КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика человека как оператора технологической системы
Т.4 Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения К операторам на железнодорожном транспорте относятся: ДНЦ, ДСП, ТЧМ, диспетчерский персонал служб. Основным свойством человека-оператора является его надёжность, которая определяется способностью в течении заданного интервала времени в предусмотренных условиях сохранять нормальное состояние жизнедеятельности и выдерживать технические параметры управляемой системы в установленных пределах, а также выполнять все возложенные на него функции по поддержанию заданного режима работы управляемой техники. Академик В. Д. Небылицин считал, что надёжность человека-оператора в общем случае обусловлена тремя факторами: • психофизиологическими данными (особенностью нервной системы, порогами чувствительности, состоянием здоровья, психофизиологическими особенностями). • уровнем обученности и тренированности оператора; • степенью инженерно-психологической согласованности техники с психологическими возможностями оператора; Из этого следует, что надёжность оператора не только функция его индивидуальных качеств, но и как функция возникающих у него задач и технических условий, в которых они разрешаются. Классически в операторской деятельности можно выделить четыре режима работы: • учебно-тренировочный режим, в котором задачи решаются обычно условно и у оператора отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда; • минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок; • оптимальный режим, наиболее типичный в операторском труде, отличается большой продолжительностью (12 ч), когда требуется широко использовать различные навыки и умение, необходим достаточно высокий уровень внимания и собранности; • экстремальный режим, возникающий при значительном усложнении задач управления, когда требуется волевая регуляция, использование резервов организма, чтобы справляться с решением возникших задач. Основными характеристиками операторов успешно справляющихся со своими функциями в оптимальном и экстремальном режимах являются: - хороший уровень подготовки; - высокая уверенность в себе; - сильная нервная система. В простых режимах работы (учебно-тренировочном и минимальном), более надёжно Действуют операторы отличающиеся: - нервной системой более слабого типа; - тревожные; - с худшими профессиональными качествами. Вывод – не бывает таких операторов, которые по своим индивидуальным природным данным могли бы абсолютно надежно работать во всех режимах.
Человек-оператор способен ошибаться, отказывать и тем самым понижать надёжность системы "человек-машина". Однако, обученный и тренированный оператор редко нарушает работу системы. Чаще он способствует повышению её общей надёжности. Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва имеет вид, приведенный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва
Таким образом, можно говорить о двух путях повышения надёжности систем "человек-машина": • повышение надежности работы технических звеньев системы; • совершенствование технической системы в направлении создания для оператора более благоприятных условий для надёжности работы, а также для лучших возможностей по устранению или парированию нарушении в работе техники
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |