КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Накопленное тепло Л, г
Эффективность зарядки = [ Подведенное тепло)вРем, (51> Зарядки Этот коэффициент приобретает различную степень важности в зависимости от применения. В соответствии с приведенными требованиями рассмотрены различные смеси, и в результате установлено, что наилучшими аккумулирующими материалами являются соединения лития [4—6]. Из многих его соединений лучшие показатели оказались у фторида лития LiF и у смеси солей фторидов лития и магния LiF—MgF2. Рассмотрение возможных материалов для термоаккумулирующих установок, а таюке их достоинств и недостатков выходит за рамки данной книги. Соответствующие данные можно найти в литературе, например в уже упомянутой работе [7]. Нас же более интересует сама система аккумулятор тепловой энергии — двигатель Стирлинга. Приведенная на рис. 5.1 система является реальной системой, за исключением лишь того, что в ней еще должен циркулировать жидкий металл, являющийся теплоносителем. Как показано на рис. 5.1, аккумулирующая установка может заряжаться от многих тепловых источников. В некоторых случаях удобно включать в состав системы зарядное устройство. В 60-е годы устройство для аккумулирования, основанное на теплосодержании, было установлено на разработанный фирмой «Дженерал моторе» автомобиль «Кальвер» [8]. В качестве тепло - поглощающего материала использовалась окись алюминия, а в качестве теплоносителя — азот. Аккумулирующая установка заряжалась от горелки на природном газе. Хотя эта установка в техническом смысле оказалась удачной, имела превосходные характеристики и диапазон электрической тяги машины, но она была слишком большой по массе и дорогой, а поэтому и неконкурентоспособной в «золотой век» дешевых ископаемых топлив. Машина «Кальвер» продемонстрировала работоспособность системы аккумулятор — двигатель Стирлинга, но выбор аккумулирующего материала, теплоносителя и зарядного устройства не соответствует достижениям современной технологии. Этот выбор был сделан в соответствии с состоянием технологии того времени. В последующих разработках фирмы «Дженерал моторе» городского автобуса предусматривалось использование более совершенного аккумулирующего материала LiF, а также многослойной вакуумной изоляции бака и электрической зарядки [9]. Последняя особенно актуальна сейчас, в век электричества. Проект автобуса начал разрабатываться в 70-х годах, и, следовательно, результаты несколько устарели. Тем не менее интересно сравнить систему аккумулятор — двигатель Стирлинга с эквивалентной системой с электрической батареей, поскольку обе системы за последнее десятилетие претерпели аналогичные технологические изменения. Такое сопоставление (табл. 5 .1
И 5.2) остается актуальным н в наши дни. В табл. 5.1 сравниваются системы с одинаковым сроком службы; в табл. 5.2 — с одинаковой массой. Особенно впечатляют данные для системы с двигателем Стирлинга. Такие установки могут быть общественным или личным транспортом, и их можно заряжать накануне вечером или в периоды бездействия днем. Тогда, если не все станции зарядки работают на жидком топливе, зависимость от этого топлива снижается. Нет оснований считать такой вид транспорта предназначенным для передвижения только в пределах города, так как новые аккумулирующие материалы позволяют увеличить длительность пробегов. Способность к аккумулированию электрической энергии весьма важна при подводных работах, например на подводных устройствах для разведки нефти, к которым в настоящее время энергия подводится от электрических батарей или от внешних источников питания по кабелям. Можно считать поэтому, что такие зарядные устройства уже существуют, поскольку из 47 океанских разведочных погружных устройств [10] 44 питаются от батарей. В таких устройствах можно применять двигатели Стирлинга как с термоаккумулированием, так и без него. Эти методы будут рассмотрены далее. Фирма «Дженерал моторе» [5] провела исследования по применению термоаккумулирования в подводных устройствах. Были использованы контейнеры с солью лития с погруженными в них трубами нагревателя, которые обеспечивали непосредственный обогрев за счет теплопроводности. Неизвестно, была ли сооружена и испытана система в целом, но термоаккумули - рующая установка была не только сооружена, но и испытана. Для определения характеристик всей системы были использованы данные о работе других двигателей Стирлинга этой фирмы. Имеются сообщения об испытаниях по определению скорости разрядки теплового аккумулятора при использовании различных теплоизолирующих материалов, но, к сожалению, не приведены данные о времени и эффективности зарядки. Исследуемые фирмой «Дженерал моторе» системы оцениваются как по массовым, так и по объемным характеристикам. Последнее особенно важно при наличии ограничений на объем, например при использовании в военных целях или в космосе. Результаты расчетов на ЭВМ характеристик системы двигатель Стирлинга— тепловой аккумулятор приведены на рис. 5.2, а экспериментальные данные по термоаккумулированию для такой системы— на рис. 5.3. Из последнего графика следует, что при соответствующей теплоизоляции тепловая энергия может сохраняться в течение продолжительного времени на соответствующем температурном уровне. В рассмотренном случае даже спустя 6 сут после зарядки аккумулятор сохранял 78 % перво- 25 Зак. 839
Совершенно очевидны преимущества системы с двигателем Стирлинга. Еще одним требующим внимания фактором является создание системы жизнеобеспечения на борту таких океаногра
Врсмя работы, ч Рис. 5 4 Сравнение различных подводных энергетических установок мощностью 50 кВт [5]. Гателем Стирлинга можно использовать тепло охладителя. Фирмы «Юнайтед Стирлинг» и «Комекс», скорее всего, применяют аналогичную систему жизнеобеспечения водолазов. В последнее время рассматриваются новые типы тепловых и электрических батарей и проводятся их испытания. Заинтересованные читатели могут найти информацию по этим вопросам в «Трудах конференции международного общества по преобразованию энергии в технике» за 1977—1981 гг. Имеющиеся вторичные источники энергии сравниваются в табл. 5.3 [11]. В одном из последних исследований автомобильной системы с двигателем Стирлинга и тепловым аккумулированием [7], имеющей дальность пробега 160 км при скорости 68 км/ч, сделаны выводы о том, что такая система сопоставима по стоимости с лучшей системой с электрическими батареями и электроприводом и что она будет конкурентоспособна с двигателем Таблица 5.3. Вторичные источники тепловой энергии (1 кВт-ч)
Объем по Объем, л отношению к LiF
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |