КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каким методом следует оценивать экономическую эффективность инвестиций в ИТ?
Оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуются только этими затратами. Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат: • капитальные затраты (на АО и ПО); • расходы на управление ИТ; • расходы на техническую поддержку АО и ПО; • расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами; • расходы на аутсорсинг; • командировочные расходы; • расходы на услуги связи; • другие группы расходов. Основным мотивом для принятия решения о покупке является стоимость предложения поставщика, т. е. видимые затраты. В этих целях рассчитывают единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов по формуле: Зед=2 Звi -> min (7) где Зед единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов; 3i — видимые затраты i-й группы. Выбор методов такой оценки производится через определение уровня организационной зрелости корпорации. Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институтом SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги — Меллона, которая определяет уровень развития компании в зависимости от степени использования целевого управления. Уровень 1 — начальный (анархия). Его признаки: • сотрудники сами определяют, что хорошо, а что плохо. Главную роль в успехе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников; • затраты и качество не прогнозируются; • отсутствуют формализованные планы; • отсутствует контроль изменений; • высшее руководство плохо представляет реальное положение дел; • нестабильность, нехватка времени, денег и сил. На этом уровне получается искаженная картина рентабельности бизнеса, иллюзорное чувство бурной деятельности при весьма скромных результатах. Приоритет здесь отдается дешевизне программных средств и простоте их использования. Производится оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов и выбирается вариант, где они наименьшие. Проблемы начального этапа, описанные выше, характерны не только для малого бизнеса, но и для многих отечественных металлургических предприятий, чья продукция после преобразований оказалась невостребованной. Уровень 2 — повторяемый (фольклор). Отличается следующими характеристиками: • выявлена определенная повторяемость организационных процессов; • опыт организации представлен в виде преданий корпоративной мифологии; • знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников и пропадают при их увольнении. Это время, когда фирма начинает исправно платить налоги. Потерять свой бизнес из-за банальной налоговой проверки или несвоевременной сдачи отчетности — непозволительная глупость. Более устойчивый характер бизнеса, повторяемость основных бизнес-процессов и возможность реального управления ими заставляют обратить пристальное внимание на вопросы учета. Контроль за движением материальных и денежных средств, поиск путей снижения издержек — эти задачи приобретают актуальное звучание. Приоритеты смещаются в сторону формирования оперативных планов, разработка которых ведется с учетом полученного опыта и знаний. При выборе ИТ оцениваются единовременные затраты на закупку программно-аппаратных комплексов и их внедрение с учетом прошлого опыта. Уровень 3 — определенный (стандарты). Его признаки: • корпоративная мифология записана на бумаге; • процессы повторяемы и не зависят от личных качеств исполнителей; • информация о процессах для измерения эффективности не собирается; • наличие формализованного описания процессов не означает, что они работают. Акценты постепенно смещаются из области учетной политики в область аналитики, осознается и начинает развиваться управление корпоративными знаниями. Тем не менее в рамках оперативного планирования постановка долгосрочных целей фактически не производится и базируется в основном на показателях предшествующего периода. Планка требований и уровень задач, решения которых ждут от информационной системы, повышаются. Предприятия, находящиеся на этом уровне развития, как правило, обладают развитой инфраструктурой: сеть филиалов и удаленных складов, многочисленный штат менеджеров, структурное деление на отделы и подразделения. Для оперативного управления значительным потоком информации в режиме реального времени система должна позволять делать "моментальный снимок" состояния компании. Для выбора информационных технологий уже не просто оценивают, а производят глубокий анализ единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов.
Уровень 4 — управляемый (измеряемый). Для него характерны такие признаки: • процессы измеряемы и стандартизированы; • затраты и качество прогнозируются; • есть постоянные и надежные клиенты; • стратегические планы количественно измеримы. На этом этапе формируются внутрифирменные стандарты контроля и количественного измерения качества не столько самой продукции, сколько всех процессов — от производства до сбыта. Новые стандарты распространяются не только на внутренние бизнес-процессы, но и на внешнее окружение. Здесь уже компаниям важно, чтобы их контрагенты, поставляющие необходимую продукцию, комплектующие и услуги, также были в состоянии обеспечить требуемый уровень качества. Наличие своих постоянных и надежных клиентов составляет базу для долгосрочного планирования. Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основе явных знаний, которыми обладает компания. Стратегические и оперативные планы взаимосвязаны, обратная связь обеспечивает эффективное согласование между этими уровнями управления. Экономическую эффективность инвестиций в ИТ на этом уровне оценивают с помощью следующих методов: • оценка совокупной стоимости владения ИС (ТСО); • оценка возврата инвестиции (ROI). Уровень 5 — оптимизируемый. Его признаки: • фокус на повторяемости и измеримости; • вся информация о функционировании процессов фиксируется. Это высший уровень, которого могут достичь компании-лидеры, способные на основе количественных критериев управлять качеством по всей цепочке, включая поставки, производство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и с учетом этого оптимизировать все свои процессы. Дальнейшая их стратегия направлена на достижение и сохранение технологического, организационного и финансового преимущества. Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитать стратегические планы, но и оптимизировать пути их достижения. На смену контролю, который занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся факторов в деятельности предприятия, приходит контроллинг (управление изменениями), нацеленный на перспективу. Контроль претерпевает существенные изменения; теперь он проводится по следующим направлениям: • контроль целей (правильность постановки целей, их непротиворечивость, адекватное отражжение количественными критериями качественных целей предприятия); • контроль прогнозов (реальность, обоснованность, информативность); • контроль ограничений (влияние внешних и внутренних условий на достижение предприятием поставленных целей); • контроль планов (оптимальность планов с точки зрения достижения целей предприятия); • бюджетный контроль. На пятом уровне для оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии используют следующие методы: • отдача активов; • цена акционера; • анализ совокупной стоимости владения ИС; • анализ возврата инвестиций. Для большей наглядности рассмотренные выше методы сведены в таблицу. ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" находится на четвертом уровне организационной зрелости, следовательно, для оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ здесь следует использовать методы оценки совокупной стоимости владения ИС и возврата инвестиций. В К авторам, сотрудникам ИТ-департамента ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат), можно обратиться по адресам: JVI@mmk.ru, tsigalov@mmk.ru. ЛИТЕРАТУРА 1. Хилъдебранд К. Информационные технологии и строка "Итого" в бюджете фирмы // Директору информационной службы, 1998, № 8. 2. Пятков М. Экономика информационных технологий: www.msfestival/ru/html/rl7/htp. 3. Миронов А. Информационные технологии. Общая стоимость владения информационными технологиями: www.akdi. ru/atv-upr/mlteh/it-tso.htm. 4. Управление ресурсами в условиях рынка: Кн. 6. Управление финансами. — Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК, 1999. 5. Модели оценки потребителем эффективности вложений в информационные технологии: www ibiz.ru. 6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: Новое знание, 2000. 7. Третъяков О. Зрелость и информатизация // Enterprise Partner, 2000, № 2.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |