КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии адаптации приемного ребенка в семье
Любая замещающая семья - это новые социальные условия для ребенка. Попав в замещающую семью, ребенок вовсе необязательно быстро включится в новую систему социальных отношений. Первые год-полтора, в редких случаях три года, жизни ребенка в новой семье - это период адаптации ребенка и приемных родителей к условиям совместной жизни. Ребенок за достаточно короткое время должен усвоить нормы, морально-этические, духовные ценности новой семьи. [54] Процесс адаптации ребенка-сироты в приемной семье в большинстве источников принято подразделять на 3 стадии: - «медовый месяц»; - «вживание»; - «равновесие». «Медовый месяц» В первые две-три недели закладывается основа будущих взаимоотношений между ребенком и приемными родителями. Не надо ждать, что ребенок сразу «вольется» в сложившуюся систему семьи и примет сложившиеся правила. Первоначальный период - «медовый месяц» является счастливым. Эта стадия адаптации приносит много положительных эмоций как и ребенку так и приемным родителям. Обе стороны, как правило, стремятся понравиться друг другу, отмечается опережающая привязанность. Период адаптации в разных семьях проходит по-разному. Это зависит от ряда причин, связанных с прошлым ребенка, характером и поведением его, а также от самих приемных родителей, их готовностью и компетентностью. Ребенок испытывает и радость и тревожность за свое будущее одновременно. Радость - это положительная эмоция, возникающая у человека по поводу того, что ему приятно, желательно, что способствует полному удовлетворению актуальных для него потребностей. Тревожность - смутное, неприятное эмоциональное состояние, сопровождающееся ощущениями типа дурных предчувствий, боязни и т.п.[36] Состояние тревоги, активизирует адаптацию к новым условиям, и в свою очередь, выливается в переживание ребенком эмоционального дискомфорта. В этот момент ребенок пребывает в возбужденном состоянии. Он суетлив, непоседлив, ему все ново и интересно, не может долго сосредоточиться на чем-либо. Может пропасть потребность в дневном сне. Происходит обилие впечатлений. Дети, которые помнят свое прошлое могут спонтанно делиться с новыми родителями или сравнивать их с прежними. В этот период важно не заставлять ребенка сразу менять привычный для него образ жизни. Переход в семью является очень серьезным стрессом для ребенка, и чрезмерное давление может привести к тому, что он не справится с происходящими переменами в его жизни. Приемным родителям следует не только максимально приблизить режим дня семьи к режиму дня государственного учреждения, но и режим питания. Приемного ребенка можно познакомить с родственниками не ранее чем через 2 недели его пребывания в семье. Это минимальный срок, потому что ребенок должен привыкнуть изначально к приемным родителям и к новой обстановке, к дому. Находясь в государственном учреждении у детей - сирот и оставшихся без попечения родителей - существовало «замкнутое пространство». В основном в таких учреждениях работают только одни женщины, поэтому видеть приходящего в гости мужчину для таких детей тоже является психологическим стрессом. Поэтому вхождение приемного ребенка в новую социальную среду должно быть постепенным. «Вживание» Вторая стадия адаптации - «вживание». Все новое уже не новое и тут ребенок пробует вести себя как прежде, но присматриваясь к реакции окружающих. Что нравится в его поведении, а что нет. Здесь может возникнуть несовместимость характеров и привычек приемных родителей и ребенка. Это сложный период и приемные родители должны быть к нему готовы, набраться терпения, найти нужный стиль общения, иметь знания об особенностях возраста ребенка. Многие родители в этот период делают большую ошибку, рассматривая процесс воспитания как исправление врожденных недостатков, сравнивая ребенка со сверстниками, хотят подчинить ребенка себе, своей власти. Может возникнуть разница во взглядах на воспитание между супругами. Происходит исчезновение радости общения, естественности отношений. На этой стадии адаптации ребенок становится требовательным и капризным, может проявить агрессию, возвращаются старые вредные привычки. Дети не могут обойтись без вспышек негативных эмоций, им нужно «вылить» всё, что у них накопилось. Главное чтобы такое поведение не превратилось в стереотип. Стоит помнить, что каждый агрессивный ребёнок хочет, чтобы его близкие взрослые могли справиться с его гневом, приступами негативизма и агрессии. Ведь если родители могут защитить ребёнка от него самого, то они смогут защитить его и от всего остального в этой жизни, а это как раз то чувство безопасности, которого ему так недостаёт. Таким образом, на этой стадии происходит кризис взаимоотношений. В такие моменты приемные родители даже могут усомниться в правильности своего решения, взяв ребенка в семью. Но подобные ситуации являются закономерным процессом, который в большинстве случаев свидетельствует о правильности развития отношений в приемной семье.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |