КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика развития лагерной смены
Смена - это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагери. Но сколько всякого происходит в этот промежуток! Часто ребенок просто не может вспомнить, о каких-то деталях и событиях. И это вовсе не оттого, что «ничего не было». Было. И очень много было разных приключений, путешествий и, конечно же, эмоций. Уложив их в строгом порядке, систематизировав все виды деятельности, определив темп развития, мы можем говорить о логике лагерной смены. Какова логика смены в детском лагере? В её основе - благополучие и комфорт каждого мальчика и девочки, приехавших отдыхать в лагерь. Её критерий - физическое состояние и эмоциональное настроение. Её показатель - улыбка. Именно улыбка позволяет оценить успешность каждого ребенка в лагере. Как создать комфорт в жизни каждого ребенка? Мы исходим из того, что летняя жизнь ребенка кардинально противоположна школьной жизни и всему тому, что связано с ней. Мы не забывали о том, что новый день неизменно несет новые радости и огорчения. Мы помнили о том, что рядом с ребенком в лагере нет мамы и папы, которые всегда готовы прийти на помощь. Итак, как построить смену, как увидеть каждого в большой группе, как распознать интересы и желания, как предупредить плохое настроение и конфликты? Мы решили, что будем делать очень многое для этого: много играть, петь, танцевать, много рисовать, соревноваться, читать и обсуждать… В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решить которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды
Динамика развития смены. 1. На 6 день взгляд на вожатого как на обычного человека. 2. На 8-9 день появляется любовь к лагерю. 3. На 13 день конфликты в отряде. Впервые 4-5 дней должны проводиться яркие эмоционально окрашенные дела. С 5-го по 10-ое проводятся душевные вещи. С 12-го по 18-ое проходят серьезные дела.
Организационный период Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: “организационный период” или “оргпериод”. По отношению к нему существует педагогическое поверье: “Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена”. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Основной целью оргпериода является адаптация ребенка к условиям и особенностям лагеря. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Оргпериод - это время привыкания детей к новой жизни. Оргпериод - это время первых открытий и огорчений. В организационный период смены происходит адаптация детей к жизни в лагере, закладываются основы временного детского коллектива, формируется актив внутреннего детского коллектива. Отрядный вожатый должен изучать своих воспитанников, организовывать творческие дела, думать над отрядным планом работы. И в то же время на нем обязанности организации быта: он знакомит детей с режимом дня, рассказывает о внутреннем распорядке жизни в лагере, показывает, как правильно заправить кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить обувь и т.д. Необходимо одновременно решать множество разнообразных задач, отвечать на самые непредвиденные вопросы. Для того чтобы не «утонуть» в мелочах, не упустить главного, важно точно представлять себе основные задачи первых лагерных дней. Задачи оргпериода: 1. Адаптация ребенка к новым условиям жизни: § создание комфортных условий для каждого ребёнка; § знакомство с условиями лагеря; § демонстрация принятых норм поведения и быта. 2. Раскрытие и развитие возможностей ребёнка: § определение интересов и способностей каждого ребёнка; § старт коллективного творчества. Структурное оформление отряда: § определение лица отряда; § выявление лидеров; § создание условий для развития самоуправления. Планирование смены: § планирование собственной деятельности ребёнка; § планирование деятельности отряда. Структурное оформление лагеря: § знакомство отрядов между собой; § выбор органов самоуправления. Критерии успешности оргпериода: § Ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым. § Заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря. § Принятие норм лагеря. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период - целенаправленное, заранее продуманное изучение воспитанников, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, умений и навыков. С первого дня важной задачей вожатого становится создание в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других. В этот период необходимо создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту тему без внимания. Организационный период - один из самых насыщенных в смене. Ни одна минута не должна быть свободной. Постарайтесь максимально занять детей разнообразной деятельностью. И ничего, если они жалуются на нехватку времени для личной жизни (если оно в данный период появится у них, то потом его не будет у вас из-за проблем с отрядом). 1 – й день он трудный самый. Как сделать день заезда не формальным, не заорганизованным? Бывает, что этот день портит настроение на всю смену. Да, самый длинный в смене и самый трудный день – день заезда ребят. Его тщательно готовят вожатые, его разрабатывают как военную операцию. День заезда – день старта смены. От него зависит весь дальнейший ритм жизни, его эмоциональная окраска. День заезда – это не только организационные формальности, это зарядка хорошим настроением будущих жителей летней республики. В день заезда волнуются все: дети, родители, вожатые. Приехали дети и подростки в лагерь всего на одну смену, и надо с первой же минуты поставить их в такие условия жизни и деятельности, чтобы они, свято соблюдая сложившиеся в лагере за многие годы традиции, увозили с собой, в семьи и школьные коллективы, не только здоровье, красоту загара и отличное настроение, но и заряд оптимизма, доброты, мужества, общественной активности. Первые часы в лагере заполняются не очень интересными, но важными для жизни детей делами: распределение их по отрядам, расселение по палатам, уточняются списки детей, проводятся игры на знакомство. Дети знакомятся с законами и традициями лагеря, изучают режим дня. Регистрация. Это то место, где вы встретитесь со своим будущим отрядом. От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся и детям. Главное, что вам необходимо это профессиональное спокойствие и доброжелательная улыбка. На огромных плакатах написаны программа и порядок отъезда, адрес лагеря и маршрут к нему, обращение к воспитанникам, советы и просьбы родителям, шутливые пожелания. Отряд вожатых прибыл сюда ранним утром, еще до появления детей. Вожатые выглядят так, словно сошли с обложки журнала мод. Ребята подходят к столу регистрации. Двое ответственных (дежурных) вожатых регистрирую их в списках и распределяют в отряды в соответствии с требованиями лагеря. Следует помнить, что переход из отряда в отряд - процесс очень болезненный. Поэтому лучше всего заранее распределить детей по отрядам, учитывая интересы ребят. Отрядные вожатые «принимают» ребят своего отряда и далее помогают им сориентироваться. Дети оставляют вещи, отвечают на вопросы специальной анкеты. Затем направляются к врачам, которые быстро проверяют путевку и все справки.
§ Заготовленные бланки для регистрации (желательно на каждый отряд завести свой бланк, где фиксируется необходимая информация о ребенке (ф.и.о., дата рождения, домашний адрес, ф.и.о. родителей и т.д.) § Плотный конверт, чтобы складывать путевки и справки детей (а то и два конверта - для девочек и мальчиков). § Конверт для денег (часто родители доплачивают деньги за проезд, фотографии и т. д.). § Блокнот и авторучку для записей всякой информации. § Визитки с номером (наименованием) отряда. У каждого отряда они своего цвета. Эти визитки крепятся на одежде у каждого ребенка. § Анкету для родителей, которая обеспечивает сбор полезной информации. § Визитную карточку лагеря, где даны полное название лагеря, его адрес и месторасположение, транспорт, на котором можно доехать, фамилия, имя, отчество отрядного вожатого, старшего вожатого, врача, начальника лагеря. Такая карточка вручается родителям, чтобы не тратить время на лишние объяснения. Чтобы детям и взрослым было легче запомнить своего вожатого, необходимо иметь визитную карточку с именем и номером отряда. Когда закончится регистрация, вы сможете определить своих детей по визитным карточкам на их груди, которые вы заранее приготовили и раздали им на регистрации. После того как ребенок попал к вам в отряд, вы отвечаете за его жизнь и здоровье!!! Как только ребенка зарегистрировали ему необходимо показать его комнату. Вожатому желательно заранее подготовить схему размещения (количество комнат, сколько кроватей в каждой из них, где будут жить мальчики, где – девочки).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |