Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)




Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Лежащее в основе гиперопеки стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко - страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.

Другой распространенный мотив гиперопеки - существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.

Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.

Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.

Еще одна причина гиперопеки - инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.

Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила - все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.

Взрослые всегда спешат: маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И, не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: «Дай я сама сделаю, как следует». Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка «не слушается» его, он пытается завести ключом машинку, но ключ «не хочет» поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.

В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: «Сделаешь сам, когда вырастешь». А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.

Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков.[75]

Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.

Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте. Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.

Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.[75]

Глава 4

Выводы и рекомендации для начинающих приемных родителей.

Приходя в приемную семью, ребенок часто бывает раним, не уверен в себе, не чувствует себя защищенным. Поведение ребенка, испытавшего насилие со стороны взрослых и отвержение общества, несет трудный характер и может быть холодным, агрессивным. Для того чтобы построить теплые отношения с ребенком, недостаточно одного желания любить и заботится о нем. Приемный родитель должен быть готов справиться с трудностями поведения ребенка, владеть методами воспитания, благодаря которым у ребенка появится чувство защищенности и уверенности.

К числу ведущих факторов неэффективности функционирования приемных семей как раз относится психологическая и эмоциональная неготовность приемных родителей к выполнению своих функций, незнание ими специфики развития и особенностей адаптации детей, воспитывающихся в неблагоприятных условиях, сложность протекания процесса адаптации детей к новым социальным условиям.

Адаптация в новой семье требует времени. Процесс адаптации –«вживание» ребенка в семье во многом зависит и от личности родителей, от общей семейной обстановки, а также от самого приемного ребенка - прежде всего от его возраста, характера и наличия негативного опыта. Основополагающим фактором эффективности функционирования приемной семьи и адаптации приемного ребенка к новым условиям является мотивация замещающих родителей для принятия ребенка-сироты в семью.

Таким образом, от того, какая мотивация движет приемными родителями, зависит успешность или не успешность будущей приемной семьи.Таким образом, на основе мотивов, которые носят негативный характер, хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких. Приемный ребенок не должен являться средством достижения каких-либо родительских целей. Приемная семья станет успешной, если мотивация носит искренний, конструктивный характер.

Иначе говоря, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи будет в случае, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни.

Родителям важно создать благоприятную семейную обстановку, чтобы ребенок мог себя почувствовать полноправным членом своей новой семьи.

Процесс адаптации ребенка-сироты в приемной семье подразделяется на стадии. В первую стадию «медовый месяц» закладывается основа будущих взаимоотношений между ребенком и приемными родителями.

Вторая стадия адаптации - «вживание». Все новое уже не новое и тут ребенок пробует вести себя как прежде, но присматриваясь к реакции окружающих. Что нравится в его поведении, а что нет. Здесь может возникнуть несовместимость характеров и привычек приемных родителей и ребенка. Это сложный период и приемные родители должны быть к нему готовы, набраться терпения, найти нужный стиль общения, иметь знания об особенностях возраста ребенка.

Многие родители в этот период делают большую ошибку, рассматривая процесс воспитания как исправление врожденных недостатков, сравнивая ребенка со сверстниками, хотят подчинить ребенка себе, своей власти. Может возникнуть разница во взглядах на воспитание между супругами. Происходит исчезновение радости общения, естественности отношений. На этой стадии адаптации ребенок становится требовательным и капризным, может проявить агрессию, возвращаются старые вредные привычки.

Третья стадия адаптации - «равновесие». Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи, без напряжения вспоминает о прежней жизни, становится более независимым и самостоятельным, взгляд приобретает выразительность. Ребенок прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции.

Если же у приемного ребенка проявляется агрессивность, замкнутость, расторможенность, возобновляются прежние негативные привычки такие как воровство, курение и т.п. - это, к большому сожалению, является результатом не успешности адаптации. Приемным родителям не удалось установить доверительные отношения с ребенком.

Также источником трудностей может послужить не только выше перечисленные факторы, но и поведение уже имеющихся детей в семье, а также реакции других людей – родственников, соседей, учителей, воспитателей и т. п.

Приемные родители должны быть готовы, что и социальное окружение может повлиять на успешность адаптации приемного ребенка в новой семье. Так, близкие родственники, знакомые, соседи, педагоги, медицинские работники могут негативно относиться к приемному ребенку, выступая категорически против приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, мотивируя это, что все эти дети с плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу своих родителей.

Соседи по даче или по квартире могут усугубить то непростое положение, в котором находится приемная семья, задавая бестактные вопросы или делая какие-либо неуместные замечания в адрес приемного ребенка.

Бывают случаи, что родственники самих приемных родителей не всегда понимают и одобряют их в выборе ребенка. Пытаются найти какие-либо негативные стороны, не удовлетворены поведением, внешностью или национальностью приемного ребенка. Говорят об этом громко, оставляя неприятный осадок в душе как и у ребенка, так и у приемных родителей.

Воспитатели детских садов и учителя школ, не всегда доброжелательно относятся к приемным семьям, так как приемные дети не просты в обучении, воспитании и существенно отличаются от своих домашних сверстников.

Конечно, такая «поддержка» социального окружения приемной семьи сказывается на детях и они начинают показывать себя не с лучшей стороны: не хотят учиться, грубят, дерутся, не слушают взрослых, со своими сверстниками не находят понимания. В такой ситуации трудно и детям, и семьям, и окружающим.

Приемным родителям следует помнить о стрессовом состоянии ребенка. Здесь важно успокоить ребенка приветливым и ласковым подходом.

Если у ребенка уже имеется негативный опыт проживания в кровной семье, то он может ожидать жесткого отношения или равнодушия со стороны своих новых родителей. В такой ситуации ребенок начинает скрывать свои чувства, замыкаться, выражать свое недоверие.

Приемным родителям необходимо учитывать всю информацию об особенностях ребенка для выбора тактики воспитания. Наличие каких-либо отклонений у ребенка требует специальных знаний и умений.

Нельзя настаивать на своих требованиях, превышающих возможности ребенка. Упрекать его в том, что он ведет себя не так, как принято в новой семье. Родителям необходимо проявлять спокойствие и благоразумие, обдумывать высказываемые претензии и оказывать помощь ребенку в исправлении его ошибок.

Успешность адаптации во многом зависит и от выбранного родителями стиля воспитания. Например, при использовании приемными родителями авторитарного стиля воспитания ребенок надолго застревает на второй кризисной стадии адаптации, которая характеризуется регрессом в поведении (капризность, неумение устанавливать контакты с ровесниками), необоснованными страхами, возникновением психологических барьеров между родителями и детьми.

Приемный ребенок, адаптируясь в семье, где родители используют либеральный стиль воспитания, будет стараться всячески привлечь к себе внимание родителей плохим поведением, возвратом вредных привычек, мнимыми болезнями и жалобами. Будет чувствовать себя брошенным, никому не нужным. В итоге ребенок все же адаптируется к таким условиям, научится решать все свои проблемы самостоятельно, но он вырастет эмоционально холодным по отношению, не только к приемным родителям и другим близким, но и к людям вообще.

При авторитетном стиле воспитания преодолеваются эгоизм и иждивенчество ребенка-сироты, формируется установка на сотрудничество с членами новой семьи. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив. Ребенок в такой семье быстро усваивает нормы и правила поведения, у него формируется четкое представление о семейной иерархии, семейных ценностях и традициях. Как правило, в таких семьях превалируют теплые детско-родительские отношения. Замещающие родители являются примером и авторитетом для ребенка. Постепенно формируется взаимная привязанность. Это самый оптимальный стиль отношений между родителями и детьми. При такой ситуации адаптация и для приемного ребенка и для приемных родителей пройдет равномерно и безболезненно.

В приемных семьях в условиях адаптации, при использовании родителями хаотического стиля воспитания, отношения с приемным ребенком могут либо не складываться вообще, либо один из членов семьи может попытаться перевести ребенка на свою сторону. В этой ситуации речь об адаптации ребенка в замещающей семье вообще может и не идти. Все зависит от глубины внутрисемейного конфликта. В таких условиях, ребенок дезориентирован, сбит с толку, перед ним нет четкого представления о семейных ценностях, правилах поведения. Постепенно у ребенка нарастает тревога, переходящая в неврозы и психосоматические заболевания.

У детей-сирот, воспитывающихся в приемной семье, где родители используют опекающий стиль воспитания, усугубляются присущие им инфантилизм, иждивенчество, что и без того затрудняет процесс их адаптации в семье и социализацию в обществе.

При воспитании приемных детей для родителей очень важны такие качества как терпение, доброта, любовь, общительность, педагогическая направленность. Следует разговаривать с ребенком спокойно, с нежными интонациями; смотреть ребенку в глаза; всегда подходить к ребенку, когда он плачет и выяснять причину.

Для доверительных отношений важную роль играет тактильный контакт. Многие дети, придя в семью, сами стремятся к интенсивному телесному контакту с родителями: любят посидеть на коленях, просят чтобы их поносили на ручках и укачивали. Постепенно интенсивность таких контактов снизится, ребенок, таким образом, восполняет то, что недополучил в государственном учреждении. Но есть дети, которые не стремятся к таким контактам, а даже наоборот, боятся их и отстраняются от прикосновений. Как правило, такие дети пережили негативный опыт общения со взрослыми.

Родителям нельзя навязывать телесный контакт ребенку, для этого можно использовать любые виды деятельности - такие как расчесывание волос, во время кормления из бутылочки или чашки-непроливайки посмотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним, кормить друг друга, в свободные минуты сесть или лечь в обнимку, читая сказки или смотря мультфильмы.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство принадлежности к семье можно играть в различные совместные игры – например: пробежки, когда ребенок бегает от одного родителя к другому, и каждый родитель будет его встречать или прятки, в которых один из родителей прячется вместе с ребенком. Нужно постоянно давать ребенку понять, что он - часть семьи. Чаще употреблять такие слова, как «наш сын» или «наша дочка», «ты смеешься так же, как и папа», «наша семья», «мы - твои родители».

Когда ребенок отвечает улыбкой на улыбку, не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом, стремится быть ближе к взрослому, принимает утешения, испытывает тревогу при расставании с родителями; соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей, принимает советы и указания родителей – в этом случае можно говорить о сформированности привязанности и успешности адаптации в новой семье.

 

Рекомендуемая литература

1. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / под ред. Г. В. Дыльнова – Саратов: Научная книга, 2008.

2. Бессчетнова О.В., Юмашева Т.А. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография – Саратов: Изд.центр «Наука», 2007.

3. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореферат дис. … канд. психол. наук – Ярославль, 2004.

4. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: диссертация. … канд. психол. наук – Ярославль, 2004.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебник, изд-во Академия, 2008.

6. Вознюк Н.П.Системный подход к созданию приемной семьи: (из опыта семейного устройства детей-сирот в Самарской области) Журнал ДЕТСКИЙ ДОМ. – М.: Педагогика-Пресс, 2005. - №2(15).

7. Воспитание детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, решения: материалы Всерос.науч-практ.конф. с междунар. участием, 14-15 апр. 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации, Самар.фил. НОУ ВПО «С.-петерб. Гуманитар. ун-т профсоюзов», М-во образования и науки Самар.обл., М-во здравоохранения и соц.развития Самар.обл., Центр деловых коммуникаций «F 1». –Самара: Инсома-Пресс, 2011.

8. Гобова Е.С. Повышение компетентности приемных родителей в воспитании детей в замещающих семьях. – М.: Современное образование, 2012.

9. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореферат дис. … канд. психол. наук – М., 2009.

10. Департамент Смоленской области по образованию и науке СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи/ Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения//Смоленск, 2010.

11. Департамент Смоленской области по образованию и науке СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи/ «Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»): методический сборник// Смоленск, 2008.

12.Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот/ Социальная педагогика - М.: НИИ школьных технологий, 2002 – 2003г.- №2

13. Ерохина А.Д. Социальное сиротство: проблема государства и общества: сборник научных статей/ С.В.Коваленко – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010.

14. Журавлев А.Л. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: (сборник)/ Российская академия наук, Ин-т психологии – Москва: Ин-т психологии РАН, 2012.

15. Захарова Ж.А., Чугунова Э.И. Первичная диагностика претендентов на роль замещающего родителя: метод.пособие/; Гос.образоват.учреждение высш.проф.образования «Костром гос.ун-т им. Некрасова, Ин-т педагогики и психологии, Гос.образоват.учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ченцовский детский дом». –Кострома: Авантитул, 2007.

16. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в замещающей семье/ Семья в России. – М., 2004.-№2

17. Иванова Н.П. Замещающая семья: задачи для специалистов/Н.П.Иванова/Детский дом. – М.: Дет. Дом, 2008. - №1 (26).

18. Иванова Н.П. Развитие замещающей семьи в России. Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004. – Т.2.

19. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: автореферат дис. … канд. психол. наук. – М., 1997.

20. Ковалев В.В. Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности – Санкт-Петербург, 2004.

21. Коляева М. В., Бизакова Ф. А., Канищева Г. Н., Куликова Л. Г./Методическое пособие «Программа укрепления семьи» Астана, 2007.

22. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2011.

23. Клюева Н.В., Козлов В.В. Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов г.Ярославля/Друзья рус.сирот. –Ярославль, 2004.

24. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

25. Краснова В.Г. Гармонизация детско-родительских отношений в замещающей семье. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос.ун-та, 2012.

26. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

27. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2001.

28. Лесина Е.А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи/ Социальная педагогика. – М.: НИИ школьных технологий, 2002 – 2012г.-№3

29. Литвак Р.А. Особый ребенок: проблемы социализации и адаптации/Челяб.гос.пед.ун-т. Каф.соц.педагогики и психологии, ГУП санаторий «Еловое» – Челябинск: Челяб.дом печати, 2002.

30. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье: автореферат дис. … канд. психол. наук – М., 2006.

31. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье: диссертация. … канд. психол. наук – М., 2006.

32. Миневич О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореферат дис. … канд. психол. наук– Тамбов, 2009.

33. Миневич О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: диссертация. … канд. психол. наук – Тамбов, 2009.

34. Мухатаева Ж.А.Психолого-педагогические основы семейного воспитания / Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182.

35. Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: практическое руководство для родителей и педагогов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.

36. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

37. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Проблемы сиротства в России: социально-исторические и психологические аспекты/ Семейная психология и семейная терапия 2001.-№1

38. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи/ Вопр. Психологии. -2001.-№4

39. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью - текст научной статьи по специальности «Психология». /Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) 2011. - №1

40. Палиева Н.А. Семейная забота замещающей семьи как форма социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Вестник Университета Российской академии образования. – М.:УРАО, 2008. - №2.

41. Парохин, В. Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды: дис. канд. психол. наук - Л., 1973.

42. Позднякова Ю.В. Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей средствами социально-культурной деятельности: автореферат дис. … канд. психол. наук – М., 2012.

43. Постановление Правительства РФ «О приемной семье» от 17.07.1996г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.10.2012г.

44. Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) — М.: Педагогика, 1990.

45. Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей междунар. науч. конф., Москва, 16-18 окт. 2007г/ Государственный НИИ семьи и воспитания РАО (Москва), Моск. отд-ние Рос. о-ва психологов, Фак. психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Ин-т психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, Белорус.гос.пед.ун-т им. М.Танка, Каф. психологии развития МПГУ. –М.:2007. –В надзаг.: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО (Москва), Моск. отд-ние Рос. о-ва психологов, Фак. психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Ин-т психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, Белорус.гос.пед.ун-т им. М.Танка, Каф. психологии развития МПГУ Ч.1(2)-2007.

46. Роль семьи в социализации личности: материалы регион.науч.конф., 29-30 мая 2008года. –Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009.

47. Саралиева З.Х. Современное состояние и тенденции развития / Н. Новгород, 2008. С. 505—509.

48. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи: (дальневосточная ситуация)./Социологические исследования.-2002.-N1.-С.90-95.

49. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.10.2012г. – М.: Проспект, КноРус, 2012.

50. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации замещающей семьи/Психологическая наука и образование. – М., 2009. -№3

51. Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Новосибирск, 13-14 мая 2009г.)/Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский гос.пед.ун-т»; (редкол.: Э.Д.Петрова и др.).-Новосибирск: Новосибирский гос.пед.ун-т, 2010.

52. Соломатина Г. Н. Психологические барьеры взаимодействия, возникающие в патронатной семье в период адаптации / Вопр. психол. 2008. № 3. С. 155—160.

53. Соломатина Г. Н. «Детский дом». Воспитание позитивных форм поведения у приемных детей г.Ставрополь 2012 -№43.-С30.

54. Соломатина Г.Н. Приемные дети: как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. - Москва: ВЛАДОС, 2013.

55. Соломатина Г. Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи /Вопросы психологии. – М., 2008г.- №6

56. Стратегии семейного воспитания. Журнал «Школьный психолог» - 2000. -№8.-С.21-22.

57. ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. № 48-ФЗ. – М.: ООО «Рид Групп», 2011.

58. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

59. Фетисова О.В. Приемная семья в Российской Федерации: монография. –М.: Academia: АПК и ППРО, 2011.

60. Холмогорова А.Б, Ослон В.Н., Замещающая профессиональная семья как система: (Психол.аспект)/ Семейная психология и семейная терапия 2001.-№2

61. Хрусталькова Н.А. Как стать педагогически компетентным замещающим родителем?: учеб.пособие/ Федер. агентство по образованию (Рособразование), Пенз.гос.технолог.акад.-Пенза: Изд-во ПГТА, 2008.

62. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: учеб.пособие/ Федер. агентство по образованию (Рособразование), Пенз.гос.технолог.акад.-Пенза: Изд-во ПГТА, 2008.

63. Чернышова Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: автореферат дис. … канд. психол. наук. -Самара, 2004.

64. Чичканова Т.А. Воспитание детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. – Самара: Изд-во Ас Гард, 2012.

65. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина, М.Н. Скаткина, В. Н. Шацкой - М.: Педагогика, 1980.

66. Шпакова В.В. Сопровождение семейного жизнеустройства детей-сирот – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2010.

67. Шумейко Е.П.Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей: автореферат дис. … канд. психол. наук – Саратов, 2010.

68. Эффективность развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы. Пути решения: материалы межрегион.конф., 26-29 нояб. 2020г. – М.: Изд-во РГСУ, 2010.

69. http://ru.wikipedia.org – Википе́дия - свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.

 

 

Приложение

Уважаемые приемные родители!

В заключение своей работы хочу предложить вашему вниманию фотографии из семейного альбома, на которых можно проследить все стадии адаптации детей в нашей семье. По этапам адаптации на фотографиях можно увидеть, как взгляд ребенка приобретает выразительность, пропадает испуг и тревожность, пропадает страх к воде, улыбка становится естественной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.