Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бит — объем информации такого сообщения, которое уменьшает неопределенность знания в два раза. 1 страница




Измерение информации

Как измерить информацию? Часто мы говорим, что, прочитав статью в журнале или просмотрев новости, не получили никакой информации, или наоборот, краткое сообщение может оказаться для нас информативным. В то же время для другого человека та же самая статья может оказаться чрезвычайно иноформативной, а сообщение — нет. Информативными сообщения являются тогда, когда они новы, понятны, своевременны, полезны. Но то, что для одного понятно, для другого — нет. То, что для одного полезно, ново, для другого — нет. В этом проблема определения и измерения информации.

При всем многообразии подходов к определению понятия информации, с позиции измерения информации нас будут интересовать два из них: определение К. Шеннона, применяемое в математической теории информации (содержательный подход), и определение А. Н. Колмогорова, применяемое в отраслях информатики, связанных с использованием компьютеров (алфавитный подход).

Согласно Шеннону, информативность сообщения характеризуется содержащейся в нем полезной информацией — той частью сообщения, которая снимает полностью или уменьшает неопределенность какой-либо ситуации.

По Шеннону, информация — уменьшение неопределенности наших знаний.

Неопределенность некоторого события — это количество возможных исходов данного события.
Так, например, если из колоды карт наугад выбирают карту, то неопределенность равна количеству карт в колоде. При бросании монеты неопределенность равна 2.

Содержательный подход часто называют субъективным, так как разные люди (субъекты) информацию об одном и том же предмете оценивают по-разному.

Но если число исходов не зависит от суждений людей (случай бросания кубика или монеты), то информация о наступлении одного из возможных исходов является объективной.

Если сообщение уменьшило неопределеность знаний ровно в два раза, то говорят, что сообщение несет 1 бит информации.

Рассмотрим, как можно подсчитать количество информации в сообщении, используя содержательный подход. Пусть в некотором сообщении содержатся сведения о том, что произошло одно из N равновероятных (равновозможных) событий. Тогда количество информации i, заключенное в этом сообщении, и число событий N связаны формулой: 2i = N. Эта формула носит название формулы Хартли. Получена она в 1928 г. американским инженером Р. Хартли.

Если N равно целой степени двойки (2, 4, 8, 16 и т.д.), то вычисления легко произвести "в уме". В противном случае количество информации становится нецелой величиной, и для решения задачи придется воспользоваться таблицей логарифмов либо определять значение логарифма приблизительно (ближайшее целое число, большее).

Например, если из 256 одинаковых, но разноцветных шаров наугад выбрали один, то сообщение о том, что выбрали красный шар несет 8 бит информации (28=256).
Для угадывания числа (наверняка) в диапазоне от 0 до 100, если разрешается задавать только двоичные вопросы (с ответом "да" или "нет"), нужно задать 7 вопросов, так как объем информации о загаданном числе больше 6 и меньше 7 (26<100>27)

Алфавитный подход основан на том, что всякое сообщение можно закодировать с помощью конечной последовательности символов некоторого алфавита.

Алфавит — упорядоченный набор символов, используемый для кодирования сообщений на некотором языке.

Мощность алфавита — количество символов алфавита. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум. Сообщения, записанные с помощью символов ASCII, используют алфавит из 256 символов. Сообщения, записанные по системе UNICODE, используют алфавит из 65 536 символов. С позиций computer science носителями информации являются любые последовательности символов, которые хранятся, передаются и обрабатываются с помощью компьютера. Согласно Колмогорову, информативность последовательности символов не зависит от содержания сообщения, алфавитный подход является объективным, т.е. он не зависит от субъекта, воспринимающего сообщение. Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:

  1. Определить количество информации (i) в одном символо по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита
  2. Определить количество символов в сообщении (m)
  3. Вычислить объем инофрмации по формуле: V = i * m.

Например, если текстовое сообщение, закодированное по системе ASCII, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 800 бит.
Для двоичного сообщения той же длины информационный объем составляет 100 бит. В компьютерной технике бит соответствует физическому состоянию носителя информации: намагничено — не намагничено, есть отверстие — нет отверстия. При этом одно состояние принято обозначать цифрой 0, а другое — цифрой 1.

Как уже было сказано, основная единица измерения информации — бит. 8 бит составляют 1 байт. Наряду с байтами для измерения количества информации используются более крупные единицы: 1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.

9Прагматический, ценностный подход к информации особенно важен в социальном управлении, где необходима не всякая информация, а лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Ценность информации определяется через разность между вероятностями достижения цели до и после получения информации. В соответствии с этим определением информация измеряется всегда положительной величиной, а ценность ее может быть в известных случаях и отрицательной.

Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.

Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием оценки избрать ее использование для различных целей.

10 Общеизвестно, что смысл любого слова естественного языка определяется контекстом. Это закономерное следствие того, что большинство слов применяются по отношению не к отдельной вещи, а к группе, или классу вещей. Если бы от языка потребовалось соблюдение принципа "одно слово - одна вещь", то пользоваться таким языком было бы невозможно.

Однако до последнего времени в научных кругах бытовала иллюзия, что по мере формализации научного знания в принципе возможно создать научный язык, понятия которого имели бы однозначно определённый смысл для широкого круга научных дисциплин.

То, что таким надеждам не суждено сбыться, убедительно показано в работах М.Розова. Розов пришел к выводы о том, что "...непосредственная жизнь и рефлексия взаимно дополнительны в квантово-механическом смысле слова".

 

"Ситуация в целом очень напоминает явление дополнительности в квантовой механике. В ходе обоснования этого тезиса мы будем отталкиваться от двух замечаний Н. Бора, которые представляются нам крайне принципиальными. В поисках аналогий для квантово-механического принципа дополнительности Бор писал в 1929 г.: "Строго говоря, глубокий анализ любого понятия и его непосредственное применение взаимно исключают друг друга".

Проходит почти два десятка лет, и в 1948 г. Бор повторяет ту же мысль: "Практическое применение всякого слова находится в дополнительном отношении с попытками его строгого определения". Что имеется в виду? Сам Бор явно скупится на разъяснения, но нам представляется, что интуиция его не обманывает и приведенные высказывания заслуживают детального анализа.

 

Обратите внимание, Бор фактически утверждает, что в ходе практического использования слова, мы не можем его точно определить, а дав точное определение, теряем возможность практического использования. Ну разве это не парадокс?!

В свете изложенного мысль Бора можно интерпретировать следующим образом. Практическое использование слова или понятия предполагает реализацию существующих образцов словоупотребления, содержание которых, как уже отмечалось, существенно зависит от контекста, т.е. от конкретной ситуации, в которой мы находимся.

Объем и содержание понятия в этих условиях есть нечто достаточно неопределенное. Попытка их точного определения связана с подключением универсального контекста языка, что аналогично подключению нового прибора и порождает новое содержание, которое раньше просто отсутствовало и, разумеется, никак не соответствует исходному эстафетному механизму. При этом мы по условию задачи должны построить некоторое универсальное правило, элиминируя бесконечное множество возможных ситуативных вариаций, что, как правило, приводит к идеализации и к невозможности прямого практического использования". И этот вывод касается не только естественного языка, но и языка научного:

"Интересно рассмотреть сказанное применительно к референции знания. Практическое использование знания оказывается в этом случае в дополнительном отношении к попыткам точного определения сферы его применимости.

Рассмотрим наиболее очевидный пример. В качестве референта теории выступает обычно так называемый идеальный объект типа материальной точки или абсолютно твердого тела. Но это и означает фактически, что точно сформулированная теория нигде не применима, ибо материальных точек и абсолютно твердых тел просто нет в действительности.

Теория, разумеется, постоянно практически используется, но сфера этого использования не может быть точно определена, так как зависит от большого числа привходящих обстоятельств, от того, что для нас существенно, а что нет в той или иной ситуации.

Иными словами, точная формулировка теории уводит нас от реальной практики, а реальная практика не может быть точно описана. Мы приходим к достаточно нетривиальному тезису о дополнительности теории и практики или практики и знания вообще". Уточним ещё раз, что речь идёт о квантово-механическом принципе дополнительности, применимом в случаях, когда определение одного из взаимосвязанных параметров полностью исключает возможность определения другого.

Другими словами, в том, что касается семантической информации, циркулирующей в человеческих сообществах, Розов обнаружил некий принципиальный запрет, аналогичный теореме Гёделя о неполноте достаточно богатых формализованных теорий и теореме Тарского о неформализуемости понятия истины для таких теорий.

 

Очевидно, что само появление языка в человеческих сообществах и, как следствие, мышления могло произойти только в результате высокой степени обобщения языковых форм. Соответственно в процессе коммуникации происходит обратный процесс: конкретизация смысла языковых форм при конкретизации контекста.

Из изложенного можно сделать вывод, что циркуляция в сообществах семантической информации происходит в форме эстафем - совокупности социальных эстафет и мемплексов. При этом развитие метагенома от появления речи до наших дней можно представить как изменение содержания эстафем от почти "чистых" эстафет - до комплексов эстафет и мемов.

Однако информационная техника медленно, но неуклонно продвигается к полной имитации реальности в духе Д.Дойча. Возможность фиксировать и передавать по каналам связи те образцы деятельности, которые раньше можно было передать исключительно при непосредственном контакте, позволяет предположить, что в пределе все разновидности знания могут быть доступны для освоения в форме мемплексов.

 

11Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы - profreglament.ru. Академику В.Глушкову принадлежит вывод о том, что информация существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и, следовательно, созданные ими неоднородности. Всякая неоднородность несет с собой какую-то информацию.

В предельно широком атрибутивном понимании информации как меры неоднородности распределения материи и энергии акцентируется не столько функция упорядочивания, сколько обменное обеспечение в ситуации исходного многообразия. Возникновение информации о новой структуре означает закрепление «случайного» выбора. Природа «не знает» заранее, чего она хочет, она мутирует «наугад», испытывая на прочность каждый полученный результат. Все случаи повторения включают в себя разные обстоятельства, которые влияют на дальнейшее развитие.

Информационно-обменные процессы не имеют конечных встроенных целей и степеней упорядочивания. Они актуализируются в изначально изменчивом, принципиально неравновесном поле взаимодействий. В этом случае вывод о том, что информация сигнализирует об обменных процессах, не препятствуя природной стохастике (неопределенности), правомерен и обоснован.

Коммуникативная концепция информации, указывающая на передачу сведений, сообщений, осведомление о положении дел, как наиболее популярная, сохранялась до середины 20-х гг. 20-го столетия. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К. Шенноном была создана математическая теория информации - profreglament.ru. В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех.

Такие процессы имели наиболее важное значение в познании и управлении. Н.Винер предложил использовать понятие информации в кибернетике, — науке об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции — как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. В данном контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. В этом контексте принципиально инновационной является проблема информационной природы человеческого сознания.

К особенностям информации относят ее избыточность, недостаточность, оптимальность. Информационные потоки классифицируются на потоки констатирующей и управляющей информации. Информацию подразделяют также на социально изменчивую и инвариантную - profreglament.ru. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды и психологические характеристики социальных групп. В современной философской литературе именно атрибутивная концепция информации связывается с особыми перспективами.

12 Процесс, происходящие в современной действительности, которые связаны с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.
Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты. Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники.
Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.

13 Отражение и информация

За последние десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес к природе и сущности информации, так как компьютеры представляют собой особые электронные быстродействующие устройства, используемые для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку. В связи с этим возникает вопрос, в каком отношении между собой находятся знания, мышление, информация и отражение. Это особенно важно потому, что отражение рассматривается как фундаментальное свойство материи, а знания — как его высшая форма.

Говоря о том, что вся материя обладает свойством отражения (119), имеют в виду, что определенные изменения в явлении, выступающем в качестве субъекта взаимодействия, вызываются соответствующими изменениями в другом явлении, выступающем в качестве объекта. Возможны два типа взаимодействия. При первом (физическом) воздействие объекта на субъект осуществляется непосредственно. При этом структурные и функциональные изменения в субъекте, а также количество затрачиваемой для этого энергии сопоставимы с энергией взаимодействия и функционально-структурными изменениями в объекте. Примерами могут служить процесс выветривания горной породы (субъект) под воздействием внешней среды (объект); прогибание металлического стержня (субъект) под воздействием подвешенного к нему груза (объект); изменение светочувствительной молекулы родопсина, точно определяемое энергией попадающих в нее фотонов (504). При втором типе взаимодействия (информационном) изменения в объектах передаются субъекту и вызывают в нем отражающие изменения не путем непосредственного взаимодействия, а опосредованно, через особые материальные носители — сигналы. Сигналы, испускаемые объектом, воспринимаются субъектом и вызывают в нем изменения, обусловленные изменениями в объекте. Как правило, ни физико-химические свойства сигнала, ни энергия, затрачиваемая на его передачу, несопоставимы с количественными и качественными характеристиками вызываемых изменений. Так, энергия электрического импульса, вызывающего взрыв атомного устройства, несопоставима с энергией взрыва; физико-химические свойства телеграфного бланка и чернил, которыми написан текст, а также энергия, затраченная на его пересылку, несопоставимы с изменениями, которые он может вызвать в жизни человека или деятельности целого коллектива. Информация как раз и представляет собой процесс передачи изменений от объекта воздействия к субъекту посредством сигналов и их фиксации.

Важно подчеркнуть, что субъект, воспринимающий сигнал, по мере усложнения своей внутренней структуры и функций подвергает получаемую информацию особой, подчас довольно сложной переработке в соответствии с внутренними законами своего функционирования и структурной организации. Так, поток фотонов, падающих на светолюбивое растение в виде солнечных лучей, нагревает освещенную часть стебля, вызывая перемещение ряда гормонов в затененную его часть. В результате активизируются определенные биологические структуры: мембраны клеток меняют свою геометрию, и стебель изгибается таким образом, что на листья падает большее количество света, чем раньше. В таких случаях говорят, что цветок тянется к свету, хотя в действительности перед нами сложный процесс отражения, в котором фотоны выполняют разные функции. Их физическая функция заключается в «передаче» растению энергии, необходимой для его жизнедеятельности; их информационная функция состоит в «передаче» изменений положения источника света (солнце), что отражается в соответствующих движениях растения. Здесь следует четко разграничивать биофизические и биохимические процессы, с одной стороны, от информационных — с другой, хотя в обоих случаях эти процессы связаны с одними и теми же материальными носителями.

Чем сложнее структурная и функциональная организация субъекта, воспринимающего и перерабатывающего информацию, тем в большей степени она используется как средство реализации все более сложных форм отражения, обеспечивающих сохранение, развитие, приспособление, а в случае живой природы и размножение организмов в среде обитания. В живых организмах и некоторых технических системах информация перерабатывается по особым правилам или закономерностям, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование. Одним из таких правил является сохранение переработанной информации в особых подсистемах, называемых памятью, что допускает многократное ее использование. Чем больше информации в состоянии накопить и использовать живой организм или техническая система, тем эффективнее могут они приспособиться к окружающей среде и активнее выполнять свои функции. Это означает, что информация как бы увеличивает способность воспринимающей ее системы к более правильному, точному и определенному отражению окружающей среды и, следовательно, уменьшает неопределенность, неточность, ошибочность отражения. Информацию, следовательно, можно рассматривать и как меру неопределенности: чем больше информации, тем она точнее, тем меньше неопределенность в отражении субъектом окружающей среды.

Термин «информация» многозначен. Его нередко отождествляют с терминами «сведения» или «знания», говоря, например, что «информация — это сведения или знания, необходимые для принятия решений». Такие утверждения верны лишь отчасти. Дело в том, что информация, как видно из приведенных примеров, существует и в неживой, и в живой природе (передача сигнала, взрывающего атомное устройство, поток фотонов, вызывающих движение, или тропизм, растений). Однако неверно думать, будто бы неодушевленные предметы или технические устройства вырабатывают и принимают решения. Гораздо точнее считать, что они осуществляют отражение внешних воздействий на основе получаемой и перерабатываемой ими информации. «Сведения» и «знания», безусловно, представляют собой особый, притом наиболее сложный и совершенный, вид информации. В чем именно заключается эта особенность, мы рассмотрим в пятой главе (510). Сейчас же важно понять, что не всякий вид информации достигает уровня знаний и не все субъекты воздействия, получающие информацию, вырабатывают или принимают решения, а затем сознательно и целесообразно действуют на их основе. Предметы неживой природы, технические устройства и даже живые организмы, например растения, не принимают решений, не действуют по целям. Они изменяют свое положение, характер функционирования и развития под воздействием получаемой информации, но эти изменения не являются сознательными. Информация превращается в знания лишь при очень сложных формах психической деятельности, которая складывается и формируется у человека в процессе социальной и трудовой деятельности.

14«Энергия. Материя. Информация» – одна из ключевых мировоззренческих работ профессора Ивана Павловича Кочевых. В начале 90-х гг. прошлого века, продолжая свои исследования в области организационной науки, изучая общие закономерности функционирования систем живой и неживой природы, общества и Вселенной в целом, Иван Павлович Кочевых приходит к следующим основополагающим выводам:

1. Информация, наряду с Материей и Энергией, является первичной субстанцией мироздания.

2. Энергия, Материя, Информация – неразрывны и взаимосвязаны, они существуют в каждой точке Вселенной, они вечны и бесконечны в своем триединстве.

3. Самоорганизация Энергии, Материи и Информации есть основа существования систем любой сложности и любой природы, является движущей силой их совершенствования и развития.

Статья Ивана Павловича Кочевых «Энергия. Материя. Информация» была впервые опубликована в Китае в апреле 1993 года. Ее оригинальная версия на русском языке вышла в свет два года спустя в журнале «Информатизация и новые технологии», №2, 1995 (Киев).

Ниже приводятся выдержки из этой работы.

После многолетних исследований по теории управления систем я пришел к выводу, что Информация есть такая же субстанция, как Энер­гия и Материя. Все элементарные частицы — кванты, фотоны, мезоны и др. – представляют собой «сгусток» Энергии, Материи и Инфор­мации, постоянно изменяющихся по величине, и, вместе с тем, неразрывных, неуничтожимых, подчиня­ющихся законам сохранения и превращения.

Вечные и бесконечные в своем единстве Энергия, Материя, Информация создают все многообразие элементарных ча­стиц, вступающих в процесс самоорганизации.

Са­моорганизация создает из отдельных элементов системы (от атомов до Человека), поддерживает их в динами­ческом равновесии при воздействии внешних и внутренних сил, способствует их саморазвитию и самосовершенство­ванию до любой степени сложности и разумности.

Все устойчивые (жизнеспособные) системы мироздания – природные, общественные, тех­ногенные – являются продуктомсамоорганизации и подчиняются ее законам.

Информация есть па­мять систем о прошлом и программа их развития в будущем. Принцип самоорганизации системы строится на обратных информационных связях, когда внутреннее действие или внешнее воздействие на систему корректирует параметры ее развития и поведения с целью сохранения устойчивости системы.

15Понятия "информация", "сознание", "мышление", "познание", "дух", "интеллект", "идеальное" и др. фиксируют свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются синонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того же феномена.

В повседневной речи понятие "информация" употребляется для обозначения некоторого набора сведений, циркулирующих в обществе: научных и технических знаний, художественных образов, профессионального опыта, политических, религиозных, моральных и прочих воззрений, вырабатываемых, передаваемых и получаемых людьми. Но информационные взаимодействия существуют и в природе: животные получают информацию об опасности из разных источников; информационный обмен существует на клеточном уровне и т. д. Информацию можно определить как способ упорядочения взаимодействий структур системы с неупорядоченной средой, как способ взаимодействия со средой в условиях помех для взаимодействия. Информация – средство сохранения целостности системы, вырабатываемое и транслируемое системой в виде сигналов, работающих по принципу "обратной связи". Информационное поведение может осуществляться системами в разных формах, и сознание – одна наиболее сложная из них.

Сознание – имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высокоорганизованного бытия, позволяющее реалистически, но активно-творчески преобразовывать окружающий мир в соответствии с имеющейся информацией о мире и поставленными целями. Понятие сознания является родовым прежде всего по отношению ко всем действиям человека, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен активно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы – историческое происхождение, меру зависимости от материального носителя, основные способы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т. п.

Общепризнанно, что сознание – способ жизнедеятельности человека, требующий умения путем мыслительной деятельности строить и краткосрочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий, независимых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, развитые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяющая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными предпосылками данной способности является необходимость в передаче членам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно передать биологическим путем, т. е. по наследству.

Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосылок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в целом позволяет сформулировать и методологические установки, на базе которых возможно логически последовательным образом поставить и исследовать проблему функционирования сознания, другими словами – проблему познания.

Познание, таким образом, можно определить как "сознание в действии", как процесс последовательно-целенаправленного (т. е. сознательного) движения индивидуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом является постижение истины, достижение которой и является результатом "правильно" направленной деятельности сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.