Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бібліяграфічнае інфармаванне карыстальнікаў дзіцячай і юнацкай літаратуры




Библиографическое информирование: систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом.

БИ – одно из основных направлений работы детских и юношеских библиотек.

Каждая государственная или муниципальная детская (юношеская) библиотека должна стать центром документации и БИ. Этому способствуют и интенсивно внедряемые в практику библиографической деятельности компьютеры, видеотехника, электронные журналы и т. д.

В детских и юношеских библиотеках БИ выступает, с одной стороны, как самостоятельное направление библиографической деятельности, а с другой – функционирует в тесной связи со справочно-библиографической работой, с руководством чтением детей и юношества.

Библиотеки, работающие с юными читателями, призваны целенаправленно, систематически и оперативно информировать их о детской и юношеской литературе, а руководителей чтения – о литературе для детского и юношеского чтения, а также о материалах по вопросам руководства их чтением.

Удовлетворяя информационно-библиографические потребности учащихся разных возрастных групп, библиотеки одновременно содействуют формированию у юных читателей навыков самостоятельной работы с библиографическими источниками, активизации их читательской деятельности и пробуждению общественной активизации.

В последние десятилетия в содержании БИ детских и юношеских библиотек произошли существенные качественные изменения, о чём свидетельствуют результаты психолого-педагогических, социологических исследований. БИ становится более систематическим и целенаправленным, а содержание информации всё активнее раскрывается перед юными читателями с позиций общечеловеческих, что в конечном итоге содействует гуманизации, демократизации общества. Проблемный подход к раскрытию содержания рекомендуемой литературы и библиографических источников является одним из важных условий библиографического информирования детей и юношества.

Задача библиотек – информирование как о художественной, так и о научно-познавательной литературе в целях расширения читательских интересов и углубления знаний. В зависимости от библиографических потребностей и запросов в одних случаях библиотека информирует только о новой литературе, в других – о лучшей литературе, имеющейся в фонде.

Когда речь идёт о БИ читателей детских и юношеских библиотек, то массовое информирование также носит дифференцированный характер, так как ориентировано на определённую группу потребителей: читателей – учащихся разных возрастов или руководителей детского и юношеского чтения. Массовое БИ в силу своей специфики не в состоянии учитывать конкретные информационно-библиографические потребности юных читателей, что возможно при групповом или индивидуальном информировании.

Содержание и объём БИ юных читателей и руководителей их чтения определяются типом библиотеки, задачами, характером её библиографической деятельности, запросами потребителей информации.

Массовое БИ юных читателей и руководителей их чтения. Назначение массового БИ – это «информирование широкого круга потребителей информации по социальным значимым темам».

К формам массового БИ относятся информационные бюллетени, списки литературы, выставки новых поступлений, выставки-просмотры, картотеки новинок литературы, библиографические обзоры, Дни информации и др. Всё это позволяет привлечь гораздо более широкий круг читателей. Так же как и формы группового и индивидуального БИ, они должны строиться с учётом возрастных особенностей читателей-детей, должны учитывать специфику работы с книгой среди детей и юношества в условиях семьи, школы, библиотеки. Одни формы работы, например информационные бюллетени и списки литературы, используются преимущественно библиотеками, являющимися методическими центрами (областными, краевыми, республиканскими детскими и юношескими библиотеками, центральными библиотеками ЦБС), другие, например выставки новых поступлений, библиографические обзоры и т. д., применяются всеми библиотеками.

Выбор той или иной формы может определяться также возрастными возможностями детей и юношества, их психолого-педагогическими особенностями, спецификой детской литературы. В работе с детьми и юношеством наиболее целесообразно использовать комплекс различных форм.

Спрос на информацию со стороны читателей детских и юношеских библиотек будет тем выше, чем в большей степени она будет обладать такими свойствами, как актуальность, оперативность, полнота, объективность, доступность (а для младших школьников – и наглядность).

Когда был освоен этап автоматизированных библиотечных систем и созданы локальные программно-технические комплексы, а на их основе электронные каталоги, базы данных, подключение к глобальной международной сети Интернет, ныне БИ вступает в новую фазу своего развития. Это позволяет в детских библиотеках создать повышенный информационный комфорт, предполагающий качественное улучшение обслуживания читателей.

Групповое и индивидуальное БИ юных читателей и руководителей их чтения. Групповое БИ – это «информирование групп потребителей информации, объединённых по признаку сходства информационных потребностей».

Групповым БИ могут быть охвачены основные категории руководителей чтения – родители, учителя, библиотечные работники – и юные читатели. Например, может быть выделена категория учителей начальных классов, учителей-предметников: историков, филологов и т. д. каждая детская и юношеская библиотека определяет основные категории потребителей информации, изучает их запросы и в соответствии с ними конкретизирует содержание информации, её периодичность и т. д.

Библиотеки широко используют при групповом БИ имеющиеся электронные каталоги, картотеки, базы данных, а также информационно-библиографические услуги Интернета.

Индивидуальное БИ это «информирование индивида в соответствии с его потребностями». Оно отличается большей оперативностью и гибкостью.

Детские и юношеские библиотеки в отдельных случаях прибегают к дифференцированному информированию в режиме избирательного распространения информации (система ИРИ). Им охвачены в основном специалисты в области литературы, руководители детского и юношеского чтения, нуждающиеся в оперативной избирательной информации, которая рассеяна по изданиям разных ведомств, коммерческих, частных издательств.

В настоящее время массовые библиотеки, в том числе детские и юношеские, призваны стать центрами информации, использующими для этой цели новейшие электронные технологии. В связи с этим повышаются требования и к библиотекарю (библиографу), который должен быть творческой личностью, способной осуществлять научные исследования в области библиографии литературы для детей и юношества, информатики, педагогики детского и юношеского чтения и т. д.

Методика БИ в условиях детских и юношеских библиотек приобретает всё более динамичный характер, всё активнее используется для этих целей электронная техника.

Совершенствование БИ – повседневная забота детских и юношеских библиотек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.