Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники коммуникации, параметры их характеристики




Невербальные языки (паралингвистические средства).

Невербальный язык — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Составляющие: Мимика лица, взгляд и глаза, поза и ее детали, жесты и телодвижения, интонация голоса, непроизвольные реакции.

Пралингвистика-раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь. Различают три вида паралингвистических средств: фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;

кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;

графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.

Выбор говорящим того или иного воплощения паралингвистического средства отличается непредсказуемостью, в отличие от лингвистических средств; так, интонационное оформление вопроса в данном языке задано, поэтому должно считаться лингвистическим средством, в то время как его тембральная окраска заранее не известна и является паралингвистическим средством. (Согласно другой точке зрения, критерием выделения паралингвистических средств является не их произвольность, а тот факт, что они не входят в систему фонологических противопоставлений данного языка, хотя обязательны для реализации в речи[

 

28. Принципы коммуникации…

Принципы эффективных коммуникаций, которыми мы руководствовались в подборе материалов и которые рекомендуем применять на практике, можно представить следующим образом:

• принцип учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

• принцип ситуативности, включающий: 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;

• принцип стремления к повышению объективности представлений о партнере по взаимодействию, признания недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования его поведения;

• принцип гуманизма в построении коммуникаций;

• принцип ориентации на сотрудничество, тактику «выигрыш – выигрыш»;

• принцип учета развития, или онтогенеза субъектов общения и динамики психических процессов и состояний: субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе – просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

• принцип системности субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, то есть открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т. д.);

• принцип наличия скрытых факторов поведения – намерений, умыслов, имитации;

• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта (системы), на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту (самой системе);

• принцип бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Теперь я знаю все!». Более адекватна форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

• принцип научности;

• принцип опоры на закон.

Известны и доступны многочисленные литературные источники и методики, помогающие повысить эффективность взаимодействия любого вида на любом этапе; их знание и практика применения – один из факторов успеха

 

 

Участники коммуникации - это люди, которые управляют коммуникативным процессом с помощью вербальных и невербальных языков. Каждый день мы становимся участниками процесса коммуникации. Неважно будет ли это короткая фраза типа «Здравствуйте!», «Привет. Как дела?», или конструктивная речь с вашим начальством. Участники коммуникации не всегда придерживаются общепринятых норм общения, поэтому часто оказываются в курьезных ситуациях, выход из которых найти порой очень сложно.

Следует отметить, что при любом контакте с другим человеком важно держаться при этом соответствующим образом, то есть разговаривать с ним так, как этого требует уровень. Например, вы разговариваете со своим начальником, следовательно, вам необходим низкий тон и своеобразное послушание. В процессе коммуникации следует учитывать, что не всегда люди понимают друг друга – «разговаривают на разных языках». В современном обществе – это вполне естественно.

Препятствием для понимания может быть характер восприятия партнеров общения, предопределенный их личностными установками. Существенным препятствием являются и смысловые барьеры, которые напрямую связанны с отличиями значений, вложенных разными людьми в одни и те же слова. Не менее важными в общении являются вербальные и невербальные символы. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что абсолютно любой участник коммуникации имеет какие-нибудь проблемы в общении. Однако каждый может их решить. Для этого нужно трудолюбие и упорная работа над собой.

 

 

25.Естественный язык и другие языки…

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры и неотделимы от истории народа, владеющего им. Повседневные рассуждения обычно ведутся на естественном языке. Но такой язык развивался в интересах легкости общения, обмена мыслями в ущерб точности и ясности. Естественные языки обладают богатыми выразительными возможностями: с их помощью можно выразить любые знания. Основная функция языка — конструирование суждений, возможность определения смысла деятельных реакций, организации понятий, которые представляют собой некоторые симметрические формы, организующие пространство отношений «коммуникаторов»

коммуникативная:

-констатирующая (для нейтрального сообщения о факте),

-вопросительная (для запроса о факте),

-апеллятивная (для побуждения к действию),

-экспрессивная (для выражения настроения и эмоций говорящего),

-контактоустанавливающая (для создания и поддержания контакта между собеседниками);

-метаязыковая (для толкования языковых фактов);

-эстетическая (для эстетического воздействия);

функция индикатора принадлежности к определённой группе людей (нации, народности, профессии);

-информационная; -познавательная; -эмоциональная.

Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основой - языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатым по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Всякий искусственный язык имеет три уровня организации:

· синтаксис - уровень структуры языка, где формируются и исследуются отношения между знаками, способы образования и преобразования знаковых систем;

· синематику, где исследуются отношения знака к его смыслу (значению, под которым понимается либо мысль, выражаемая знаком, либо объект, обозначаемый им);

· прагматику, где исследуются способы употребления знаков в данном сообществе, использующем искусственный язык.

Построение искусственного языка начинается снабора символов, которыми обозначаются объект данной науки, и правил построения формул данного языка. Язык, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке. С помощью языка происходит познание различных объектов. Первые этапы познания связано с использованием естественного языка. Постепенное углубление в сущность объекта требует более точных систем исследования. Это приводит к созданию искусственных языков. Чем большей точностью обладает знание, тем более реальна возможность его практического использования. Таким образом, проблема развития искусственных языков науки не является чисто теоретической, она имеет определенное практическое содержание. Как бы ни был развит, абстрактен и формализован конкретный искусственный язык, он имеет своим источником определенный естественный язык и развивается по единым естественным законам языка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.