КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика обиходно-бытового стиля
Выразительные возможности морфологии и словообразования. Источником номинации является и словообразование. В разговорной речи большая свобода для построения новых слов. Функция словообразования в разговорной речи номинативная, экспрессивная. Суффиксы и приставки не новые, а все те же, которые работают в других сферах, но они сочетаются с непривычными производящими основами. Ник, чик, щик, ер – обозначают лицо. В разговорной речи – по роду занятий, месту работы, увлечениям: лошадник, кошатник, глишник, турбарник. Наименования предметов: мазилка, цедилка, крепилка. С помощью новых образов могут быть переданы разговорные типы оценок: положительные и отрицательные. Штормяга, чепухенция, ветрюга, бумаженция, здоровяга, вреднуля, котяра. Скулеж, оживляж, дереж, принудиловка. Много усечений: комп, зам, фак, маг, шиза. Образуется много лексико-семантических групп. Применять косметические средства – пудриться, душиться, подкосметилась, подмазаться, перерыжилась. Группа глаголов со значением «ругать» - разгромить, раздолбать, распечь. Выразительные возможности морфологии и словообразования. Существительное. Имена собственные и нарицательные. Использование имен собственных АО множественном числе меняет их смысл. Они становятся нарицательными. Чичиковы, Молчалины. Иногда строятся паронамазии - созву4чие неродственных слов (нарты – нары; Фоменко танцует фламенко). Иногда слово употребляется во множественном числе, хотя у него его быть не может или наоборот употребление в единственном числе. (Апплодистмент) Варианты падежных окончаний. В отпуске нейтральное В отпуску разговорное Категория рода. Отличаются стилистической окраской (рельса-рельс)
Жираф-жирафа. Русское словообразование отличается стилистической гибкостью. Слова с разными аффиксами имеют разную стилистическую окраску. Книжный характер имеют суффиксы Ани, ени. В зависимости от контекста может меняться окраска словообразования. Иноязычные приставки имеют книжный характер гипер, супер. Ономосеологический аспект (выбор обозначений говорящим): 1. Заимствование из других сфер литературного языка. 2. Деривация (словообразование на базе каких-то производных основ новых слов). 3. Семантическое наименование (сдвиги в семантике, уже известное слово). Заимствование может быть ситуативно обусловлено (протекает в определенных условиях, зависимость от состава участников коммуникации – использование нехарактерных для разговорной речи средств). Пример: - Щипчики для орехов есть? – Ореходавы не поступали. Стремление к синкретизму, семантическим стяжениям. На базе словосочетания образуется слово. Может быть с помощью суффиксального словообразования. Пример с помощью суффикса: попутная машина – попутка, сгущенное молоко – сгущенка. Иногда возникают омонимы. Пример: комсомолка. Некоторые семантические микрополя заполнены такими словообразованиями. Семантическое поле – группа видовых понятий, которая объединяется общим родовым понятием. Пример: дерево – родовое понятие, береза – видовое. В разговорной речи: сталинка, зачетка, Третьяковка. Случайные слова с установкой на шутливость. Субстантивация – прилагательные, входящие в словосочетания, употребляемые в роли существительных. Среди субстантивов продуктивны в разговорной речи. Пример: наименование людей по месту жительству, учебы. Пример: университетские выиграли Олимпиаду. Виды кушаний: мясное, горячее. Отпуск: академический, очередной. Имя автора – заменитель творчества. Любить Пушкина – значит, любит его творчество. Зелененький Есенин (по цвету обложки книги).
Название лица по действию: - Молоко придёт? – Сейчас в отпуске. – Поставь из чего пить. Часто в качестве наименования выступают слова-дублеты. Могут возникать метафоры, метонимии. Суповая ложка – половник, поварешка, черпак. Часто в качестве наименования в ситуации коммуникации выступают в качестве номинации указательные слова. Пример: Вот в тех пойду! (ботинки) Если фразу вырвать из ситуации, то она непонятна. Источником номинации является и словообразование. В разговорной речи большая свобода для построения новых слов. Функция словообразования в разговорной речи номинативная, экспрессивная. Суффиксы и приставки не новые, а все те же, которые работают в других сферах, но они сочетаются с непривычными производящими основами. Ник, чик, щик, ер – обозначают лицо. В разговорной речи – по роду занятий, месту работы, увлечениям: лошадник, кошатник, глишник, турбарник. Наименования предметов: мазилка, цедилка, крепилка. С помощью новых образов могут быть переданы разговорные типы оценок: положительные и отрицательные. Штормяга, чепухенция, ветрюга, бумаженция, здоровяга, вреднуля, котяра. Скулеж, оживляж, дереж, принудиловка. Много усечений: комп, зам, фак, маг, шиза. Образуется много лексико-семантических групп. Применять косметические средства – пудриться, душиться, подкосметилась, подмазаться, перерыжилась. Группа глаголов со значением «ругать» - разгромить, раздолбать, распечь. В разговорной речи не вся информация заключена в словах. Она восстанавливается из ситуации, из предшествующего опыта знаний. Незамещенные конструкции: каждое существительное может управлять падежом и требовать при себе какое-то обстоятельство. Но они словесно не выражены. Типы незамещенных конструкций. 1 тип – восстанавливается не только невербальное содержание, но и конструкция. - Он уже сдал все экзамены? – А она? 2 тип – сигнализирует только о смысле, но не о форме. - Позвони Пете, в лес (мама предлагает сыну позвонить другу и предложить поехать с ними в лес). В синтаксисе разговорной речи есть конструкции общелитературного синтаксиса. Конструкции: 1. Вопросная, когда вопросительные слова располагаются не в начале, а в середине. Пример: Сколько туда ехать, минут десять, да? У вас тесьма есть, желтая?
2. Конструкция добавления. Сначала местоимение, а потом уточняется его лексическое наполнение. 3. Экспансия именительного падежа. Именительный падеж представления говорит об ослаблении морфологических связей. Маша и я: мы с ней ели рыбу. Обозначение темы высказывания. Слово либо в начале высказывания, либо за той частью фразы, где стоит побудительный глагол. Не скажете, Пассаж: как к нему пройти? 4. Тип бессоюзного подчинения. Союзной связи нет, по смыслу – подчинительная. Куда девалась кафедра: тут стояла. 5. А Ярославские у вас есть краски? Более важное по смыслу прилагательное выносится вперед. 6. Обращение на грани с условным предложением. Часто в транспорте: - У кого есть рубль? – Кому Московский вокзал? Проходите вперед. Бессоюзная связь. Список этих конструкций пополняется, они составляют специфику непринужденной разговорной речи. Непринужденная речь носителей литературного языка в неофициальной обстановке. Разговорная речь отличается автоматизмом: конструкций, типов вопросов, типичные ситуации создают почву для шаблонов. Специфика функционального стиля определяется: в любом коммуникативном акте есть говорящий и слушающий (первое и второе лицо). Они оба конкретные живые люди, физические лица. В деловом стиле лица юридические. Особенности разговорной речи неплохо отображает реалистическая литература. Не всегда особенности живой разговорной речи были показаны на страницах литературных произведений. Пример – у Карамзина, А. Чехов очень тонко определял разные ситуативные словечки. Пример: Вы, вижу, молодой человек, удивляетесь моему поведению. Натри мне Спинозу.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |