Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и результаты исследования




 

Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.

Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4,5.

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. (Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще.

Так, отвечая на вопросы диагностики, Марина Б. без особого труда распределила представителей животного мира по видам; аргументировала свой выбор. Соня О. самостоятельно называла разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Ильдар Ф. уверенно отвечал на поставленные вопросы.

Саша М. правильно называл времена года, но иногда затруднялся назвать их в нужной последовательности, в рисунках отражал существенные признаки того или иного времени года.

В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4 человека, стало 3).

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, при том, что было - 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще - 0%.

В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение трудиться в природе;

- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Таким образом, мы заметили, что дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа была ориентирована на воспитание бережного и заботливого отношения к природе детей.

В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-практической работы по воспитанию бережного и заботливого отношения к природе через формирование экологической культуры. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию бережного и заботливого отношения к природе детей через формирование экологической культуры переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.

Исходя из анализа опытно-практической работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие под ред. Л.Н. Волошиной; рец.: Л.В. Трубайчук, С.А. Хаустова – Белгород. – 2011. – 172 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер. 2014. – 464 с.

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. [Текст] – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия: интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: учебно-методическое пособие - М.: Карапуз: Сфера. – 2009. - 140 с.

5. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических вузов М. Академия – 2010. - 208 с.

6. Мы растем! Ознакомление с окружающим детей от 2.5 до 3.5 лет // Мамаи малыш-2006- № 12- 25-30с.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001- 263с.

8. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.

9. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование - 2004-№ 11-4-14с.

10. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения / Ф.А. Сайфуллин - Уфа: РИЦ БашГу. Ч.2.- 2010.- 205с.

11. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. – СПб., ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010. – 272 с.

 

12. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 192 с.

13. Мешалкина Л.Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника // Педагог. 2011. №2. С. 9 - 10.

14. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Владос, 2007. 348 с.


Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен года Отнош. к миру природы Спец. ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний
1. Алена А.             С
2. Наиль Г.             С
3. Юра Д.             Н
4. Арсений К.             С
5. Настя Р.             В
6. Ильдар Ф.             Н
7. Саша М.             С
8. Данил С.             Н
9. Дана С.             Н
  Настя К.             С

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 4 человека.

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен Отнош. к миру природы Спец. ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний
1. Марина Б.             С
2. Игорь Б.             Н
3. Наиля Г.             Н
4. Саша М.             Н
5. Егор М.             Н
6. Соня О.             С
7. Дима К. .3           В
8. Ваня И.             С
9. Настя Н.             Н
  Катя Т.             С

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень- 5 человек.

Уровни сформированноcти экологических знаний

Таблица 3. Констатирующий срез.

Уровень Группа
контрольная экспериментальная
Высокий 10% 10%
Средний 50% 40%
Низкий 40 % 50%

 

 

Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен года Отнош. к миру природы Спец. ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний
1. Алена А.             С
2. Наиль Г.             С
3. Юра Д.             С
4. Арсений К.             С
5. Настя Р.             В
6. Ильдар Ф.             Н
7. Саша М.             С
8. Данил С.             Н
9. Дана С.             Н
  Настя К.             С

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень -3 человека

 

Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И. Знания О животных, птицах Знания о растительном мире Знания о ха- рактерных признаках времен года Отнош. к миру природы Спец. ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний
1. Марина Б.             В
2. Игорь Б.             С
3. Наиля Г.             С
4. Саша М.             С
5. Егор М.             С
6. Соня О.             С
7. Дима К.             В
8. Ваня И.             В
9. Настя Н.             В
  Катя К.             В

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.

Высокий уровень - 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0

Уровни сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента.

Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента

Уровень Группа
контрольная экспериментальная
Высокий 10% 40%
Средний 60% 60%
Низкий 30% -

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.