Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности




Диалектика социального и индивидуального — источник человеческого развития, но она же создает почву для возможных трагических коллизий и трудностей в рациональном соотнесении интересов личности и общества, индивидуальных стремлений и потребностей с социальными целями, нормами, с функционированием обобщающих этот опыт институтов.

Утверждая, что каждый человек есть конкретная индивидуальность, обладающая неповторимым своеобразием, исследователи тем самым расширяют границы научного познания человека, создают объективную картину социально-исторической и культурной роли человеческой деятельности.

Как уже говорилось, структура личности имеет сложную, многослойную, иерархическую организацию. В рамках так называемого поуровневого подхода представляется возможным (с известной степенью условности, поскольку речь идет об определенной схеме) выделить следующие уровни структуры личности.

Биологический. Природная основа человека, которую нельзя исключить при любом рассмотрении, — его исходные биологические, организмические и психологические данные, врожденная индивидуальная биопсихофизиологическая организация, темперамент, генетически наследуемые задатки, физическое здоровье, возраст, пол и пр. Все эти характеристики оказывают несомненное влияние не только на исполнение человеком тех или иных функций, на мироощущение и мировосприятие, но и в целом на весь жизненный путь индивидов (а также и на ход исторического развития, воплощаясь в той или иной выдающейся личности, оказавшейся во главе общественного движения). Витальные потребности человека — один из основных мотивационных механизмов жизнедеятельности, они закреплены в генетическом коде личности и проявляются в ее психологическом складе.

В настоящее время большинство исследователей сходятся на мнении о необходимости серьезной переоценки природного (биологического) начала в человеке. Противопоставление «природы человека» его «социальной сущности», замечает Л.А.Коган, влечет за собой сведение индивидуального к социальному. Но «человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена. Она не существует вне личности, равно как и не замкнута в ней, во „внутреннем человеке“»[4].

Генетически заложенная программа определяет не только биологическое развитие личности. Правда, трудно установить границы этого влияния и его механизмы. Экспериментальный материал, полученный в результате исследований ученых генетиков и психологов (Менделя, Фриза, Фрейда, Адлера, Юнга и др.), сыграл революционизирующую роль в науке. Однако связь социально-культурного в личности с генетически заложенным далеко не так ясна и однозначна как это представлялось. Одно дело — генетическая обусловленность анатомических и физиологических свойств человека, а другое — генетическая обусловленность тех или иных психических особенностей личности. Да и психические функции могут быть объединены общим типом реакции, в то время как их генетические предпосылки могут быть весьма различными.

Достижения в области генетики заставляют рассматривать проблему по-новому[5].

Все больше опасений и беспокойства вызывает и проблема деградации биологических начал человека в силу регламентации, рационализации и бюрократизации общественной жизни[6].

Социальный(ролевой). Известно, что любое общество имеет свою социально-функциональную, или ролевую, структуру. Ее элементы состоят из наиболее типичных, общественно необходимых видов деятельности людей, их ценностных ориентаций, сложившихся традиций, поведения и т. д. В то же время структурная иерархия диктует с большей или меньшей степенью жесткости конкретные способы деятельности людей, предписывает нормы поведения и этики отношений. Усвоение общественного опыта и реализации собственной сущности производятся человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе его деятельности. Включаясь в систему общественных отношений, человек выступает как их носитель и творец, является их персонификацией. Исполнение социальной роли индивидом можно рассматривать и как представительство личности в системе общественных видов деятельности и общественных отношений, но не следует понимать это представительство как нечто внешнее для личности, не закрепленное в ее индивидуальности, навязанное извне. Несмотря на то, что ролевые ценности и соответствующие им ориентации и установки существуют все-таки в относительно узком и строго определенном секторе жизнедеятельности человека, они как признанные обществом нормы корректируют индивидуальные склонности личности.

Роль — это структурированный способ участия личности в жизни общества. Личность переводит во внутренний план, интериоризует ролевые функции, усваивает ролевые ценности. В этом смысле личность представляет собой совокупность усвоенных ролей, накладывающих отпечаток на индивидуальные проявления, по крайней мере ограничивающих их. Подавление же личности совокупностью выполняемых ею в обществе функций и различных ролей известный психолог А.Н.Леонтьев назвал «одним из самых чудовищных» явлений. «Конечно, — пишет он, — ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о„роли“ полярного исследователя, „акцептированной“ Нансеном: для него это не „роль“, а миссия»[7].

Социальный характер. Более глубокое по сравнению с ролевым проникновением норм, признанных обществом, усвоение культурных стереотипов (почему и уровень иногда обозначается как «культурный») в структуру личности позволяет говорить об образовании так называемой модальной личности, или иначе — социального характера. Появления социального характера (национального характера в том числе), присущих ему черт, установок, ориентаций наиболее полно и ярко воплотились в героях литературных произведений, где самоотверженный труд, альтруизм и даже жертвенность вытесняют ощущение трагичности личного существования. Ценностные ориентации уровня социального характера связывают социально-психологические потребности индивида с ценностями определенной культуры (личность как наиболее полное воплощение черт социального характера и есть «модальная личность»). Известный американский культуролог и психолог Эрих Фромм не без оснований отмечал взаимосвязь между социальным характером и социальной культурой: «Там, где активность личности строго лимитирована, социальные роли и культурные установки имеют тенденцию к самовоспроизведению. Многие революционеры считают, что следует сначала радикально изменить политическую и экономическую структуру, а затем на втором этапе почти необходимо изменится также и человеческое сознание. Они не понимают, что новая элита, обладающая прежним социальным характером, будет стремиться воссоздать условия старого общества в новых социально-политических институтах»[8].

Экзистенциальный уровень. В ролевых социальных и субъективных ориентациях личности обнаруживается, как уже отмечено, влияние социальных структур, институтов и ценностей, узаконенных конкретным обществом. Однако существуют такие глубинные уровни психологии человека, которые являются продуктом всей истории человеческого рода и его культуры. Помимо элементарных норм любого человеческого общежития сюда можно отнести и такие, как вера, надежда, любовь, совесть, ответственность, стыд, вина, раскаяние и т. п. Ими характеризуются основные параметры индивидуального бытия человека, его экзистенции и потому эти переживания называются экзистенциальными переживаниями.

Составляя глубинный слой культуры каждого народа, нации, они делают их сопричастными столь же глубоким слоям культур других народов и наций. Нас делает людьми наше человеческое отношение к другим людям. «Можно, по-видимому, утверждать, что тот, кто неспособен сочувствовать радостям и горестям всех живых существ, и не человек вовсе» — говорится в памятнике японской литературы XIV века. Будучи интимно-личностными, эти чувства выступают как непосредственная жизненная реальность, которую почти невозможно определить и выразить в рациональных, конечных понятиях. Это то, что испанский философ XX столетия Хосе Ортега-и-Гассет образно называет «батареей наших симпатий и неприятий»; «сердце... — опора нашей личности»[9]. Экзистенциальные структуры личности («глубины сердца») определяют течение внутренней душевной жизни и в конечном счете выбор жизненного пути в исключительно важных для личности (пограничных) ситуациях.

Экзистенциальный уровень личности, включающий важнейшие нравственно-эмоциональные универсалии человеческой культуры, долгое время находился за пределами внимания отечественной философской мысли. Между тем, именно этот уровень в структуре личности образует настоящий фундамент, основу эмоционально-душевной и духовной жизни человека. Значимость данной своеобразной опоры обусловлена функциями, которыми она наделена в становлении, самореализации и самосовершенствовании личности. Остановимся на важнейших. Благодаря им обеспечивается целостность внутреннего мира, единство психической жизни (выполняя различные социальные роли и реализуя разнообразные стремления, личность тем не менее остается самой собой, сохраняя самоидентификацию). Поддерживаются в неизменности определяющие личность элементы самосознания (на протяжении жизни человека меняются условия его существования, черты характера, ценностные ориентации и установки, но доминанта развития личности остается неизменной).

Осознание и переживание человеком конечности своей индивидуальной жизни вынуждают его искать смысл и оправдание своего бытия, постоянно поддерживать связь с окружающим миром, исповедывать высокие идеалы, осуществлять трансцендентный выбор, выходящий за пределы возможного опыта (Кант).

Экзистенциальный уровень структуры личности определяет ее мирочувствование и миропонимание, нравственные и духовные ценности и связывают личность как целое с миром и культурой.

Между названными уровнями структуры личности нет жестких границ, так как личность есть целостность, где идет непрерывное функционирование всех уровней существования. И хотя каждый из уровней проявляется субъективно в виде определенных качеств, психических состояний и мысленных действий, а объективно — в поступках, продуктах деятельности и других формах, между этими уровнями существует тесная связь. Экзистенциальные и характерологические структуры влияют на принятие и выполнение ролей, а деятельность на природном (биологическом) и социальном уровнях отражается в экзистенциальных структурах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.