Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль. 1 страница




Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины: функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

Задание 2.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей: мама - врач, папа - инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск - Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Задание 3.

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Задание 4.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Методические советы. Трудность изучения темы заключается в том, что нужно знать, какие слова являются вводными. Постарайтесь понять значение вводных слов, помните об отсутствии грамматической связи их с членами предложения. Научитесь отличать вводные слова от членов предло-жения.

Для справок.

Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми, скобками, тире.

1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, удивление, сожаление): к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, к несчастью и др.

б) вводные слова, выражающие уверенность, предположение, возможность, неуверенность: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, помнится, словом и т. д.;

г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

д) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите ли, согласитесь, представьте себе, скажем, допустим, пожалуйста и т. д.

2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, то в качестве членов предложения, например: правда, видно, словом, кажется, однако, может быть, казалось и др.

Он может вернуться сегодня. Он, может, вернется сегодня. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных видах.

Он, однако, заблуждается.

3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно, приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пусть и др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например: Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно отпустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например: Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

Вводные предложения.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые по-средством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например: Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например: Мой приход - я это мог заметить - несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две - три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный, повесть за-конч на, хвале ный препарат, в санатори, если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Вариант 8. Культура речи.

Задание 1.

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Культура речи - признак высокой культуры человека.

Вопросы для контроля.

1. Что такое культура речи?

2. Что означает «точность речи?»

3. Что такое выразительность речи?

4. Каковы основные средства речевой выразительности?

5. От чего зависит культура речи?

Понятия и термины: эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдока, гипербола, аллегория.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

2)«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

3) «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

Задание 3.

Составьте по предложению на каждое значение следующих слов:

школа: 1) как учебное заведение

2) как практический опыт

3) как научное направление

фигура: 1) очертание человеческого тела

2) важное значительное лицо

3) комплекс движений в танце

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе КАК».

Методические советы. Обратите особое внимание на то, что присоединяет союз КАК (придаточное предложение или входит в состав сказуемого, сравнительный оборот со значением ПОДОБНО и сравнительные обороты устойчивого характера, приложение в значении ПО ПРИЧИНЕ и приложение со значением В КАЧЕСТВЕ).

Для справок.

1. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет придаточное предложение, например:

Снова стало слышно, как ручей шумит. Я и сам не заметил, как ушли мои друзья.

2. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот со значением ПОДОБНО, например:

Большая душа, как большой костер, издалека видна. Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

3. Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союза КАК, например:

Это происходило, как сейчас помню в 1980 году.

4. Запятыми выделяются обороты, присоединяемые союзами КАК И, например: Он, как и всякий человек, имел свои привычки. Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельно-сти.

5. Запятыми выделяются обороты с союзом КАК, если им предше-ствуют слова ТАК, ТАК ЖЕ, ТАКОЙ, ТО, ТОТ, например: Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. Ничто так не огорчало Левина, как этот тон.

6. Запятыми выделяются предложения, имеющие оттенок причинно-сти и присоединяемые союзом КАК. В этом случае приложение с союзом КАК может быть без нарушения смысла заменено прида-точным предложением, например: Белинский, как выдающийся критик и демократ, близок и дорог нам.

7. В местоименных договорах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед союзом КАК, например: И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывные воспоминания о тех днях счастливой близости к ним.

8. Запятые не ставятся, если союз КАК выступает в значении В КАЧЕСТВЕ, например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.

9.Запятая не ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот устойчивого типа (гол как сокол, как в воду канул, бояться как огня и т. д.), например:

Марья Кирилловна сидела как на иголках. В горячие для буфета часы Павка носился с подносом как угорелый.

10. Запятыми не выделяются обороты, присоединяемые сочетаниями КАК МОЖНО, КАК НЕЛЬЗЯ плюс сравнительная степень прилагательного или наречие, например: Он тоже махал раненым рукой, но видно было, что стремился как можно скорее уйти от этого большого серого здания, чтобы скрыть свое волнение.

11.Запятая перед союзом КАК не ставится, если ему предшествуют отрицательная частица НЕ и слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО ПРОСТО, ПОЧТИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО и др., например: Было светло почти как днем. Он поступил не как трус. Это звучит совсем как парадокс.

12. Запятая не ставится в сложном подчинительном союзе перед КАК (ПО МЕРЕ ТОГО КАК; ПОСЛЕ ТОГО КАК; С ТЕХ ПОР КАК; ТАК ЖЕ КАК; ТОГДА КАК; В ТО ВРЕМЯ КАК и др.), если предложение начинается с придаточного предложения, в начале которого стоит подчинительный союз, например: По мере того как Анатолий Иванович приближался к околице, впечатление его менялось.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. Двери захлопывались с такою (же) стремительностью как дверц мышеловок. Стих Пушкина ярок как молния прозрачен и чист как кристал.(Не, ни) что так как простота (не) способствует сближению людей. В голых дачных садах гудел ветер и ему откл калось как эхо св нцовое море. Я вспоминала как раст рали мы в руках спелые ржаные колосья летом как жили в Заручевье там где я узнала о дневных звездах. Пр роде надо что(б) ее любили. Ей это надо так (же) как и нам. (Во) след т рану полетело как гром проклятие племен. Когда радость как буря иль горе как ноч только эти слова тебе могут помоч. Смотр т Сережа как бежит река и (не) может (не) думать о прошлом дне. Маслова чу ствовала что когда он говорил при ней его реч была обращ на к ней и что он говорил для нее ст раясь выр жат ся как можно понятнее. Онегин воспр нимал либерализм (не) как серьезный вопрос жизни а как умств енную моду. Солнце взошло и как это бывает каждым весе ним утром чу ствовалось что встало оно раньше обычного. По мере того как он под езжал ему открывались шедшие друг за другом вереницей и различно м хавшие косами мужики. А люди по ступеням суток бегут как белка в колесе. Он как и всякий человек имел свои пр вычки. Я и сам (не) заметил как ушли мои друзья. Повесть направл на против дворянства как передового класса. Мне всегда легче работает ся после того как я послушаю музыку. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Видел Егорушка как мало (помалу) темнело небо и спускалась на землю мгла как засв тились одна за другой звезды. (Ни, не) в чем так свободно (не) проявляет ся народный характер как в песн и пляск.(Ни, не) что (не) обходит ся нам так де-шево и (не) ценит ся так дорого как вежл вость. Все в доме раздр жало графиню и содержание и намек на велик душие и в особенности как ей пок залось развязный тон. Павка носился с подносом как уг репый. Бобров как (ни, не) всматривался в серый предутренний (полу)мрак (ни, не) чего (не) видел кроме какой (то) ч рной (не) ровной стены над которою пл менело небо. Бобров бе цельно бр дил между опустевших заводских даний и как это случает ся иногда при особенно сильных потр сениях говорил говорил сам с собою (в) слух.. (Ни, не) кто нас (не) стеснял и мы ра положились как дома. Птица как стрела спустилась и взмыла опять (к)верху. Грибоедов знаменит как тв рец одного произведения. На малюсеньком листочк прик -репле ном к паутин паучок сидел как капитан своего корабля и он наверное знал куда и зачем ему лететь.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) первых, просв щение, вряд(ли), пр колоть, волч нок, выр стать, деш вый, учас вовать, тот(же), как (бы), назнач те встречу.

Литература:

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1994.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Иванова - Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

Культура русской речи: Учебник для вузов. - М., 1999.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996.

Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 9. Нормативный аспект культуры речи.

Задание 1.

1. Понятие «Языковой норма».

2. Характеристика основных норм литературного языка.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Какие языковые нормы литературного языка необходимо знать?

3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические нормы литературного языка.

4. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением языковых норм.

Понятия и термины: языковая норма.

Задание 2.

Объяснить происхождение пяти (любых) фразеологизмов.

Ящик Пандоры, Прокрустово ложе, дары данайцев, Филькина грамота, Гордиев узел.

Задание 3.

Определить род имен существительных и подобрать к каждому прилагатель-ное.

Шампунь, кофе, тюль, бандероль, виски, толь, мозоль, кенгуру, алиби, жалюзи, шимпанзе, пюре, конфетти, портмоне.

Задание 4.

Тема: «Пунктуация при прямой речи».

Методические советы. Обращайте внимание на место прямой речи и слов автора в тексте, так как постановка знаков препинания при прямой речи зависит именно от этого.

Для справок.

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире; срав-ните:

а) Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает».

б) Вдруг говорят мне:

- Человек вас спрашивает.

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое её слово пишется с прописной буквы, например:

Ива наклонилась над водою, и далекой иве говорю: «За большую песенную долю я сегодня мир благодарю».

2. После прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например: «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться.

3. Если в конце прямой речи стоит восклицательный или вопроси-тельный знак, то после него ставится только тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Ты, может, нездоров, Павлуша?» - спрашивала она его иногда. «Стой! Кто идет? Остановись!» - крикнул голос, и несколько людей загородили дорогу.

4. Если слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи:

а) слова автора разрывают прямую речь на том месте, где не должно быть никакого знака или должны были бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В этом случае слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например: «Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не перейдешь».

б) если на месте разрыва должен был бы стоять знак вопросительный или восклицательный, то после первой части прямой речи ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: «Какие радости ты знала? - спрашивал он. - Чем ты можешь помянуть прожитое?» «Обвинять меня в трусости ты не имеешь права! - загремел он запальчиво. - Сначала поработай с моё».

5. Если в авторских словах имеется два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы, например: «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?»

6. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ста-вится двоеточие, а после неё - запятая и тире, восклицательный знак и тире, вопросительный знак и тире, например: Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуйте!» - Базаров отправился к себе в комнату.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Мы горяч обн маем вас закончила она дрожащ м от волнения и гордости за его успех голосом и как (будто) сказав (не) что имеющее прямое отношение к служебным делам спросила Поняли вы меня? Как вы меня поняли? Этот меня любил подумала она и жалко ей стало его и с участием прот нула она ему руку. Тепрь уже (не) далеко заметил Павел Петрович вот стоит только на эту горку поднят ся и дом будет виден. Шапку снимая при встреч с ним скажет народ о нем Это железный русский солдат он защ щал Сталинград. Скажи пожалуйста Вера спохватился вдруг Райский зачем она вызвала меня. О друг мой Аркадий Николаевич воскликнул Базаров Об одном прошу тебя (не) говори красиво. Эх милый с (не) смелой улыбкой сказала она словами Грибоедова живите (ка) смеясь. Полно тебе болтунья (полу) сердито сказала бабушка Поди к Верочке и узнай что она. Здравствуйте беглец проговорила она своим ровным ласковым голосом и пошла к нему (на) встречу улыбаясь и щурясь от солнца и ветра Где ты его нашла Катя. Искать и находить причины (не) ясных но плодотворных человеческих состояний дело писателей подумал Муравьев. После (не)скольких минут молчания я сказал ей приняв самый покорный вид. Я слышал кн жна что будучи вам совсем (не) знаком я имел уже (не) счастье заслужить вашу (не) милость. А как (же) поезд подумала Наташа и уд вилась эта мысль (не) вызывала у нее (ни) какой тревоги. Вам (не) нравит ся как я говорю спросил он и точно утверждая свое право говорить (не) приятности мне назвал себя Я Гарин. Читали что (нибудь)?

Вот вид те сказал Эрнст созд вать счастье это высокий труд. Ну теперь кажется мы можем ехать заметил мой новый пр ятель. Радда и говорит Хорошо ты Лойко играеш. Постойте(ж) я с скал секрет кричит Осел Мы верно уже полад им коль рядом сядем».

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Кто (либо), кое (с) кем, прик саться, расч ска, ц гейка, зав южило, тысяч,

без дейный, бе вкусный, стари ный, запут ные ответы.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-ое изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи.2-е изд., испр. - М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. - М., 1989.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Соппер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 10. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление.

3. Употребление стилистически ограниченной лексики (диалектизмы, жарго-низмы, профессионализмы).

Вопросы для контроля.

1. Что изучает раздел русского языка «лексика»?

2. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

3. Чем отличаются диалектизмы от других слов?

Понятия и термины: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, стилистически ограниченная лексика.

Задание 2.

Подобрать сначала синонимы, затем антонимы к следующим словосочетаниям:

Свежий хлеб - мягкий, черствый

свежий воздух -

свежая рыба -

свежие цветы -

свежая газета -

крепкий чай -

крепкое здоровье -

крепкие нитки -

крепкая дружба -

крепкая любовь -

Задание 3.

Написать названия произведений, построенных на противопоставлении.

Например: «Война и мир»...,...

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при цитатах».

Методические советы. Обратите внимание на то, что цитата - разно-видность прямой речи.

Для справок.

1.Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких

абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста,

например: В статье «Драма русского барства» М. Горький писал: «Герцен - первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь. Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску. Герцен первый в 40-х годах в своем рассказе «Сорока-воровка» смело высказался против крепостного права…».

2. Если цитата сопровождается словами автора, знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, например:

Во вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка». «Где граница между прозой и поэзией, - писал Лев Толстой, - я никогда не пойму».

3. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с ма-ленькой буквы, например:

В.Г. Белинский писал, что «изучить поэта - значит не только озна-комиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведением, но и перечувствовать, пережить их».

4. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; после текста цитаты (перед закрывающимися кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

5. Если сопровождающие цитату слова служат и для оценки, характеристики ее (так, вот что, вот так), то после цитаты ставится только тире, например:

«Весь мир отражается в этой светлой, изумрудного тона воде» - так описывает путешественник одно из здешних озер.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Достоевский говорил о русских писателях что все они вышли из гоголевской Шинели. Разговор Татьяны с няней чудо художестве_ного совершенства писал Белинский. Тридцати(летний) Лермонтов записал в своей тетрад_ В народных сказках более поэзии чем во всей француз_кой литературе. Прав отчасти был Владимир Одоевский когда он сказал что поэзия есть предвес_ник того состояния человечества когда оно перестает дост_игать и начнет пользоват_ся достигнутым. Чехов пр_зн_вался Я (не)знаю языка лучше чем у Лермонтова. Песни и поэмы Лермонтова гремели (по)всюду вспоминал один из писателей того времени. Белинский сказал что (за)границей встречают_ся те (же) Чичиковы только в другом платье. А.П.Чехов отмечал язык должен быть прост и изящен. Кипренский пр_небрег словами Пушкина о том что служенье муз не терп_т суеты пр_красное должно быть вел_чаво. Как я счастлив что родился в России подумал Кипренский. Вновь я зах_ндрил без меры и границ писал Левитан Чехову из Финляндии Здесь нет природы. И Шевченко думал в ссылке о том что(бы) солнце правды хоть сквозь сон увид_ть что(бы) хотя(бы) раз еще взгл_нуть на народ свой. Без_умный Евгений стоял перед Медным всадником и (не) мог найти для своего отчаяния (ни, не) одного слова кроме ужо тебе. Однажды Пушкин сказал какому(то) из своих пр_ятелей Представь какую штуку с_грала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я (ни, не) как (не) ожидал от нее.

Ты мне льстиш_ Орест промолвил грус_но Пушкин глядя на оконч_ный портрет. Где сказал Кипренский с тоской я возьму красок что(бы) изобр_зить это зимнее бе_молвие и этот блеск и дворц_ утратившие об_ем и тяжесть и наконец в_лнение своего сердца? Надо будет ему возр_зить так решил Берлиоз да человек смертен (ни, не) кто против этого не спорит.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

(Пол)дома, ум_рать, пред_стория, как(то), достич_, эконом_те, двух_ярусный, пр_мудрый, в аудитори_, ш_лк, там(же).

 

Литература:

 

 

«Вопросы стилистики» - журнал

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.Я. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2000

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987

Словарь антонимов русского языка. - М., 1984

Словарь омонимов русского языка. - М., 1974

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1997

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1996

Вариант 11. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Заимствованные слова и их употребление, употребление устаревших слов и неологизмов.

3. Употребление фразеологизмов.

Вопросы для контроля:

1. Какие слова относятся к устаревшим?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Что такое фразеологизмы? Их функция в русском языке?

Понятия и термины: лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы.

Задание 2.

Подберите синонимы к заимствованным словам:

аналогия, ресурсы, абстрактный, аббревиатура, абсурд, агрессия, регулировать, реагировать, эрудиция, цинизм, репрессия.

Образец: аналогия - сходство и т.д.

Замените следующие слова устаревшими:

глаз, рука (правая, левая), ладонь, щеки, шея, палец, мальчик, поэт, рыбак, очень.

Задание 3.

Подобрать к следующим фразеологизмам фразеологические синонимы и антонимы.

Образец: бить баклуши - лодыря гонять - не покладая рук

Кот наплакал, дать маху, водой не разольешь, рта не закрывает, семи пядей во лбу.

Задание 4.

Тема: «Обращение».

Методические советы. При изучении данной темы не забудьте обра-тить внимание на частицу О, стоящую перед обращением. Помните, что личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, обращениями не бывают.

Для справок.

Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.

1.Обращение, стоящее в начале предложения, отделяется запятой или восклицательным знаком, например:

Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами. Тираны мира! Трепещите...

2.Обращение, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми с обеих сторон, например:

Не твоя ли, Пушкин, радость окрылила нас тогда.

3.Обращение, стоящее в конце предложения, отделяется запятой, а после него ставится тот знак, который требуется по смыслу всего предложения, например:

Прощай, свободная стихия. О чем ты думаешь, казак?

4.Частица О, стоящая перед обращением, знаками препинания от него не отделяется, например:

И я к тебе пришел, о город многоликий.

5.Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило,не являются обраще-нием, а выступают в роли подлежащего, например:

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!

Ты не пой, косарь, про широку степь.

6.Если распространенное обращение разорвано в предложении другими членами предложения, то каждая часть обособляется, например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Пылай камин в моей пуст_ной келье. О сердце сколько ты любило! О разум сколько ты пылал! Звени звени златая Русь волнуйся (не)уемный ветер. Что конь (не)малый мы с тобою по свету дали крюк? (Не)видно близко (ль) далеко(ль) куда держать чудак? (Не)знаю конь. Гадаю конь. Кидаю так и так... Люблю я грусть твоих просторов мой милый край св тая Русь.Что шумиш_ качаясь тонкая рябина низко накл_няясь головою к тыну? Шуми шуми послушное ветрило волнуйся (подо) мной угрюмый океан. Ребята не Москва (ль) за нами? Увижу(ль) о друзья народ (не)угнет_ный? Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Книги дружище как хороший сад где все есть и приятное и полезное. О Русь в тоске изнемогая тебе сл_гаю гимны я. Милее нет на свете края о родина моя. Ой ты Русь моя родная родина кроткая лиш_ к тебе я любовь берегу. (Не) знаю где приют своей гордыне ты милая ты нежная нашла... Наверно ты моя волшебница из сказки в эту ноч... пришла? Люблю твою Россия старину. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый пос_тил. Не пугай зима весна придет. О тени прошлого как влас_ны вы над нами. А какое мой друг (не)счестие какая на_смешка быть сутулым сереньким порядочным и (не) глупым и влюбит_ся в эту хорошенькую и глупенькую девочку которая на вас ноль внимания!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.