Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вольтер




Самая яркая, знаковая и характерная фигура французского просвещения. Вольтер – псевдоним, настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ. Он не был особенно оригинальным как теоретик или философ, и был далеко не самым радикальным представителем французского просвещения, но именно от его имени произошло особое понятие – вольтерианство, которое подразумевало и вольнодумство, и оппозиционность государству, такой бунтарский стиль жизни. Вольтер в определенном смысле был бунтарем, но бунтарем своеобразным.
Был из зажиточной семьи, приумножил отцовское наследство. Его деятельность была очень разносторонней. В первую очередь, он был писателем, отчасти философом, хотя, во Франции 18 века все видные люди были философами. Каких-то особенно оригинальных идей в философии Вольтера не было, он популяризировал идеи других. Ещё одна важная сторона его жизни – обшественная деятельность. Вольтер занимался тем, что сейчас называют правозащитной деятельностью. Он был правозащитником 18 века. Боролся он в первую очередь с католической церковью, которая в это время была чрезвычайно строга и продолжала бороться с вольнодумством и различными ересями, и по-прежнему в 18 веке по церковным делам не только сажали в тюрьмы, но и казнили. Вольтер часто произносил лозунг «Раздавить гадину», т.е., католическую церковь. При этом атеистом он не был, хотя его отношение к богу так и осталось не вполне понятным для исследователей. Он зато хорошо известна фраза Вольтера: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». Это хорошо отражает его религиозные представления.


Наследие Вольтера весьма разнообразно и по жанрам, и по литературным направлениям. У него есть лирика, которая носила по большей части альбомный характер и была приурочена к каким-нибудь случаям; несколько поэм в духе рококо, самая известная из которых – Орлеанская девственница; драматургия, которые написаны в духе просветительского классицизма, продолжения классицизма 17 века, который продолжал занимать сильную позицию во Франции (просветительские произведения долгое время распространялись рукописно, потому что официальным направлением был классицизм, но просветительский классицизм более лоялен по части соблюдения разных правил), в большинстве своём представляющую критику религиозного фанатизма; философские повести.

На создание этих повестей повлияла философия Лейбница, которая называется теорией предустановленной гармонии или же философией оптимизма. Философ считал, что то, что человеку кажется проявлением зла, на самом деле предшествует благим событиям, а зло само по себе в мире не существует, оно лишь некая ступень по направлению к добру. Люди страдают лишь потому, что не способны понять этой взаимосвязи между злом и добром. Эту идею Вольтер берется доказать в повести «Задиг или судьба». Повесть эта написана в духе восточных сказок, очень модных во Франции. Здесь Вольтер использует некоторые сюжеты восточных сказок, мотивы из Корана. Повесть эта представляет собой череду отдельных эпизодов, сюжет выстроен лишь условно, суть его – судьба главного героя, Задига, юноши богатого, умного, красивого, знатного, то есть, имеющего все задатки, чтобы быть счастливым и благополучным. Но с ним всё время происходят всякие злоключения, как в личной жизни, так и вообще. Задиг никак не может понять, почему все эти несчастья его преследуют: когда он поступает разумно и справедливо, это ведет как правило к негативным последствиям. Но в то же время, когда ему кажется, что хуже быть не может, происходит счастливая случайность и жизнь налаживается. Задиг не видит закономерности в этих событиях, ему кажется, что если ты поступаешь правильно, то и результаты должны быть хорошими, а происходит всё наоборот. Решающим моментом для Задига решается встреча с неким отшельником, с которым они вместе странствуют. Этот отшельник совершает очень странные поступки, смысл Задигу совершенно непонятен, но Задиг пообещал не задавать ему никаких вопросов. В конечном итоге отшельник совершает поступок, который кажется Задигу не только странным, но и бесчеловечным: он топит мальчика, который показал им дорогу. Когда Задиг возмущается этому, отшельник превращается в ангела, который объясняет, что все его поступки ведут к благим последствиям, в том числе и убийство мальчика, который должен был стать разбойником. Ангел говорит, что люди жалуются на свою судьбу лишь потому, что не понимают смысла происходящих событий. Похоже, Вольтер уже тогда сомневался в этой идее, потому что Задиг пытается что-то возразить Ангелу, но Ангел, не слушая его, улетает. В конце концов для Задига всё складывается хорошо, и всё происходившее с ним зло приводит его к добру. Таким образом, судьба Задига – олицетворение теории Лейбница.


Сам Вольтер в этой теории со временем разочаровался, причинами были отчасти события личного характера, отчасти события общественным, одним из которых было Лиссабонское землетрясение в 1755 году. Это катастрофическое событие потрясало всю Европу, потому что после сильного землетрясения там ещё прошло и цунами, и город был практически стерт с лица земли, при этом погибли десятки тысяч людей. Вольтер, пытаясь осмыслить это событие, пытался понять, к какому добру может привести эта катастрофа, и никакого добра увидеть не смог. Но и объяснение, данное католической церковью – что это божественная кара, Вольтера не устраивало, ведь погибли и безгрешные младенцы. К тому же, в жизни Вольтера тоже был негативный опыт, связанный с его увлечением идеи просвещенной монархии. Эта распространившаяся в Европе идея заставила некоторых европейских правителей создавать себе имидж просвещенного монарха, как, например, Екатерина Вторая, или же Прусский король Фридрих Великий. Последний даже пригласил Вольтера к себе, чтобы тот мог поглядеть на просвещенную монархию, однако, пожив некоторое время в Пруссии, Вольтер заметил, что просвещенная монархия напоминает казармы – Пруссия была военизирована, чтобы охранить свою скромную территорию. Вольтер разочаровывается в этой идее просвещенной монархии, ругается с Фридрихом и уезжает из Пруссии, что тоже колеблет его веру в предустановленную гармонию.
В следующей своей повести, «Кандид или оптимизм», он теорию Лейбница развенчивает. Если в Задиге Вольтер использовал форму восточной сказке, то Кандида он стилизует под авантюрный роман. Здесь сюжет более-менее выстроен, но очень запутан. С героями происходит масса приключений, некоторые герои по нескольку раз умирают и воскрешают, что даже создаётся комический эффект. В отличие от Задига, действие которого происходило на Востоке, то здесь действие происходит в основном в Европе. Эта Европа достаточно условна и иносказательна. События начинаются в Пруссии, но, по сути дела, Вольтер подразумевает всё-таки Францию. Затем на Пруссию нападают болгары – тоже условное национальное обозначение. Главный герой, юноша Кандид (простой, простодушный, наивный), воспитывается в доме у барона, который страшно кичится своим происхождением. Кандид имеет темное происхождение, по всей видимости, незаконное, но барон воспитывает его вместе со своей дочерью Кунигундой. Воспитывает его философ Панглос, который считает, что всё происходит к лучшему в этом лучшем из миров. Кандид принимает всё это на веру, считает, что живет в самом лучшем из замков у самого лучшего из баронов, а Кунигунда – лучшая из девушек. Кандид влюбляется в Кунигунду, узнав об этом, барон выбрасывает его на улице. Кандид оказывается в жестоком, враждебном ему мире. Дальнейшие его приключения правильнее назвать злоключениями. Вначале он попадает в армию не по собственной воле, там он проходит сквозь строй за попытку сбежать оттуда, там он оказывается на войне. Вольтер показывает войну глазами человека невоенного, рисует не героизм и торжественность войны, а её ужасные и отвратительные стороны, при этом он делает это со свойственной ему иронией. В том числе Кандид оказывается и в Лиссабоне во время землетрясения. Кандид узнает о том, что все, кто оставался в замке, погибли во время войны. Однако, герои постоянно воскресают, и вскоре Кандид встречает и Панглоса, и Кунигунду, и её брата. Кандид стремится жениться на Кунигунде, но ему постоянно что-то мешало, в том числе и брат, выставляющий кажущиеся абсурдными требования к знатности жениха.
В своих приключениях Кандид постоянно сталкивается с тем, что люди постоянно страдают. Во всех случаях судьбы людей всегда складываются к худшему, исключений Кандид не встречает, жизнь постоянно опровергает утверждения Панглоса, но Кандид продолжает ему верить, не готов отказаться от идеи о предустановленной гармонии. Единственное счастливое место, которое он находит – Эльдорадо. Описание Эльдорадо – одна из утопий просветительской литературы. Как и всё у Вольтера, эта утопия тоже иронична, доведена до предела. Так, золото и драгоценные камни валяются на улице, с королем все здороваются за руку и целуют его в щеку. Но эта страна отгорожена от остального мира горами, и попасть нарочно в неё невозможно, лишь оказаться случайно. Житель Эльдорадо страшно удивляются, когда он хочет уехать оттуда. Но Кандид не может быть счастлив без Кунигунды, поэтому он продолжает поиски. Его отпускают из Эльдорадо с условием, что он не найдет дорогу обратно, потому что ему завяжут глаза. Только на таких условиях может существовать Эльдорадо: отдельно от остального мира. В одном из своих путешествий Кандид встречает человека, который является противоположностью Панглоса – пессимиста Мартена. Он говорит, что всё в этом мире меняется к худшему, и миром этим управляет дьявол, а не бог. Кандид оказывается между двумя полюсами. Кандид не может принять однозначно сторону ни одного, ни другого.
В конце концов, все герои поселяются в Турции, в небольшом поместье. Наконец они обретают покой, находят друг друга. Но покоя всё равно нет: Кунигунда всё время ворчит, Панглос и Мартен всё время спорят, и спокойной жизни у них нет. Наконец, Кандид встречает человека, который кажется ему абсолютно счастливым. Кандид хочет узнать, благодаря чему это возможно. Садовник говорит, что у него есть только небольшой сад, где он работает со своими детьми, и продавая его плоды, он обеспечивает свою семью. Этот старик говорит Кандиду, что лучший путь к счастью – труд. Он отгоняет три зла: скуку, порок и нужду. Кандид перенимает эту философию, и предлагает спорящим философам «возделывать наш сад».
На первый взгляд, этот вывод не связан с обсуждаемыми материями, но это воплощение жизненной философией. Вольтер не признает этот мир совершенным, но и не считает его безнадежным. Нужно «возделывать свой сад», стремиться сделать этот мир лучше.
Хотя в Кандиде опровергается идея оптимизма, но её нельзя назвать пессимистичной.

Наиболее пессимистична повесть «Простодушный». Её события происходят во Франции, да и в самих событиях нет ничего фантастичного и сказочного. Единственное, что здесь несколько причудливо – это приезд из Канады молодого человека, который был воспитан индейцами-гуронами, который на самом деле по происхождению француз. Вернувшись на родину, Простодушный, чей характер сложился в иных реалиях, смотрит на Европу свежим взглядом. Здесь Вольтер использует прием отстранения, когда привычные для читателя явления показаны глазами со стороны. Благодаря этому вскрывается всё абсурдное, неестественное и неразумное, что существует в европейском укладе жизни.
Повесть начинается довольно весело и даже несколько беззаботно, пока Простодушный (в крещении – Геракл) сталкивается только с церковными обычаями. Простодушный встречается со своими дядей и тетей, его дядя – аббат, поэтому он хочет обратить своего племянника в христианство, простодушный с радостью на это соглашается. Тут начинается игра со священным писанием, что было близко взглядам Вольтера. Простодушный находит несоответствия в священном писании, парадоксы и несоответствия церковных обрядов Библии, например, его удивляет, почему его хотят крестить в церкви, а не в реке, или почему священник отказывается исповедоваться ему, если в Библии сказано «исповедайтесь ближнему своему». К несчастью, Простодушный влюбляется в мадмуазель Сент Ив, ставшей ему крестной матерью. Оказывается, что для женитьбы ему потребуется согласие Папы Римского, потому что нельзя крестнику жениться на Крестной. Простодушный не может понять, каким образом человек, живущий далеко и ничего о них не знающий, может решать их судьбы. Во время нападения англичан на Бретань Простодушный проявляет чудеса храбрости, и все советуют ему поехать в Париж за наградой. Простодушный едет в Париж, но по дороге встречается с группой гугенотов, которых высылают из Франции. Простодушный не может понять, почему христиане враждуют друг с другом. Из-за того, что он дружески беседует с гугенотами, на него пишут донос, и он попадает в Бастилию. Там простодушный встречается с янсенистом по фамилии Гордон. Вольтер здесь сталкивает естественного человека, коим собственно и является Простодушный, с человеком историческим. Гордон, человек европейской культуры, ещё и ученый. Он поражен не только наивностью Простодушного, но и его ужасающему невежеству. Гордон пытается обучать Простодушного. Тут Вольтер спорит с просветителями, считавшими, что исторический человек может влиять на естественного только негативно. Тут влияние всецело положительное, причем обоюдно: Простодушный получает знания, Гордон – душевную чистоту. В конце концов, Сент Ив освобождает Простодушного ценою своей чести. Она не может пережить своего нравственного падения, она вскоре заболевает и умирает. Поэтому счастье Простодушного, вышедшего на свободу, невозможно.
Таким образом, Простодушный – наиболее пессимистичная повесть Вольтера.

На примере этих трех повестей можно увидеть, как менялись взгляды Вольтера и его философские предпочтения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.