Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф. Кафка. Проблемы вины и несвободы. Романы Кафки как модель мира. Социальные и философские интерпретации произведений Кафки




Творчество Ф. Кафки как одного из наиболее ярких представителей модернистского мироощущения в западноевропейской литературе. Личная судьба писателя и тема одиночества, затравленности человека жизнью в его творчестве.

Концепция памяти в повествовательной структуре романа М. Пруста «В поисках утраченного времени».

Все произведение в целом, проникнутое широкими познаниями Пруста в литературе, искусстве и музыке, становится попыткой воссоздать прошлое, воспроизвести другую эпоху с помощью сложного образного строя и передачи остро ощущаемых моментов мгновенной сенсорной памяти.Цикл романов Пруста, в число которых входят: "По направлению к Свану" (1913), "Под сенью девушек в цвету" (1918), "Германты" (1921), "Содом и Гоморра" (1921-22), "Пленница" (1923), "Исчезновение Альбертины" (тж. "Беглянка", 1925) и "Обретенное время" (1927). В основе этого грандиозного произведения лежит авторская концепция времени и памяти, сформировавшаяся под влиянием идей А. Бергсона. Она раскрывается через анализ жизни рассказчика Марселя (чей образ в значительной мере автобиографичен) и тех кругов общества, в которых автор вращался в юности. Члены семьи Германтов и их друзья как представители аристократии; Шарль Сван со товарищи как зажиточные буржуа; и, наконец, вульгарные, с точки зрения Германтов, нувориши Вердюрены и посещающие их салон художники и интеллектуалы как представители богемы - вот три общественные группы, фигурирующие в романах цикла. Помимо обстоятельных отчетов о бесконечных интригах, в которые вовлечены члены вышеназванных групп, в романах описаны взаимоотношения Марселя с его домочадцами и родственниками, история его любви к Альбертине Симоне и его любование недоступными мадам Германт и Жильбертой Сван, его пристрастия и вкусы в области живописи, музыки, литературы и театра. Романы изобилуют отступлениями интроспективного характера, когда герой разлагает на многочисленные составляющие свои мысли, эмоции, желания и воспоминания. В книгах цикла тж. дается весьма обстоятельное описание гомосексуальных отношений между героями как мужского, так и женского пола.

Главный мотив творчества Ф.Кафки - отчуждение человека, его одиночество - полностью раскрываются в его произведениях. В трех романах Кафки - "Америка", "Замок", "Процесс" - речь идет о все более тяжелых формах смертельного одиночества. Чем более одинок герой, тем тяжелее его судьба. Карл Россман - герой романа "Америка" - еще только затеривается в перепетиях судьбы; судьба героя "Замка" зашла в тупик, он становится отверженным; Йозеф К. - уже преследуемое животное, доведенное до гибели. В первом ро-мане одиночество - еще пока общественное явление, конкретное; во втором - символическое, "метафизическое", но еще достаточно хо-рошо ощутимы его конкретные общественные взаимосвязи; в треть-ем - полностью "метафизическое", абстрактное, символическое, в реальной жизни совершенно невозможное и абсурдное. - Франц Кафка европейский писатель начала XX Века, поистине был человеком мира: еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский - по культурной традиции. Казалось бы, такой человек должен постоянно чувствовать свое единение со всем человечеством. Однако он жил в условиях тотального кризиса в Европе, в обстановке распада всех общественных ценностей. Кроме того, Кафка жил в Австро-Венгрии - в стране, которую один из его современников назвал «опытной станцией конца света». Вот поэтому судьба писателя, как и характер, была полна противоречий, отразившихся в его творчестве. Кафка ненавидел бездушный мир, в котором был обречен существовать и в котором чувствовал свое одиночество. Остро, даже болезненно воспринимая любую социальную несправедливость, Кафка ощущал себя жертвой этого мира. Несчастливые личные обстоятельства: тирания отца, который подавлял волю сына и лишал его веры в себя, болезнь (Кафка был болен туберкулезом), постылая служба, не обещавшая перспектив, - все это усугубляло трагизм мировосприятия писателя и вело к замкнутости на самом себе, к болезненной сверхчувствительности и к постоянному самоанализу внутреннего мира. Эти особенности личности Кафки отразились в новелле, что в переводе с греческого означает «полная, совершенная перемена - перевоплощение». Прочитав название, ожидаешь изменений в жизни еще неизвестных героев. И это превращение, невозможное в реальной жизни, происходит: герой новеллы - скромный коммивояжер Грегор Замза - неожиданно превращается в страшное насекомое с многочисленными тонкими ножками. Постепенно понимаешь, что это иносказание, что перемены происходят в самосознании героя и в его мировосприятии.

Тематика книг Кафки многообразна. Он пишет о бюрократии, анализирует сущность тоталитаризма, одна из его ведущих тем - свобода и несвобода. В них вырисовывается особенный, жутко-кошмарный мир, лишенный привычных координат и очертаний.
Слово «абсурд» стало постоянным эпитетом, употребляемым при его фамилии. Большинство читателей считают Кафку непонятным, и именно этим его творения завораживают.
Творчество писателя обогатило наш лексикон выражениями: «кафкианская ситуация», «кафкианский кошмар», «кафкианский мир», под которыми подразумевается не просто абсурдность сущего, но и какая-то запредельность абсурда.
Свои произведения Франц Кафка создавал с 1911 по 1924 гг – самое начало ХХ века, и начало тревожное. В каждом романе, в каждой новелле писателя – ощущение трагизма и неустойчивости мира. одна из его ведущих тем - свобода и несвобода ("Отчет для академии"). В них вырисовывается особенный, жутко-кошмарный мир, лишенный привычных координат и очертаний.
Немецкий писатель Томас Манн называл творчество Кафки поэзией сновидений, еще раз невольно подчеркивая внутреннее родство этого гения с Достоевским.
Эти художники, описывая больной мир, страдали за всех.
Всю прозу Франца Кафки можно назвать одним большим эссе о страхе, о состоянии и замордованного враждебной цивилизацией человеческого су-щества, обреченного в любой его попытке пройти к Закону, достичь справед-ливости, даже если он и проявит активность. Из этой психологии страха вы-растает философия человеческого бытия, стоящего вне политики и классовых теорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.