Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа социологического исследования. Виды исследований в зависимости от того, изучается объект в статике или динамике




Виды исследований в зависимости от того, изучается объект в статике или динамике

Виды исследований в зависимости от глубины анализа и сложности решаемых задач

· Разведывательное;

· Описательное;

· Аналитическое;

 

Разведывательное (пилотажное) исследования:

· Самый простой вид социологического исследования. Позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе него уточняются цель, гипотезы, задачи, вопросы, их форсулировки и т.д.

· Это пробное исследование, осуществляемое с целью т.н. обкатки инструментария, а также в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые.

· Программа исследования и инструментарий упрощены. Объект исследования: 20-100 человек.

Описательное исследование:

· Более сложный вид социологического анализа, доющий целостное представление об ищучаемом явлении. Объект анализа: относительно большая совокупность, отлючающаяся разнообразными характеристиками;

· Осуществляется сравнение параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия;

· Может быть применен один или несколько методов сбора информации.

Аналитическое исследование:

· Самый серьёзный вид социологического анализа.

· Оно не только описывает элементы изучаемого явления, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главная особенность этого исследования.

· Носит комплексный характер и обычно завершает разведывательное и описательное исследования.

· Точечное (разовое). Даёт информацию о состояния объекта в момент его изучения.

· Повторное. Осуществляется последовательно в несколько этапов через определенные промежутки времени на основе единой программы и инструментария с целью выявления динамики социального объекта.

Виды повторного исследования:

· Трендовые;

· Панельные(сохраняется личностный состав опрашиваемой группы);

· Лонгитюдные(изучаются индивидуальные изменения молодёжи).

(2)

Программа СИ – это теоретический документ, определяющий пути, приёмы и сроки изучения социальных проблем.

Основные функции:

1) Теоретичко-методолическая (призвана определить научную пробелму и наметить основные принцивы её решения);

2) Методическая функция (заключается в определении способов сбора эмпирических данных);

3) Организационная функция (состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива).

Структура программы социологического исследования:

· Методологический раздел:

o Формулировка и оббоснование социальной проблемы(проблемной ситуации);

o Определение объекта и предмета социологичкского исследования;

o Определение цели, задач исследования и форсулировка гипотез;

o Интерпретация и операционализация понятий.

· Методический раздел:

o Определение изучаемой совокупности;

o Характеристика методов сбора первичной социологичкской информации;

o Логическая схема(или программа) обработки собранных данных.

Методологичкский раздел программы социологического исследования

· Проблема – объективное противоречие, реально складывающееся в ходе развития социального объекта;

· Проблемная ситуация – отражение реальной проблемы с сознании людей, требующее проявления их активности для своего разрешения;

· Объект исследования – сам социальный объект и те условия, в которых протекает его деятельность;

· Предмет исследования – одна из сторон жизнедеятельности объекта, подлежащая изучению;

· Цель исследования – результат исследовательской деятельности, формулировка которой чаще всего определяется темой исследования и пожеланиями заказчика;

· Задачи исследования – конкретные планы исследования, предпринимаемые для реализации его цели и решения проблемной ситуации;

· Гипотезы исследования – это предварительные предположения, истолковывающие причины сложившейся пробленой ситуации и возможные пути их устранения;

· Интерпретация понятий – это уточнение (определение) смысла основных понятий, на базе которых осуществляется социологическое исследованние;

· Операционализация понятий – детализация ранее выделенных понятий до уровня однозначно понимаемых терминов.

Занятие 3 (1.10.2012)

Тема: «(3) Методы сбора первичной социологической информации»

· Анализ документов;

· Опрос;

· Наблюдение;

· Эксперимент;

 

Документы – это элементы культуры, в которых содержится различная информация об этапах жизнедеятельности социальных объектов.

Виды документов:

· Текстовый, иконографические, фонетичесие, статистические;

· Официальные, неофициальные;

· Первичные, вторичные;

 

Методы анализа документов:

· Качественный анализ сводится к чтению документов и интерпретации их содержания с использованием общих логических операций(недостаток - субъективность);

· Количественный или контент-анализ состоит в алгоритмизированном выделении в тексте определённых элементов содержания, их классификации, последующем подсчёте и количественном представлении результатов(пример -);

 

Опрос – метод сбора первичной социологической информаии, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Виды опроса:

· Анкетный опрос;

· Интервью;

· Массовый и экспертный опросы;

· Социометрический опрос;

 

Анкетный опрос – это метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответа на поставленные вопросы при непоредственном или опосредованном взаимодействии и респондента, и социолога.

Достоинства:

· Высокая степень анонимности;

· Массовость;

· Репрезентативность;

· Оперативность;

Недостатки:

· Преобладание количественных методик;

· Необходимость ограничения объёма вопросов;

· Пропуск ответов;

· Сложность возврата анкеты;

Виды анкетного опроса:

· Индивидуальный или групповой;

· По месту жительства респондента и по месту работы респондента;

· Почтовый, прессовый и раздаточный;

 

Интервью – метод, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанной на непосредственном личном контакте социолога и респондента.

Достоинства:

· Личный контакт интервьюера и респондента;

· Возможность получения достаточно полной информации;

· Возможность получения дополнительных сведений;

Недостатки:

· Требуются значительные временные и материальные затраты;

· Требуются подготовленные интервьюеры;

Виды интервью:

· Стандартизованное, полустандартизованное, нестандартизованное;

· Индивидуальное и групповое;

· Прямое и опосредованное;

 

 

Виды опроса:

· Массовый опрос – опрос, в котором респонденты профессионально не связаны с темой исследования.

· Экспертный опрос – это опрос, в котором в качестве респондентов выступает группа специалистов в той области жизнедеятальности, по которой проводится исследовани.

· Социометрический опрос – метод выявления межличностных отношение в малой группе.

 

Наблюдение – это метод сбора информации, основанный на непосредственном восприятии исследователем проблемной ситации, её опиании, постоянном контроле и регистрации заданных фактов. Проводится редко - объект наблюдения не может быть большой совокупностью.

Достоинства:

· Отутствие языкового барьера;

· Фиксация информации в процессе развития изучаемого явления;

· Избирательность;

Недостатки:

· Воздействие наблюдателя;

· Субъективизм;

· Сложность обработки данных;

Виды наблюдения:

· Структуролизованное (заранее определяются элементы наблюдения) и неструктуролизованное (соответственно, наоборот);

· Невключённое и включённое (наблюдатель включен в изучаемый процес);

· Открытое (объект наблюдения знает о факте наблюдения) и закрытое (соответсвенно, наоборот);

 

Эксперимент в социологии – это метод изучения социального объекта в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.