Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каким методом следует оценивать экономическую эффективность инвестиций в ИТ?




Оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов

Несмотря на все усилия аналитиков, кон­сультантов и специализированных изда­ний, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интере­суются только этими затратами.

Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат:

• капитальные затраты (на АО и ПО);

• расходы на управление ИТ;

• расходы на техническую поддержку АО и ПО;

• расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;

• расходы на аутсорсинг;

• командировочные расходы;

• расходы на услуги связи;

• другие группы расходов.

Основным мотивом для принятия ре­шения о покупке является стоимость предложения поставщика, т. е. видимые затраты. В этих целях рассчитывают еди­новременные затраты на закупку и вне­дрение программно-аппаратных компле­ксов по формуле:

Зед=2 Звi -> min (7)

где Зед единовременные затраты на за­купку и внедрение программно-аппарат­ных комплексов; 3i — видимые затраты i-й группы.

Выбор методов такой оценки произво­дится через определение уровня органи­зационной зрелости корпорации.

Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институ­том SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги — Меллона, ко­торая определяет уровень развития ком­пании в зависимости от степени исполь­зования целевого управления.

Уровень 1 — начальный (анархия). Его признаки:

• сотрудники сами определяют, что хо­рошо, а что плохо. Главную роль в успе­хе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников;

• затраты и качество не прогнозируются;

• отсутствуют формализованные планы;

• отсутствует контроль изменений;

• высшее руководство плохо представляет реальное положение дел;

• нестабильность, нехватка времени, денег и сил.

На этом уровне получается искажен­ная картина рентабельности бизнеса, иллюзорное чувство бурной деятельно­сти при весьма скромных результатах. Приоритет здесь отдается дешевизне программных средств и простоте их ис­пользования. Производится оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов и выбирается вариант, где они наименьшие.

Проблемы начального этапа, описан­ные выше, характерны не только для ма­лого бизнеса, но и для многих отечест­венных металлургических предприятий, чья продукция после преобразований оказалась невостребованной.

Уровень 2 — повторяемый (фольклор). Отличается следующими характе­ристиками:

• выявлена определенная повторяемость организационных процессов;

• опыт организации представлен в виде преданий корпоративной мифологии;

• знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников и пропадают при их увольнении.

Это время, когда фирма начинает ис­правно платить налоги. Потерять свой бизнес из-за банальной налоговой про­верки или несвоевременной сдачи отчет­ности — непозволительная глупость.

Более устойчивый характер бизнеса, повторяемость основных бизнес-процес­сов и возможность реального управления ими заставляют обратить пристальное внимание на вопросы учета. Контроль за движением материальных и денежных средств, поиск путей снижения издер­жек — эти задачи приобретают актуаль­ное звучание. Приоритеты смещаются в сторону формирования оперативных планов, разработка которых ведется с учетом полученного опыта и знаний.

При выборе ИТ оцениваются едино­временные затраты на закупку про­граммно-аппаратных комплексов и их внедрение с учетом прошлого опыта.

Уровень 3 — определенный (стандар­ты). Его признаки:

• корпоративная мифология записана на бумаге;

• процессы повторяемы и не зависят от личных качеств исполнителей;

• информация о процессах для измере­ния эффективности не собирается;

• наличие формализованного описания процессов не означает, что они работают.

Акценты постепенно смещаются из области учетной политики в область аналитики, осознается и начинает раз­виваться управление корпоративными знаниями. Тем не менее в рамках опера­тивного планирования постановка дол­госрочных целей фактически не произ­водится и базируется в основном на показателях предшествующего перио­да. Планка требований и уровень задач, решения которых ждут от информаци­онной системы, повышаются. Предпри­ятия, находящиеся на этом уровне раз­вития, как правило, обладают развитой инфраструктурой: сеть филиалов и уда­ленных складов, многочисленный штат менеджеров, структурное деление на отделы и подразделения.

Для оперативного управления значи­тельным потоком информации в режиме реального времени система должна поз­волять делать "моментальный снимок" состояния компании.

Для выбора информационных техно­логий уже не просто оценивают, а произ­водят глубокий анализ единовременных затрат на закупку и внедрение программ­но-аппаратных комплексов.

 

Уровень 4 — управляемый (измеряемый). Для него харак­терны такие признаки:

• процессы измеряемы и стан­дартизированы;

• затраты и качество прогнозируются;

• есть постоянные и надежные клиенты;

• стратегические планы количе­ственно измеримы.

На этом этапе формируются внутрифирменные стандарты контроля и количественного из­мерения качества не столько са­мой продукции, сколько всех процессов — от производства до сбыта. Новые стандарты рас­пространяются не только на внутренние бизнес-процессы, но и на внешнее окружение. Здесь уже компаниям важно, чтобы их контрагенты, постав­ляющие необходимую продук­цию, комплектующие и услуги, также были в состоянии обеспе­чить требуемый уровень качест­ва. Наличие своих постоянных и надежных клиентов составля­ет базу для долгосрочного пла­нирования. Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основе явных знаний, кото­рыми обладает компания. Стра­тегические и оперативные пла­ны взаимосвязаны, обратная связь обеспечивает эффектив­ное согласование между этими уровнями управления.

Экономическую эффектив­ность инвестиций в ИТ на этом уровне оценивают с помощью следующих методов:

• оценка совокупной стоимости владения ИС (ТСО);

• оценка возврата инвестиции (ROI).

Уровень 5 — оптимизируе­мый. Его признаки:

• фокус на повторяемости и из­меримости;

• вся информация о функцио­нировании процессов фикси­руется.

Это высший уровень, которо­го могут достичь компании-лидеры, способные на основе количественных критериев уп­равлять качеством по всей цепо­чке, включая поставки, произ­водство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и с учетом этого оптимизировать все свои процессы. Дальнейшая их стратегия направлена на достижение и со­хранение технологического, ор­ганизационного и финансового преимущества. Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитать стратегические пла­ны, но и оптимизировать пути их достижения.

На смену контролю, который занимается фиксированием и оцен­кой уже свершившихся факторов в деятельности предприятия, при­ходит контроллинг (управление изменениями), нацеленный на перспективу. Контроль претер­певает существенные изменения; теперь он проводится по следую­щим направлениям:

• контроль целей (правильность постановки целей, их непроти­воречивость, адекватное отра­жжение количественными крите­риями качественных целей предприятия);

• контроль прогнозов (реаль­ность, обоснованность, инфор­мативность);

• контроль ограничений (влия­ние внешних и внутренних усло­вий на достижение предприяти­ем поставленных целей);

• контроль планов (оптималь­ность планов с точки зрения до­стижения целей предприятия);

• бюджетный контроль.

На пятом уровне для оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии используют следую­щие методы:

• отдача активов;

• цена акционера;

• анализ совокупной стоимости владения ИС;

• анализ возврата инвестиций.

Для большей наглядности рассмотренные выше методы сведены в таблицу.

ОАО "Магнитогорский ме­таллургический комбинат" на­ходится на четвертом уровне организационной зрелости, сле­довательно, для оценки эконо­мической эффективности инве­стиций в ИТ здесь следует использовать методы оценки совокупной стоимости владения ИС и возврата инвестиций. В

К авторам, сотрудникам ИТ-департамента ОАО "Магни­тогорский металлургический комбинат), можно обратить­ся по адресам: [email protected], [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Хилъдебранд К. Информаци­онные технологии и строка "Итого" в бюджете фирмы // Директору информационной службы, 1998, № 8.

2. Пятков М. Экономика ин­формационных технологий: www.msfestival/ru/html/rl7/htp.

3. Миронов А. Информационные технологии. Общая стои­мость владения информацион­ными технологиями: www.akdi. ru/atv-upr/mlteh/it-tso.htm.

4. Управление ресурсами в ус­ловиях рынка: Кн. 6. Управле­ние финансами. — Жуковский, Международный институт ме­неджмента ЛИНК, 1999.

5. Модели оценки потребите­лем эффективности вложений в информационные технологии: www ibiz.ru.

6. Савицкая Г. В. Анализ хо­зяйственной деятельности пред­приятия: 4-е изд. Минск: Новое знание, 2000.

7. Третъяков О. Зрелость и ин­форматизация // Enterprise Part­ner, 2000, № 2.


Методы оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ
НАЗВАНИЕ МЕТОДА   ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭТАП ЗРЕЛОСТИ
Оценка совокупной стои­мости владения ИС (ТСО) Прямые расходы, косвенные расходы Показатель ТСО ТСО = Пр + Кр1 + Кр2 3 определенный 4 управляемый, 5 оптимизируемый
Оценка возврата инве­стиций (ROI) в инфра­структуру предприятия Эффект от внедрения ИТ; инвестиции в ИТ Показатель ROI R0!= Эф / И 3 определенный, 4 управляемый, 5 оптимизируемый
Стандартные методы оценки экономической эффективности инвести­ций Первичные инвестиции, годовая сумма доходов; чистая прибыль, актив баланса, ликвидационная стоимость, чистая прибыль предприятия, актив баланса, желаемый уровень дохода сумма поступлений по годам, распределение инвестиций по годам Срок окупаемости инвестиций Коэффициент эффективности инвестиций Рентабельность активов Чистая текущая стоимость Индекс рентабельности инвестиций Норма доходности инвестиций СО = И / ГД Кэфин = Псрср Ре=ЧП/А(CД2-СД1) 5 оптимизируемый
Отдача активов Ставка доходности ИТ, ставка альтернативной доходности Коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтерна­тивной доходности К = Cдит/Сдальт 5 оптимизируемый
Цена акционера Эффективность инвестиций в ИТ, количество акционеров до внедрения ИТ, количество акционеров после внедрения ИТ, стоимость акции до внедрения ИТ, стоимость акции после внедрения ИТ Эффективность инвестиций в ИТ на дополнительно привлеченного акционера Коэффициент роста стоимости акции Эфакц = Эф/(Q1акц - Q0акц) Какц = С1акц0акц 5 оптимизируемый
Оценка единовременных затрат на закупку и вне­дрение программно-ап­паратных комплексов Видимые затраты Единовременные затраты Зед = £Зlв -> min 1 начальный, 2 повторяемый
Примечание. Пр — прямые расходы, Кр1 — косвенные расходы первой группы, Кр2 — косвенные расходы второй группы, Эф — эффект от внедрения ИТ, И — сумма инвестиций в ИТ, ГД — годовая сумма доходов, Пср — средняя прибыль за год по инвестиционному проекту, Иср — среднее значение инвестиций в ИТ по проекту, ЧП — чистая прибыль предприятия, А — актив баланса, С, — сумма поступлений в ИТ в /~м году, СД — ставка дисконта (в долях), / — число лет в расчетном периоде, n— количество лет существования проекта, СД1 и СД2 — ставка дисконта, при которой чистая текущая стоимость соответственно больше и меньше нуля, ЧТС(СД1) — значение чистой текущей стоимости при ставке дисконта СД1, Cдит — ставка доходности ИТ, Сдальт — ставка альтернативной доходности, Q0акц и Q1акц - количество акцио­неров соответственно до и после внедрения ИТ, C0акц и С1акц — стоимость акции соответственно до и после внедрения ИТ, 3iв — видимые затраты i-и группы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.