Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы экономической теории




ИМЕНА

 

АВГУСТИН Аврелий (Блаженный) (354 — 430) — христианский мыслитель. В своем главном труде — "О граде божием" Августин утверждал, что человечество в своем развитии образует две общности: "град земной" и "град божий". "Град земной" — это скопище греха, царство дьявола, это светское государство, которое основано на "любви к себе, доведенной до презрения к Богу". "Град божий" — это духовная общность, которая основана на "любви к Богу, доведенной до презрения к себе". В настоящем, по мнению Августина, они перемешаны, но когда грянет страшный суд, предопределенные и отверженные, т.е. праведники и грешники, будут разделены. Первые соединятся с Богом и обретут вечное блаженство, вторые отправятся в ад.

 

АРИСТОТЕЛЬ (384 — 322 до н. э.) — древнегреческий философ, автор трактатов по самым разным научным и практическим вопросам "Метафизика", "Политика", "Риторика" и т.д.). Высшим социальным институтом Аристотель считал государство, но цель его видел в том, чтобы обеспечить гражданам "счастливую и прекрасную жизнь". Человека он определял как "политическое животное". Аристотель выделял шесть типов государственного устройства. Три он считал правильными: монархию, аристократию, политию. (Полития, в понимании Аристотеля, есть государство, где правит зажиточный средний класс). Другие три формы Аристотель считал искаженными. По его мнению, отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии — олигархию, от политии — демократию.

 

БЕРКЛИ Джордж (1685 — 1753) — английский философ, основоположник субъективного идеализма. Беркли утверждал, что достоверны только ощущения, поэтому материя существует не сама по себе, а только в наших ощущениях, и вещи являются не чем иным, как комбинацией чувственных качеств.

 

БЭКОН Фрэнсис (1561 — 1626) — английский философ, основоположник современной научной методологии. Бэкон высказал мнение, что источником знания служит опыт. В исследованиях он рекомендовал применять индуктивный метод, т.е. делать общие выводы на основе анализа частных фактов.

 

ВЕБЕР Макс (1864 — 1920) — немецкий философ и социолог. Ве-бер поставил задачу "расколдовывания мира", т.е. его объяснения без элементов мифа и магии. Вебер классифицировал человеческое поведение, выделил понятия "оценка" и "отношение к ценности". Оценка есть продукт личной позиции. Отнесение к ценности — это выделение исследователем важнейших ценностей эпохи. Свою теорию Вебер назвал "понимающей социологией". Ее центральная категория — "социальное действие", предполагающая соотнесение субъективного смысла поступка с поведением других лиц.

 

ВОЛЬТЕР Мари Франсуа Аруэ (1694 — 1778) — французский философ, писатель, драматург, один из идеологов Просвещения. Вольтер утверждал, что на смену деспотизму придет царство разума и свободы, где человек будет в полной мере иметь свои "естественные права" — неприкосновенность личности и собственности, свободы слова, печати, совести.

 

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831) — немецкий философ, приверженец объективного идеализма и диалектического подхода. Гегель полагал, что мир находится в постоянном движении, каковое он понимал как развитие "мирового духа". Гегель сформулировал законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

 

ГЕРАКЛИТ (530 — 470 до н. э.) — древнегреческий философ. Гераклит утверждал, что все находится в состоянии потока, движения, что в "одну реку нельзя войти дважды". Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей.

 

ГОББС Томас (1588 — 1679) — английский философ, один из авторов учения об общественном договоре. Гоббс утверждал, что первоначально человечество находилось на стадии естественного, догосударственного состояния, когда люди, существа по своей природе эгоистичные, жили в состоянии "войны всех против всех". В то же время Гоббс был уверен, что в человеке есть силы, действующие в противоположном направлении: страх смерти и инстинкт самосохранения. Под их влиянием заключается неформальный общественный договор. Суть его такова: люди в целях обеспечения своей безопасности и благосостояния создают государство и отдают ему все свои права. Могущество государства Гоббс уподоблял мощи библейского чудовища — Левиафана.

 

ГРОЦИЙ Гуго (1583 — 1645) — голландский юрист и государственный деятель, один из основоположников теории общественного договора и учения о естественном праве, т.е. праве, присущем человеку в силу его рождения.

 

ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет (р. 1908) — американский экономист, один из авторов теории конвергенции. Гэлбрейт утверждал, что в современном обществе власть переходит к людям, обладающим техническими знаниями, "технократам".

 

ДЕКАРТ Рене (1598 — 1650) — французский философ, физик, математик, основоположник дуализма. Декарт выделял мыслящую субстанцию (дух) и протяженную субстанцию (материю) и полагал, что в человеке они существуют независимо друг от друга. Декарт придерживался концепции рационализма и полагал, что основой философской системы должно быть очевидное и достоверное утверждение. Абсолютно несомненным он считал существование мыслящего субъекта. "Я мыслю, писал Декарт, — следовательно, существую".

 

ДЕМОКРИТ (5 — 4 вв. до н.э.) — древнегреческий философ, один из основоположников атомизма. Демокрит утверждал, что мир состоит из неделимых и неразрушимых атомов, что атомы отличаются друг от друга только формами и размерами и находятся в постоянном движении.

 

ДИОГЕН (4 в. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель школы киников (циников). Диоген отвергал все блага цивилизации и считал, что добродетель и свобода заключается в отказе от желаний.

 

ЗЕНОН (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, доказывавший теоретическую невозможность движения. В подтверждение данного тезиса Зенон выдвинул ряд апорий (парадоксов, затруднений).

 

КАНТ Иммануил (1724 — 1804) — немецкий философ, скептик. В своей основной работе — "Критике чистого разума" — Кант провел различие между вещью как явлением и ею же как "вещью в себе". Кант утверждал, что человек способен познать вещь как явление, т.е. так, как она воспринимается органами чувств. Но это не дает никаких достоверных знаний относительно ее действительного устройства, т.е. устройства как "вещи в себе". Кант доказывал, что не все знание следует из опыта. Он считал, что имеются и априорные суждения (например, закон причинности), присутствующие в человеческом сознании до всякого опыта.

 

КЕЙНС Джон Мейнард (1883 — 1946) — английский экономист. Главное сочинение — "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) — написано под впечатлением Великой депрессии 30-х гг. Кейнс полагал, что для обеспечения подъема экономики государство должно активно в нее вмешиваться, стимулируя эффективный спрос. Последнее, согласно Кейнсу, требует таких мер, как снижение процента по кредитам, увеличение государственных

 

расходов, перераспределение национального дохода в пользу бедных.

 

КОНТ Огюст (1798 — 1857) — французский философ, основоположник позитивизма. Конт полагал, что общество в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную (научную). На последней, согласно Конту, возникает наука об обществе — социология. Данная дисциплина заняла высшее место в созданной им иерархии наук. Эта иерархия такова: математика астрономия физика химия биология социология. Каждую последующую дисциплину Конт считал наукой более сложной, включающей законы предыдущей.

ЛЕВКИПП (5 в. до н.э.) — древнегреческий философ, учитель Демокрита, один из основоположников атомизма.

 

ЛОКК Джон (1632 — 1704) — английский философ, автор эмпирической теории познания, идеолог либерализма. Локк отрицал существование врожденных идей и полагал, что источником любого знания служит опыт — внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия). Локк создал свою теорию общественного договора. Он утверждал, что люди передают государству только часть своих прав (правосудия, обороны, внешних сношений) и делают это ради эффективной защиты остальных (свободы слова, совести, неприкосновенности личности и собственности). Локк выдвинул идею разделения власти, доказывал преимущества конституционной монархии. Безусловным сувереном Локк считал народ и полагал, что он имеет право свергнуть безответственное правительство.

 

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469 — 1527) — политический мыслитель и государственный деятель Флоренции. В трактате "Государь" Макиавелли утверждал, что поступки правителей следует оценивать не с позиции морали, а с точки зрения достигнутых ими результатов, с точки зрения блага государства. Термином "макиавеллизм" обозначается ныне неразборчивость в средствах, избранных для достижения цели.

 

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 — 1755) — французский философ, автор теории разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 

МОР Томас (1478 — 1535) — английский политический мыслитель и государственный деятель, автор книги "О новом острове Утопии", где изобразил идеальное коммунистическое общество. Жители этого острова не знают частной собственности, имеют только общее имущество, заняты исключительно коллективным трудом и потому совершенно счастливы. Этот трактат положил начало целому направлению общественной мысли — утопическому социализму.

 

НИЦШЕ Фридрих (1844 — 1890) — немецкий мыслитель, представитель "философии жизни". Ницше проповедовал культ "сверхчеловека", жизненным стимулом которого является воля к власти, который не связан нормами морали и находится "по ту сторону добра и зла". Основное произведение — "Воля к власти".

 

ОУЭН Роберт (1771 — 1858) — английский предприниматель, социалист-утопист. Оуэн призывал к созданию коллективных предприятий, полагая, что они одолеют частные в конкурентной борьбе. Все его подобные эксперименты, однако, завершились прахом.

 

ПЕТТИ Уильям (1623 — 1687) — английский экономист, основоположник классической политэкономии. Петти полагал, что богатство создается в сфере производства, а стоимость товара — трудом по добыче серебра. Тем самым было положено начало трудовой теории стоимости.

 

ПИФАГОР (6 в. до н.э.) — древнегреческий математик и философ, утверждавший, что основу гармонии космоса составляют определенные числовые пропорции.

 

ПЛАТОН (427 — 347 до н. э.) — древнегреческий философ, основоположник идеализма. Платон утверждал, что вне мира чувственных предметов и явлений существует невидимый, но реальный мир идей (универсальных понятий) и что конкретные предметы служат их несовершенными воплощениями.

В диалоге "Государство" Платон описал идеальное государство. В этом государстве есть три сословия: правители-философы, воины-стражи, а также купцы, землевладельцы, ремесленники. Деятельность правителей и воинов, согласно Платону, должна быть посвящена исключительно благу страны. Поэтому для них устанавливается настоящий коммунизм. Они не должны иметь собственности, денег, семьи; все блага у них должны быть общими.

Платон выделял семь типов общественного устройства. Первый, идеальный тип общежития, по его убеждению, стоит выше государства и законов и в них не нуждается. Реально существующими он считал шесть типов. Два из них он полагал правильными. Это монархия и аристократия. Остальные он называл искаженными. Это тимократия (правление честолюбцев), олигархия (правление богачей), демократия (правление большинства), тирания (правление деспота).

 

ПРОТАГОР (5 в. до н. э.) — древнегреческий философ, софист. Суть учения софистов Протагор выразил в афоризме: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

 

РИКАРДО Давид (1772 — 1823) — английский экономист. В своем произведении — "Начала политической экономики и налогового обложения" последовательно развил трудовую теорию стоимости, обосновал принцип сравнительных преимуществ.

 

РОСТОУ Уолт (р. 1916) — американский экономист и социолог, один из авторов теории индустриального общества. Ростоу выделил пять стадий экономического роста:

•традиционное, аграрное общество;

•переходное общество, когда появляется предпринимательство;

•"сдвиг", когда совершаются промышленная и политические революции;

•зрелость, когда происходит научно-техническая революция и быстро растет городское населения;

•эра высокого уровня массового потребления, когда сфера услуг и производство потребительских товаров становятся основными секторами экономики.

 

РУССО Жан Жак (1712— 1778)-—французский философ, идеолог радикального крыла Просвещения. Руссо утверждал, что человек был свободен и счастлив только в переходном периоде между дикостью и цивилизацией. Цивилизация же, как он полагал, устанавливая частную собственность на землю, порождает имущественное и политическое неравенство и уничтожает свободу. Руссо призывал свергнуть тиранов, отказаться от цивилизации и вернуться в естественное состояние, заключив новый, основанный на суверенитете народа общественный договор. Суверенитет народа он понимал как сосредоточение в его руках всей полноты законодательной власти. Идеи Руссо во многом подготовили Великую французскую революцию.

 

СЕН-СИМОН Клод Анри (1760 — 1825) — французский социалист-утопист. Сен-Симон утверждал, что с возникновением научного мировоззрения на смену феодализму приходит рациональное общество — "промышленная система", "всеобщая ассоциация". Капиталисты сохраняют предприятия в своей собственности, но подчиняются государственному производственному плану и сливаются с рабочими в единый класс "индустриалов". Гармонию интересов различных социальных групп в схеме Сен-Симона обеспечивает новая религия, "новое христианство", с его лозунгом "все люди — братья".

 

СМИТ Адам (1723 — 1790) — английский экономист, виднейший представитель классической политэкономии. Смит был последовательным сторонником рыночной экономики. Источником роста производства он считал разделение труда. Смит развил трудовую теорию стоимости, ввел понятия потребительной и меновой стоимости. С первой он отождествлял полезность товара, со второй — его действительную цену, от которой отличал номинальную цену, выраженную в деньгах. Смит утверждал, что доход страны распределяется между тремя классами: рабочими, которые получают зарплату, капиталистами, которые получают прибыль, землевладельцами, которые получают ренту. Основной труд — "Исследование о природе и причинах богатства народов".

 

СОКРАТ (469 — 399) — греческий философ. Свою миссию Сократ видел в том, чтобы пробудить в людях стремление к истине. Он не верил в возможность познания мира и полагал, что сначала человек должен разобраться в себе самом. Сократ был противником демократии, за что поплатился жизнью: он был казнен по приговору Народного собрания Афин.

 

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1843 — 1900) — русский философ, автор концепции всеединства. Всеединство, в понимании Соловьёва, есть Бог, единый в трех своих ипостасях. Соловьёв обосновывал теорию "богочеловечества", на практике воплощающуюся в теократическое государство. Задачу России он видел в том, чтобы собрать христианское общество в некое "всечеловеческое единство", снимающее противоречия между Востоком и Западом.

 

СПЕНСЕР Герберт (1820 — 1903) — английский философ, представитель позитивизма, основоположник "органической школы" в социологии. Спенсер утверждал, что в человеческом обществе, как и в любой биологической популяции, действует дарвиновский принцип естественного отбора, что развитие подчинено закону выживания наиболее приспособленных обществ и индивидуумов.

 

СПИНОЗА Бенедикт (1632 — 1677) — нидерландский философ, пантеист, сторонник жесткого детерминизма. Согласно учению Спинозы, в мире нет случайностей, и, скажем, состояние А полностью предопределено предшествующим ему состоянием В.

 

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889 — 1975) — английский историк. В истории человечества Тойнби вычленял пять крупных цивилизаций, которые, в свою очередь, делил на 21 мелкую. Цивилизация, по его мнению, возникает в результате вызова, который бросают данному сообществу природа и обстоятельства и на которые оно дает ответ. Совокупность этих вызовов и ответов определяет, согласно Тойнби, специфику данной цивилизации.

 

ФАЛ ЕС (625 — 547 до н. э.) — древнегреческий философ, основоположник европейской науки. Фалес был первым, кто высказал мысль о том, что в основе существующего лежит некая субстанция, некая первосущность. Таковой он считал воду.

 

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762 — 1814) — немецкий философ. Фихте критиковал учение Канта о "вещи в себе", разработал собственную теорию познания, близкую к концепции Беркли.

 

ФОМААквинский (1225 — 1274) — итальянский христианский философ. Фома рассматривал Бога как воплощение абсолютного блага, а человека — как единение души и тела и в то же время как существо общественное. Фома утверждал, что Бог вложил в сердца людей "естественный закон", что в гармонии с ним и над ним находится "божественный закон". Отсюда он делал вывод о необходимости подчинения светского государства божьим установлениям, церковной власти. Целью государства он считал достижение "общего блага". Фома был сторонником монархии и противником тирании; он полагал, что народ вправе свергнуть правителя, ставшего тираном.

 

ФРЕЙД Зигмунд (1856 — 1939) — австрийский психолог и психиатр, основоположник психоанализа. Важнейшее место в анализе личности Фрейд отводил бессознательным, вытесненным из сознания мотивациям и влечениям, главным образом сексуальным. Фрейдовский психоанализ конструирует следующую структуру личности: бессознательное Оно — область влечений; сознательное Я, сдерживающее те импульсы, которые направляют Оно; Сверх-Я — область социальных норм.

 

ФУРЬЕ Шарль (1772 — 1837) — французский социалист-утопист. Фурье утверждал, что на смену цивилизации придет строй ассоциации, гармонии, где господствующее положение займет коллективное хозяйство. Общество поделится на "фаланги", каждая "фаланга" будет жить в отдельном дворце — "фаланстере", занимаясь и промышленным, и сельским трудом. Тем самым промышленность соединится с сельским хозяйством, и сотрется грань между городом и деревней.

 

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794 — 1856) — русский мыслитель, автор "Философического письма", опубликованного в 1836 г. в журнале "Телескоп". Чаадаев утверждал, что религиозное обособление России, получившей веру от Византии, привело ее к культурной изоляции от Востока и Запада, что поэтому она оказалась не затронутой "всемирным воспитанием человеческого рода" и не внесла никакого вклада в его прогресс. За публикацию "Философического письма" журнал был закрыт, его редактор сослан, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим.

 

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм (1775 — 1854) — немецкий философ. Шеллинг пытался установить общие, пронизывающие всю природу закономерности. Природу он рассматривал как космический организм, обладающий мировой душой, утверждал "тождество" духа и материи.

 

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 — 1936) — немецкий философ и историк. В истории человечества Шпенглер вычленял восемь локальных "культур". (Термин "культура" он употреблял в значении "цивилизация".) Согласно Шпенглеру, умирая, культура превращается в цивилизацию. Тогда творчество сменяется бесплодием, становление — механической работой.

 

ЭПИКУР (341 — 270 до н. э.) — древнегреческий философ. Цель жизни человека Эпикур видел в получении наслаждений. Но наслаждение для него — это постоянное, ровное блаженство, это беседы с друзьями и поиски истины.

 

ЮМ Дэвид (1711 — 1776) — английский философ, скептик. Юм доказывал, что человек не может познать причинно-следственную связь явлений, что опыт не может дать достоверность знания. По мнению Юма, когда мы говорим, что "А является причиной В", мы имеем в виду только то, что эти предметы постоянно соединены и не можем знать, есть ли между ними связь в действительности.

Методические рекомендации
по изучению учебной дисциплины.
Задания для контрольных работ и
рекомендации по их выполнению для учащихся
заочной формы обучения по всем специальностям

Могилёв, 2011

Автор Гусева М. Г. – преподаватель спецдисциплин




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.