Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема тоталитаризма в литературе Восточной Европы. Антитоталитарный роман М. Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия»




«Невыносимая лёгкость бытия» — роман Милана Кундеры, написанный в 1982 году и впервые опубликованный в 1984-м во Франции. Действие происходит в 1968 году в Праге.

Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз: «Einmal ist Keinmal» (нем. единожды — все равно что никогда, то есть «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить», «один раз не считается»). Значит каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».

В романе можно выделить три плана: философский, исторический и реальный (можно называть иначе, это исключительно мое видение). Книга состоит из семи частей, композиция закольцованная: первая и пятая части («Легкость и тяжесть») рассказывают о жизни одного героя, вторая и четвертая («Душа и тело») связаны с героиней, третья («Слова непонятые») посвящена двум другим героям. Шестая и седьмая части повествуют о жизни героев с точки зрения автора.


Философский план представлен множеством авторских отступлений и размышлений. Вообще, это манера Кундеры — некий эссеизм, показ того, что все герои были вымышлены автором. Именно этот план открывает книгу. «Идея вечного возвращения загадочна… представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами…!» и далее «Жизнь, которая не повторяется, подобна тени, … она мертва наперед…». Идея автора заключается в том, что всякая жизнь, если она переживается только однажды, не имеет особого смысла в контексте истории человечества. Автор смотрит на фотографии Гитлера и думает о своем детстве, то есть изображение тех страшных времен невольно вызывает в нем теплые чувства, несмотря на миллионы загубленных тогда жизней. Но если представить, что фашизм бесконечно повторялся бы, мы бы не смогли забыть и простить всё то, что происходило тогда. Все ужасы не стерлись бы в памяти.
Автор размышляет о легкости и тяжести. Если жизнь тяжела, она наполнена смыслом. Если же она легка, она становится полуреальной, не привязанной к земле, свободной и вместе с тем бессмысленной.

 

Реальный план. Из этих размышлений рождается герой романа — пражский врач-хирург Томаш. У него блестящая врачебная практика, он уважаемый человек, у него много любовниц, но вдруг он знакомится с девушкой, которая словно «ребенок, которого положили в просмоленную корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа». Его жизнь с появлением Терезы меняется. Читатель знакомится с переживаниями героя, с моральными дилеммами, которыми терзается Томаш. Его части книги называются «Легкость и тяжесть». Собственно, это лейтмотив его переживаний.

 

Части, посвященные Терезе, названы «Душа и тело». Именно об этом размышляет героиня. Ее образ также неоднозначен. С ней мы сначала знакомимся через призму мыслей Томаша, а затем — через ее собственные. Видение героини с разных точек зрения (как и героя) выстраивает целостную картину.
Автор продолжает размышлять о легкости и тяжести бытия вместе с другими героями — художницей Сабиной и профессором Францем. Они любовники, при этом Сабина — еще и любовница Томаша, главного героя. Две последние части книги повествуют о совместной жизни Терезы и Томаша, о трудностях, связанных с историческим планом книги.


Исторический план. Действие романа происходит в Праге второй половины 1960-х — начале 1970-х годов. Время, когда советские танки вошли в страну. Когда подверглись гонениям лучшие умы Чехии лишь за то, что не были лояльны к советской власти. Вскоре после событий 1968 года герои романа эмигрируют в Швейцарию — нейтральную страну, которая принимала беженцев из Чехии. Однако они возвращаются на родину, где их уже не принимают, и из уважаемых граждан они превращаются в низших сотрудников сферы услуг — фотограф Тереза становится официанткой, а блестящий хирург Томаш — мойщиком окон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.