Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудитория публичной коммуникации




Аудитория публичной коммуникации имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой и характером самой публичной коммуникации. Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Это может быть студенческая лекция, собрание в трудовом коллективе, проповедь в церкви и т.д.

Статус публичности информации предполагает не только официальность обстановки общения, но и своевременное оповещение аудитории о времени и месте коммуникации, о теме сообщения и статусе выступающего. Кроме того, особенностью публичного общения является то, что слушатели (аудитория) должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в отличие от дистантного, осуществляемого через СМИ. В данном случае аудитория коммуникации – это специально организованная группа людей, ее параметры (численность, возраст, профессия, пол), как правило, должны быть заранее известны.

С другой стороны, слушатели, пришедшие на лекцию, встречу с коммуникантом должны быть заинтересованы в коммуникации (например, работники организации хотят услышать от руководителя, что их ждет в новых условиях, каковы перспективы деятельности организации). Для обеспечения публичного общения, независимо от той или иной формы публичной коммуникации требуется: минимальный объем общих (базовых) знаний коммуниканта и аудитории, владение общими вербальными и невербальными коммуникативными “единицами” (общий код, выражающийся, например, в языке общения).

Итак, для того, чтобы состоялось публичное общение необходимы, как минимум: общая мотивация, минимум общих знаний и владение общими вербальными и невербальными средствами коммуникации.

В рамках публичной коммуникации можно увидеть следующие преимущества устной формы контактного общения по сравнению с письменной, которые можно рассматривать и с точки зрения воздействия на аудиторию:

· использование различных каналов передачи сообщения (мимика, жесты, интонация, тембр голоса и т.д.);

· обеспечение непосредственной обратной связи с аудиторией, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапах планирования и контроля, но и в момент непосредственного произнесения речи;

· обладая определенными способностями, оратор может внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями.

Массовая коммуникация широко использует возможности и преимущества публичной коммуникации (публичный диалог, публичный полилог как разговор при слушателях) в многочисленных ток-шоу на телевидении. Как показывает опыт, включение форм публичной комуникаци в различные формы массовой делают последние более эффективными.

Стоит отметить, что в настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога. Это обусловлено ростом количества ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать людей (проведение предвыборных кампаний в условиях многопартийности, высокая конкуренция товаров и услуг привела к появлению устной рекламы). Кроме этого, в XX в. появились новые коммуникационные технологии и специалисты профессионалы, в деятельности которых формы публичной коммуникации играют значительную роль (PR-менеджеры, имиджмейкеры, спичрайтеры, спиндокторы, переговорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты)57.

Для публичной коммуникации актуальным фактором взаимодействия говорящего и аудитории является сформированность жанрового мышления, т.е. знание того, как говорят и ведут себя в той или иной социально значимой ситуации общения. Это существенно улучшает понимание речевого сообщения аудиторией.

Для человека, обладающего коммуникативной компетентностью, необходимо знание жанров публичного общения в разных сферах: учебной, научной, деловой и т.д. Так, в учебной сфере к жанрам публичного общения относятся: объяснение учителем материала на уроке, педагогический диалог учителя с учеником в ходе опроса, семинар, лекция, защита курсовой работы, диплома в вузе и т.д. Основная цель этих жанров – передача знаний и контроль за их усвоением.

Среди общих жанров публичного делового общения выделяют PR- жанры, служащие для создания позитивной известности организации: пресс-конференции, презентации. Они выполняют функции информирования и убеждения общественности о положительном имидже данной организации.В других сферах – общественно-политической, религиозной, научной и т.д. – используются свои жанры – митинг, демонстрация, религиозная проповедь, научный доклад, защита диссертации и т.п.

Публичное общение требует толерантного поведения по отношению к адресату (аудитории), поскольку призвано достигать согласия в группе людей (например, осуществления совместных действий в рамках деловой публичной коммуникации). В связи с этим значительное место в современной публичной коммуникации занимают жанры диалогической речи (в учебной деятельности – семинары, диалог с аудиторией на лекциях и т.п.).

Вместе с тем некоторые сферы деятельности, несмотря на общую тенденцию к диалогическим формам общения, характеризуются более активным использованием монологических (судебная речь, речь диктора телевидения, ведущего передачи и т.п.).

Так, в российской системе высшего профессионального образования центральным звеном обучения продолжает оставаться лекция. Лектор может и должен помочь слушателям понять свою лекцию, используя для этого специальные приемы привлечения внимания: элементы автокомментирования, обеспечивающие связанность устного текста и направляющие внимание слушателей; контактоустанавливающие элементы устной речи (этикетные формулы, апелляция к предварительным знаниям слушателей, прямые призывы к сомышлению, прямые вопросы к аудитории и т.д.). Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней аудитории. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого монологичного жанра публичной речи. Это относится к лекции в русской культуре. Другие культуры имеют свои особенности чтения лекций. Например, в финской культуре чтение лекции, впрочем как и доклада на конференции, предваряется раздачей достаточно полного конспекта лекции каждому слушающему.

Итак, рассмотрев особенности аудитории в массовой и публичной коммуникации можно сделать вывод, что аудитория как объект информационного воздействия делится на массовую и специализированную. Причем специализированной аудиторией можно назвать как аудиторию различных жанров публичной коммуникации, так и разновидности массовой аудитории СМК, выделенные по различным объективным и субъективным ее характеристикам (так называемые аудитории коммуникации).Исследование комплекса проблем аудитории как адресата информации непосредственно связано с понятием эффективности коммуникации, которое будет рассмотрено нами в следующей теме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.