворенности, склонен к психической неустойчивости.

Автономия и суверенность личности, ее обособление возможны только при наличии того, от кого можно обособиться. Понимание своей «инаковости» происходит лишь в общении, в осознании себя частью социума.

Бегство от повседневной суеты, от сложившихся форм социальных отношений и межличностных связей, в которые личность включена, издавна интересовала философов, писателей, религиозных деятелей. Одиночество и духовное уединение рассматривались при этом как способ избавиться от регламентирующих жизнь условий и требований социума, как возможность сосредоточить усилия на решении мировоззренческих, нравственных вопросов, как средство нравственного самосовершенствования. Одиночество или отшельничество—как обязательное условие, очищающая процедура или даже стиль жизни—было весьма распространенным явлением в ряде религий. На Руси издавна уходили в отшельничество, в скиты старцы и старицы, не согласные с моралью и деяниями общественного окружения. Длительное время соблюдая строгий монашеский режим, проводя большую часть времени в молитвах, такие отшельники вырабатывали высочайшие духовные качества, глубокое понимание человека, механизмов его душевной жизни, знание способов помощи страждущим, совершали подвиг, то есть обретали те свойства, что издревле получили название святости.

Одиночество можно рассматривать как форму своеобразного «социального голодания» и подобно дозированному физиологическому голоданию, оно может быть необходимо и полезно человеку, но уже как средство лечения души, восстановления себя, своей самости.

. Кроме биологических и социальных родовых свойств, человеку присуще качество духовности.

Человек—это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее. Мир стремлений, мир любви и ненависти, надежд и разочарований — это внутренний духовный мир человека, с собственной логикой и законами. В сложной структуре человеческой личности качество духовности относится к наиболее трудно определяемому в традиционных строго научных понятиях. Формирование духовного мира так же, безусловно, представляет собой процесс, как и эволюция биологическая и социальная, но законы этого процесса невыводимы из законов биологического и общественного развития.

Человека можно назвать духовным лишь постольку, поскольку он в своем реальном поведении способен во имя высокой цели, идеи, ценности встать над повседневными интересами, выйти за пределы наличного бытия как созданного природой, так и людьми. В отличие от других названных здесь качеств духовность формируется, хотя потенциально присуща всем людям. Внутренний мир есть у каждого человека.

Стремление вырваться за пределы повседневности, увидеть и почувствовать силу и красоту существования — таков, говоря философским языком, трансцендентный выбор духовного человека. Корыстное и утилитарное, жизнь без творческих устремлений — антипод духовности, этого важнейшего из качеств человека разумного.

Понятие «духовность» не синоним понятия «сознание», у него своя смысловая и функциональная нагрузка. Сознание отражает объективный мир в соответствующих формах мышления. Духовность — соотносит, оценивает объективный мир с точки зрения его соответствия высшим целям и назначению человека. Проблему идеального, лежащего в основе духовности, и материальное воплощение идеала в одухотворенной личности, как имевшую самоценное значение, решала философская дихотомия «духа и тела», служившая предметом полемики как в древних культурах, так и в современных.

Духовность — это нравственно ориентированные воля и разум человека. В известных словах Конфуция: «Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба» — кроется мысль о духовной природе человека, о масштабе человеческой личности, о подлинном величии человека.

Единство биологических, социальных и духовных начал, тесно между собой связанных, не существующих друг без друга, представляет природу человека. Это единство устойчивых, глубинных свойств, определяющих основные черты жизнедеятельности человека, присуще как всему человеческому роду, так и отдельному индивиду.

Диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке делает его самой сложной системой из всех в окружающем его мире. Человек не принадлежит целиком ни природе, ни обществу, ни культуре и не является их простой суммой:взаимодействие, взаимовлияние, взаимоопосредование природы, общества и культуры рождают в нем новые качества.

Антропоцентристские теории, ставящие человека в центр мироздания, объявляющие его мерой всех вещей, уникальным и универсальным существом, высшей целью и смыслом истории, не так уж далеки от истины, если при этом подразумевается творческая личность, преодолевающая сопротивление инертной среды, способная к самосовершенствованию и органическому единству своих устремлений.

По утверждению современных антропологов и культурологов, своеобразие природы человека заключается прежде всего в его открытости, незавершенной возможности осуществления (постоянное nonfinito). В отличие от других живых существ человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть одновременно и неотторжимой частью мира, и в то же время возвышаться над ним. В этой особенности — его уникальность. Афористично выразил эту мысль современный мексиканский философ Хосе Гаос: «Человек — это единственное существо, которое недовольно своей онтологической судьбой и которое хотело бы стать другим. Поэтому он стремиться к уничтожению себя как человека даже путем отождествления себя с Богом»[3].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.