Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика человека как оператора технологической системы




Т.4 Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения

К операторам на железнодорожном транспорте относятся: ДНЦ, ДСП, ТЧМ, диспетчерский персонал служб.

Основным свойством человека-оператора является его надёжность, которая определяется способностью в течении заданного интервала времени в предусмотренных условиях сохранять нормальное состояние жизнедеятельности и выдерживать технические параметры управляемой системы в установленных пределах, а также выполнять все возложенные на него функции по поддержанию заданного режима работы управляемой техники.

Академик В. Д. Небылицин считал, что надёжность человека-оператора в общем случае обусловлена тремя факторами:

• психофизиологическими данными (особенностью нервной системы, порогами чувствительности, состоянием здоровья, психофизиологическими особенностями).

• уровнем обученности и тренированности оператора;

• степенью инженерно-психологической согласованности техники с психологическими возможностями оператора;

Из этого следует, что надёжность оператора не только функция его индивидуальных качеств, но и как функция возникающих у него задач и технических условий, в которых они разрешаются.

Классически в операторской деятельности можно выделить четыре режима работы:

учебно-тренировочный режим, в котором задачи решаются обычно условно и у оператора отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда;

минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок;

оптимальный режим, наиболее типичный в операторском труде, отличается большой продолжительностью (12 ч), когда требуется широко использовать различные навыки и умение, необходим достаточно высокий уровень внимания и собранности;

экстремальный режим, возникающий при значительном усложнении задач управления, когда требуется волевая регуляция, использование резервов организма, чтобы справляться с решением возникших задач.

Основными характеристиками операторов успешно справляющихся со своими функциями в оптимальном и экстремальном режимах являются:

- хороший уровень подготовки;

- высокая уверенность в себе;

- сильная нервная система.

В простых режимах работы (учебно-тренировочном и минимальном), более надёжно Действуют операторы отличающиеся:

- нервной системой более слабого типа;

- тревожные;

- с худшими профессиональными качествами.

Выводне бывает таких операторов, которые по своим индивидуальным природным данным могли бы абсолютно надежно работать во всех режимах.

 

Человек-оператор способен ошибаться, отказывать и тем самым понижать надёжность системы "человек-машина". Однако, обученный и тренированный оператор редко нарушает работу системы. Чаще он способствует повышению её общей надёжности.

Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва имеет вид, приведенный на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва

 

Таким образом, можно говорить о двух путях повышения надёжности систем "человек-машина":

• повышение надежности работы технических звеньев системы;

• совершенствование технической системы в направлении создания для оператора более благоприятных условий для надёжности работы, а также для лучших возможностей по устранению или парированию нарушении в работе техники

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.