Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Выполнил: студент группы Кт-114 Лобанов А.А




Молодежная культура

По культурологии

 

Выполнил: студент группы Кт-114 Лобанов А.А.

Проверила: Зуева Н.Б

 

Ковров. 2015

Содержание

Введение……………………………………………………..………………………………....……3 Глава 1. Сущность понятия молодежная культура.…..…………………………………………………………………...……………...……..5 Глава 2. Молодежная субкультура. ………………………………………………………………………………………....8 Глава 3. Молодежные контркультуры………………….....……………………………...………17 Глава 4. Сравнительная характеристика субкультур и контркультур. …………………………………………………………………………………....…19 Заключение…………………………………………………………………………………………20 Библиографический список………………………………………………………………...…..…21

 

 

В истории существует множество определений понятия культуры. Данный термин понимается так:

· «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[1]

· «Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей»[2]

· «Вся совокупность небиологических проявлений человека»[3]

· Советский литературовед, культуролог и семиотик Юрий Михайлович Лотман определял понятие культуры следующим образом: «Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека».

· Современный термин: культура – это определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Таки образом, существует огромное количество интерпретаций определения культуры. Это говорит о мировом интересе к изучению данного понятия.

Молодежную культуру можно определить как культуру, созданную самой молодежью. В частности это касается досуга и развлечений, моды, украшений, косметики, манер поведения, стиля общения и жаргона, специальных обрядов и мероприятий.

Молодежная культура является субкультурой, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь и т. д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются.

Данная тема является очень актуальной в наши дни, так как в мире существует огромное количество молодежных субкультур, каждая из которых имеет характерные особенности, положительные и отрицательные черты. Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры. В нашей стране как и во многих других проводится молодежная политика. Непосредственной целью государственной молодежной политики является всестороннее развитие потенциала молодежи, что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основными направлениями молодежной политики являются:

· вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

· развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Молодые люди являются очень активной и мобильной группой населения, которая может встать как на позитивный и правильный путь развития, так и на негативный, который приведет к деградации личности. Чтобы направить молодежь в нужное русло, государство должно активно изучать и всячески способствовать развитию молодежной культуры. Именно поэтому, данная тема очень интересна и требует большого внимания.

Цель работы: раскрыть понятие молодежная культура и определить ее основные виды.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятия молодежная субкультура

2. Определить основные виды субкультур.

3. Раскрыть сущность понятия молодежная контркультура.

4. Выделить основные виды контр культурных молодежных течений.

5. Выявить роль молодежной культуры в наши дни.

 

Глава 1. Сущность понятия молодежная культура

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

Молодежная культура выделяется тремя общими чертами:

· это скорее культура досуга, а не работы;

· в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг группы сверстников;

· предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким, как использование особых языковых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности.

Среди наиболее важных причин возникновения молодежной культуры — рост находящихся в распоряжении молодежи доходов и увеличение периода перехода от детства к зрелости, отчасти вызванное более широким вовлечением в формы образования, которые предполагают полную или неполную временную нагрузку вплоть до возраста 21 года.[4]

Главные составляющие молодежной культуры:

1. Досуг - это свободное время, когда вы не заняты работой или важными делами.[5]

2. Отношение к вере.

3. Политические ориентации.

Политические ориентации - направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или другие политические силы, в совокупности являются внешними факторами, регулирующими и детерминирующих мотивацию личности и ее поведение в политической сфере.

4. Ценностные ориентации.

Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида входе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное дляданного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенныхценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целейжизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.[6]

5. Культурная информированность

6. Культурные потребности.

Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия.

 

Первый уровень включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее;

 

Второй уровень – конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве;

На третьем уровне выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие;

Четвертый уровень классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров. [7]

 

Профессиональное самоопределение.

Воспитание и заложенная родителями модель поведения.

Влияние массовой культуры.

 

Классификация молодежной культуры.

Существует два вида молодежной культуры в зависимости от роли в обществе, стиле существования и методов воздействия на жизнь государства. Это молодежная субкультура и контркультура.

 

Субкультура - понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.[8]

 

Контркультура – это направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

 

 

Глава 2. Молодежная субкультура

 

Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей порой отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Они могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней.

 

Различные классификации молодежных субкультур.

 

По социально-правовому признаку выделяют:

просоциальные – позитивная направленность действий (группы по защите исторических памятников и окружающей среды)

социально пассивные – деятельность нейтральная к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты)

 

А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:

общественно-политические («наши», «молодая гвардия», «единство»). Цель – пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени;

радикалы (люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители старшего поколения;

эколого-этические группы (зелёные). Цель – улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны;

неформальные молодёжные движения, объединения (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов;

нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны;

группы по интересам (филателисты, фанаты).

Сергеев Сергей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного предлагает следующую классификацию молодёжных субкультур:

· романтическая субкультура (хиппи, байкеры, толкиенисты и т.д.);

· гедонистическо-развлекательная (мажоры, рейверы, рэпперы);

· криминальная (гопники, люберы);

· анархико-нигилистская (панки, экстремистские политизированные правые илевые).[9]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.