Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская поэзия Т. С. Элиота: модель мира, поэтический язык




Элиот, однако, никогда не был приверженцем «чистой поэзии», признавая за искусством не только возможность, но и обязанность «оказывать воздействие на характер восприятия реальности... разрушать бытующие нормы сознания и оценки, заставляя по-новому видеть мир». Эта идея положена в основание трактата «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), где Элиот сформулировал основные понятия своей философии искусства. Аргументы в подтверждение своих теорий Элиот черпал в изучении истории поэзии — от Данте и открытых им английских «метафизических поэтов» 18 в. до Бодлера, на котором для него практически завершалось цветение традиции.

Оценки ряда явлений литературы у Элиота нескрываемо пристрастны. Особую недоброжелательность у него вызывали авторы, разделяющие романтическое понимание поэзии, а также поборники гуманизма как предпосылки художественного творчества, обладающего высоким этическим значением. Философия гуманизма отвергалась Элиотом, так как он считал, что идея свободной и самоутверждающейся индивидуальности утратила под собою почву.

Предназначение поэта Элиот понимал однозначно: «Его прямой долг лежит в сфере родного языка: во-первых, сохранять его, во-вторых, развивать и совершенствовать». В своих литературно-критических работах Элиот требовал от поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературной традиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы, строгой дисциплины мысли и чувства. Он критиковал романтиков за культ индивидуализма и неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ставил Данте, поэтов эпохи королевы Елизаветы I и особенно Джона Донна, считая их творчество образцом поэтического искусства. Элиот даже предпринял интересную, хотя и малоперспективную попытку обновить в 20 в. жанр елизаветинцев - драму в стихах: «Убийство в соборе» (1935), «Прием с коктейлями» (1950) и др. Представления о миссии поэта — хранить, приумножать и передавать новым поколениям воплощенное в слове наследие национальной и мировой культуры — равно питали и его сложную философскую поэзию, и гротески «суиниады», и изящно-шутливые стилизации в духе английской детской поэзии — цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), легший в основу либретто знаменитого мюзикла Э. Ллойда Веббера «Кошки» (1981).

 

29. Творческий путь Д. Фаулза. Проблема становления современного человека и роли искусства в прозе писателя («Коллекционер», "Башня из черного дерева", "Волхв").

Вошел в литературу в 60-х гг., получил признание как один из величайших прозаиков. Произведения Фаулза — романы, повести, рассказы, эссе — вопреки разнообразию тем и образов, богатства приемов художественного изображения — объединены ведущей для его творчества проблемой: формирование самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Постижение собственной сущности оказывает содействие ориентации в мире и раскрытию возможностей личности. Преодоление отсталой, архаической, темной стихии, присущей человеку, открывает возможности для приобщения к жизни, красоте, гуманности.

Фаулз родился в городке Ли-Вон-Сии, что в графстве Эссекс. Учился в элитной школе в Бедфорде, со временем служил в Королевском флоте в морской пехоте. После Второй мировой войны продолжил образование в Нью-коледже Оксфордского университета, где специализировался в области романо-германской филологии. Преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, Англии и оставил педагогическую деятельность лишь в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» («The Collector») разрешил ему полностью отдаться творчеству. Тогда Фаулзу было уже почти сорок лет, он имел основательный жизненный опыт, его взгляды сформировались, а политические симпатии определились. Он был убежденным неприятелем английских консерваторов, ему были близки взгляды лейбористов (особенно их «левого» крыла).

Фаулз называл себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма», за возрождение которого он и высказывался, имея во внимании (и в этом его взгляды совпадали с позицией Дж.Б. Шоу), что капитализм неизбежно истощит, переживет себя, а система продуманных реформ может оказывать содействие этому процессу. Фаулз поддерживал движение «зеленых», что выступают за сохранение естественной окружающей среды. В своих эстетичных принципах он ориентировался на классические традиции, высоко ценил реалистическое искусство, считал его связь с жизнью непреходящей стоимостью, хоть в собственном литературном творчестве отнюдь не придерживается традициональных клише, органически объединяя свою преданность классике со смелыми художественными экспериментами.

Гуманизм является краеугольным камнем мировоззренческих и творческих позиций писателя. Фаулз считал, что литература должна оказывать содействие духовному усовершенствованию человека, быть серьезной и гуманной. Он придавал большое значение этическому компоненту в творчестве. Критики и о самом Фаулзе пишут как о писателе, который воплотил в своих произведениях этические нормы лучших образцов мировой литературы. Работая в разных жанрах, Фаулз больше всего проявил самобытность своего таланта как романист. Романный жанр он ценил и как «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и как форму влияния на духовную и моральную жизни общества.

30. Концепция мира и человека в латиноамериканской литературе (Х. Борхес, Г. Гарсиа Маркес, Х. Кортасар).

Особенности латиноамериканской литературы. Синтез западноевропейских культурных традиций, местного и негритянского фольклора в современной литературе стран Латинской Америки. Освоение мирового исторического опыта и сопоставление его с драматическими персонажами собственной истории – как основа концепции мира и человека в латиноамериканской литературе.

Философские рассказы Борхеса. «Все во всем», универсальность и интертекстуальность как основа его поэтики, пафос безграничного познания, культ книги. Национальные корни творчества Борхеса. Европейский постмодернизм и борхесианская традиция, сходства и различия. Карпентьер о «магическом реализме» и «необарокко», латиноамериканское своеобразие этих понятий, их воплощение в романах Карпентьера, Фуэнтеса и др., их соотношение с «необарокко» европейской литературы ХХ в., влияние на поиски и эксперименты писателей Европы и США.

Новый латиноамериканский роман. Специфическое использование мифа и мифологичности как приема, фантастика как гиперболизация. Мифологическое обобщение всеобщей истории судьбы человечества. Экспериментальная проза Кортасара («Модель для сборки»). «Всеобщая песнь» Неруды как образец эпического мышления, универсального языка современной литературы. Открытость миру «постмодернистского» искусства Маркеса, интертекстуальность в его прозе – средство создания всеобъемлющей картины бытия, «тотального» романа. «Реальное фантастическое» в романе «Сто лет одиночества», мифотворчество Маркеса. Маркес и движение европейской литературы к синтезу, поиски универсального современного стиля. Метафорика и символизм, искусственный экзотизм, этнографическая стилизация в изображении действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.