Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика




 

АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИНЦИП — предположение А. Смита о том, что внешняя торговля происходит благодаря различию в абсолютных издержках производства товаров в разных странах. Выгодно покупать такие товары, чье производство дома обходится дороже, чем за рубежом, и продавать такие, чье производство у себя стоит дешевле, чем за границей.

 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (корпорация) — компания, чей уставной капитал разбит на число долей, равное количеству выпущенных акций. Закрытое А.о. распределяет свои акции среди ограниченного круга лиц. Открытое А.о. направляет их в широкую продажу. Управление А.о. осуществляется наемными менеджерами.

 

АКЦИЯ — ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее владелец имеет определенную долю в капитале фирмы. Обыкновенная А. дает право получать соответствующую долю чистой прибыли (дивиденд) и участвовать в управлении компанией. Привилегированная А. позволяет получать фиксированный дивиденд, не зависящий от прибыли компании, но не дает права участвовать в ее управлении.

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ (альтернативные издержки) — стоимость упущенной альтернативы, т.е. доход, который принес бы человеку наилучший из тех вариантов, которые он отверг при выборе рода занятий.

 

АМОРТИЗАЦИЯ — постепенное перенесение стоимости основного капитала на готовую продукцию.

 

БЕЗРАБОТИЦА — наличие людей трудоспособного возраста, желающих, но не способных получить работу. Выделяются следующие виды безработицы:

•фрикционная, связанная с добровольным решением сменить

место работы или первым появлением на рынке труда;

•сезонная, обусловленная сезонными колебаниями в спросе

на рабочую силу;

•структурная, порожденная изменениями в структуре эконо

мики;

•циклическая, вызванная экономическим спадом.

 

БЕЗРАЗЛИЧИЯ КРИВАЯ — график, отражающий равноценные

для потребителя сочетания товаров.

 

БЛАГА — все то, с помощью чего люди удовлетворяют свои потребности. Выделяют Б. экономические, т.е. доступные только в ограниченном количестве, и неэкономические, т.е. доступные в объеме, превышающем человеческие потребности.

 

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ — график, изображающий все возможные комбинации товаров, сумма затрат на покупку которых равна бюджету потребителя.

 

ВЕКСЕЛЬ — документ, обязывающий трассата (должника, векселедержателя) выплатить трассанту (кредитору, векселедателю) определенную сумму в установленный срок или по первому требованию.

 

ДЕНЬГИ — особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента и принимается всеми продавцами в обмен на предлагаемые ими товары и услуги. Существуют Д. наличные, т.е. разменная монета, банкноты, выпускаемые банком, казначейские билеты, выпускаемые государственным казначейством, и Д. безналичные, т.е. записи на банковских счетах.

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ — уровень безработицы при полной занятости, предполагающий наличие фрикционной, сезонной, структурной безработицы и отсутствие лишь циклической безработицы.

 

ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ — затраты на производство продукции. Подразделяются на прямые и косвенные, постоянные и переменные, явные (бухгалтерские) и неявные (альтернативные).

Прямые издержки непосредственно связаны с производством. Они включают стоимость сырья, материалов, заработную плату рабочих. Косвенные издержки непосредственно не связаны с производством и относятся к фирме в целом. Они включают расходы на содержание административного аппарата, арендную плату, выплаты по кредитам, амортизационные отчисления. Постоянные издержки не зависят от объема производства и включают большинство косвенных издержек. Переменные издержки зависят от объема производства и включают в основном прямые издержки.

 

ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ— это затраты на оплату факторов производства, фиксирующиеся в бухгалтерских книгах. Неявные издержки — это издержки упущенной выгоды. В них входит и нормальная прибыль, т.е. минимальная прибыль, удерживающая предпринимателя оттого, чтобы закрыть свое предприятие.

 

ИЗНОС — процесс обесценивания основного капитала. Различают И. физический и моральный. В первом случае имеет место изнашивание элементов основного капитала, что ведет к снижению его стоимости. Во втором происходит его удешевление вследствие появления более эффективных орудий труда и уменьшения издержек производства.

 

ИНВЕСТИЦИИ — денежные вложения в производство, в основной капитал. Различают И. валовые и чистые. Разность между ними составляет величину амортизации.

 

ИНДЕКС ЦЕН — показатель, позволяющий определить изменение стоимости набора товаров и услуг за установленный промежуток времени. Рассматривается как отношение стоимости данной "рыночной корзины" в текущем периоде к ее стоимости в базовом периоде.

 

ИНФЛЯЦИЯ — процесс повышения уровня цен и падения покупательной способности денег. Выделяются два основных вида И.: инфляция спроса, связанная с избытком совокупного спроса и инфляция предложения (издержек), связанная с ростом 3atpaT на производство продукции.

 

КАПИТАЛ — ресурсы, используемые для производства благ (товаров и услуг). Выделяются К. основной, служащий более года (здания, машины, оборудование), и оборотный, переносящий свою стоимость на продукт не более чем за год (затраты на сырье, материалы, рабочую силу).

КАРТЕЛЬ — соглашение между фирмами — участниками олигопо-листического рынка об уровне цен и квотах производства.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление экономической мысли 17 - сер. 19 вв. В противоположность меркантилистам, источник "богатства народов" классики видели в производстве, доказывали неэффективность вмешательства государства в экономику, полагая, что "невидимая рука рынка" устроит все наилучшим образом (У Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Дж. С. Милль).

 

КОНГЛОМЕРАТ — объединение фирм разных отраслей.

 

КОНКУРЕНЦИЯ — соперничество между участниками рынка. Выделяются следующие виды К.:

•совершенная (чистая), когда отсутствуют какие-либо ограничения для свободного предпринимательства;

•несовершенная, когда рынок является полностью или частично монополизированным;

монополистическая, когда на рынке действует множество фирм, каждая из которых является монополистом в производстве какой-либо продукции, но товары всех этих фирм взаимозаменяемы.

 

КОНСОРЦИУМ — объединение самостоятельных фирм для реализации проекта.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ — количество акций, позволяющее контролировать деятельность фирмы.

 

ЛАФФЕРА КРИВАЯ — график, отражающий зависимость величины налоговых поступлений от уровня налоговой ставки.

 

ЛИКВИДНОСТЬ — способность активов превращаться в денежную форму.

 

МАКРОЭКОНОМИКА — теория, изучающая экономику в целом, ее общие проблемы и сферы, такие, как безработица, уровень цен, национальный доход, экономический цикл.

 

МЕРКАНТИЛИЗМ -— экономическая школа и политика 16-18 вв. Меркантилисты считали основой богатства золото, серебро и иные сокровища и предлагали регулировать внешнюю торговлю таким образом, чтобы обеспечить их приток в страну.

МИКРОЭКОНОМИКА — теория, изучающая поведение отдельных экономических единиц: потребителей, фирм, конкретных рынков и отраслей.

 

МОНЕТАРИЗМ — экономическая школа 20 в., призывающая ограничить государственное вмешательство в экономику регулированием денежной массы. Согласно "правилу" М. Фридмана, ее увеличение должно соответствовать росту ВВП с учетом изменений в скорости обращения денег.

 

МОНОПОЛИЯ — фирма, являющаяся единственным производителем и продавцом данного товара. М. может быть естественной и искусственной. Естественная М. возникает, во-первых, при изготовлении продукта, требующего уникального природного ресурса, например, в производстве вина, во-вторых, в отрасли, где существование более одного производителя экономически не выгодно, скажем, в водоснабжении. Искусственная М. возникает либо при предоставлении привилегий определенной компании (как было в эпоху феодализма), либо в результате конкуренции (чему препятствует антимонопольное законодательство).

 

МОНОПСОНИЯ — ситуация, когда на рынке присутствует один покупатель и много продавцов. Такое положение возникает, например, на рынке труда в городе, где существует одно предприятие-работодатель.

 

НАЛОГИ — обязательные платежи граждан и организаций в государственную казну. Выделяются Н. прямые, взымаемые с доходов и имущества, и косвенные, заключенные в цене товаров и услуг.

 

НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ — товары, спрос на которые растет с ростом дохода.

 

ОБЛИГАЦИИ — долговые обязательства, выпускаемые государством или крупными компаниями большим тиражом.

 

ОЛИГОПОЛИЯ — ситуация, когда на рынке присутствует небольшое количество крупных фирм.

 

ОПТИМАЛЬНОГО ВЫПУСКА ТОЧКА — уровень производства, при котором предельный доход равен предельным затратам.

 

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛЛАНС — соотношение между платежами, поступающими в страну и исходящими из нее за определенный промежуток времени. Состоит из двух разделов: счета текущих операций и счета движения капиталов. Счет текущих операций отражает торговлю товарами и услугами (внешнеторговый баланс) и движение трансфертных платежей (субсидий, процентов, дивидендов). Счет движения капиталов отражает потоки за границу и из-за нее займов и инвестиций.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (политэкономия) — наименование экономической науки, восходящее к книге А. Монкретьена "Трактат политической экономии" (1615).

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ (МАРЖИНАЛЬНАЯ) ВЕЛИЧИНА — размер прироста одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу, при условии, что все другие величины остаются неизменными.

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ (МАРЖИНАЛЬНАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - полезность каждой дополнительной единицы блага.

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАРЖИНАЛЬНЫЕ) ЗАТРАТЫ — издержки производства каждой дополнительной единицы блага.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — желание и готовность продать данный товар или услугу. Величина П. есть количество товара (услуги), которое при данной его цене продавцы хотят и могут реализовать на рынке за определенный промежуток времени. Согласно закону П., его величина находится в прямой зависимости от цены.

 

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ — минимальный уровень дохода, обеспечивающий социально приемлемый образ жизни. Этому уровню соответствует "потребительская корзина" — минимально необходимый набор жизненно важных товаров и услуг.

 

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, обеспечивающая равенство спроса и предложения.

 

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ - система стоимостных показателей, позволяющих измерить совокупное производство страны. Выделяются следующие показатели:

• валовой внутренний продукт (ВВП) — стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране;

•валовой национальный продукт (ВНП), равный сумме ВВП и

чистого дохода (разности между величинами экспорта и им

порта страны);

•национальный доход — вновь созданная стоимость, т.е. ВНП

за вычетом амортизационных отчислений.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КРИВАЯ (границы) — график, показывающий, что в условиях максимального полного и эффективного использования ресурсов для увеличения производства одного продукта необходимо сокращать производство другого.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИНЦИП — предположение Д. Рикардо, что внешняя торговля происходит благодаря различию не абсолютных, а относительных издержек. Выгодно покупать такие товары, чье производство дома совершается с большими альтернативными затратами, чем за рубежом, и продавать такие, чье производство у себя имеет меньшую альтернативную стоимость, чем за границей.

 

СПРОС — желание и готовность купить данный товар или услугу. Величина С. есть количество товара (услуги), которое при данной его цене покупатели хотят и могут приобрести на рынке за определенный промежуток времени. Согласно закону С, его величина находится в обратной зависимости от цены.

 

СТАГФЛЯЦИЯ — одновременный рост инфляции и безработицы.

 

ТОВАРЫ НИЗШЕЙ КАТЕГОРИИ — товары, спрос на которые падает с ростом дохода.

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — ресурсы, участвующие в производстве благ. Подразделяются на землю, труд, капитал, предпринимательство.

 

ФИЗИОКРАТЫ — экономическая школа 18 в. Ее основоположник Ф. Кенэ утверждал, что "чистый продукт" (по современной терминологии, национальный доход) создается в сельскохозяйственном производстве, а в промышленности он только меняет форму. В "Экономической таблице" Кенэ впервые в мире дал анализ кругооборота доходов и расходов, процесса расширенного воспроизводства.

 

ФИЛЛИПСА КРИВАЯ — график, отражающий зависимость между динамикой безработицы и темпом инфляции. Предполагается, что рост совокупного спроса ведет к повышению инфляции и снижению безработицы, а его падение — к снижению инфляции и увеличению безработицы.

 

ФИРМА — организация, приобретающая и соединяющая факторы производства для создания и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли. Согласно Р. Коузу, фирма создается ради экономии трансакционных издержек, т.е. расходов на совершение рыночных сделок.

 

ШОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ — резкое снижение предложения вследствие природных или социальных катаклизмов. ЭКОНОМИКА (от греч. oikos — домашнее хозяйство, nomos — правила) — в современном понимании, хозяйство общества, страны, мира. В научный оборот данный термин ввел Аристотель.

 

ЭКОНОМИКС — современное наименование экономической науки, совокупность конкретных экономических дисциплин.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ — период колебаний деловой активности. Включает фазы подъема (оживления) и спада (рецессии). Особенно глубокий спад называется депрессией.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ — показатель степени изменения одной величины (в %) как реакция на изменение другой (в %). Так, эластичность предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара при изменении его цены на один процент. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

 

ЭНГЕЛЯ ЗАКОН — установленный Э. Энгелем закон, согласно которому с ростом дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.