КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология Карла Юнга
· По жизненным установкам: o Экстраверт – проявляет направленность интереса к внешнему миру, подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности; o Интроверт – погружён во внутренний мир своих мыслей и чувств, сдержан, замкнут, стремится к уединению; Современные исследователи добавляют ещё один тип – АМБИВЕРТ – человек, проявляющий черты как экстраверта, так и интроверта; · По психологическим функциям: o Мыслящий тип – судит о ценности вещей,используя только логику и аргументы; o Чувствующий тип -фокусирует внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта, судит о ценностях в категориях «плохой-хороший» и т.д.; o Ощущающий тип – непосредственное безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира; o Интуитивный тип – полагается на предчувствия и догадки и характеризуется неосознанным восприятием окружающего мира; В результате у Юнга 8 типов личности.
Современная типология: В зависимости от ценностных ориентация: · Традиционалисты – ориентированны в основном на ценности долга, порядка и дисциплины, а выраженность таких качеств, как креативность и самостоятельность у них весьма низкая; · Идеалисты – сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами; · Фрустрированный тип – характерна низкая самооценка, угнетённое подавленное самочувствие, ощущения себя «выброшенным из потока жизни» и т.д.; · Реалисты – сочетают в себе стремление к самореализации, с развитым чувством долга и ответственности, со здоровым скептицизмом, самодисциплиной и самоконтролем; · Гедонистические материалисты – ориентированны, в первую очередь, на получение удовольствий от жизни, которые прежде всего приобретают форму удовлетворения потребительских желаний;
Типологии студентов: Типология Б.Г.Рубиной и Ю.С.Колесниковой · Студенты, ориентированные на образование; · Студенты, ориентированные на бизнес – студенты, рассматривающие высшее образование как некую ступеньку, изначально знают, что по данной профессии долго работать не будут; · Неопределившиеся студенты; Типология Мартина Троу: · Коллегиалы – общественники, отличаются активностью в студенческой жизни; · Профессионалы - для них будущая работа самое главное, и этому подчиняется вся их студнеческая жизнь; · Академики – это будущие преподаватели университетов; · Нонконформисты – молодёжь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям *trollface*; Типология самих студентов(российских, правда): · Отличники – «зубрилы»; · Отличники – «умные»; · «Труженики»; · «случайные» - студенты, которые не по своей попали в данный вуз и поэтому не очень заморачиваются учёбой ~ нонконформисты;
«Структура личности» (2) В структуре личности выделяют три уровня: · Биологический уровень объединяет типологические св-ва личности, половые и возрастные особенности; · Психологический уровень охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов; · Социальный уровень включает в себя знание, навыки, умение, привычки, потребности, интересы, мотивы, установки и т.д. Структура личности Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) · «Оно»: o это бессознательная часть личности, включает в себя биологические потребности, иррациональные реации и импульмы; o сущность этой сферы обусловливает бескомпросиммная борьба Эроса(сексуальный инстинкт, самосохранения) и Танатоса(блаблабла); o Нашим «Оно» управляет «принцип удовольствия»(наслаждения):
· «Я»: o Сознательная компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром o Проявляется в ограничении инстинктивных проявлений и осознании необходимости вести себя по правилам; o Нашим «Я»управляет «принцип реальности»; · «Сверх-Я»: o Сверхсознательная компонента личности: культурные нормы, правила, требования, запреты и законы, значимые для человека; o Выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения; «Социализация индивида» (3) · Процесс усвоения индивидом общепринятых и социально значимых правил и норм поведения, существующих в обществе; · Процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения.
Факторы социализации: · Биологические факторы: наследственные признаки как положительные, так и отрицательные; · Психологические факторы: черты характера, особенности темперамента, интеллектуальные задаки или их отсутствие; · Экономические факторы: экономическое состояние об-ва в целом и материальное положение семьи; · Социальные факторы: ближайшее социальное окружение индивида; · Политические факторы:господство того или иного политического режима, сильная или слабая гос.власть и т.д.; · Культурологические факторы: общее состояние культурной среды, наличие или отсутствие у индивида культуры общения и др.
Фазы социализации: · Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-кономическим условиям, социальным нормам, социальным группам; · Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека; Этапы социализации: · Дошкольный этап; · Школьный этап; · Послешкольный этап; · Период активной трудовой деятельности; · Послетрудовой этап. Виды социализации: · Начальная (первичная) социализация охватывает период тетство и юность; · Продолженная (вторичная) социализация охватывает период зрелости и послетрудовой; · Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения; · Ресоциализация – следующий за десоциализацией этап обучения новым ценностям, правилам и нормам поведения.
Девиантное поведение · Отклюняющееся от общепринятых норм морали права поведение
· 2 типа девиация: o Конструктивный – опережающих своё время; o Деструктинвый – Занятие 6 (12.11.2012) Тема: «Социология культуры» План: · Понятие культуры. Подходы к социологическому изучению культуры. · Структура культуры. Культура как система норм. · Формы проявления культуры в современном обществе. Функции культуры.
Классик социологии Гельберт Зиммель определял культуру как особую форму жизни, связанную с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Зигмунд Фрейд рассматривал культуру как всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира. Петерин Сорокин рассматривает культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Таким образом, в социологии понятие культуры отождествляется с 3 пунктами: 1) Совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию осциальной ориентации в об-ве; 2) Специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности; 3) Системой отношений между человеком и природой, человеком и об-вом, человеком и человеком. Определение понятия культуры: Подходы к социологическому изучению культуры 1) Описывающие «статику культуры»: a. Предметный; b. Ценностный; c. Символический; d. Текстовый; 2) Описывающие «динамику» культуры»: a. Деятельностный; b. Игровой; c. Технологический; d. Коммуникативный; 3) Описывающие агентов культурной активности: a. Диалоговый; b. Субъектный. Предметный подход. Ценностный подход. Символический подход.
Текстовый подход. Деятельностный подход. Игровой подход. Технологический подход. Коммуникативный подход. Диалоговый подход. Субъектный подход.
Структура культуры Социальный нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённых ситациях. Тиаы норм: · Нормы-правила (их исполнение обязательно)и нормы-ожидания(их исполнение желательно, но возможно и отклонение) · Проскриптивные,которые запрещают тот или иной тип поведения, и прескриптивные, которые предписывают определённый тип поведения; · Формальные(чётко сформулированы и зафиксированы в документах) и неформальные(существуют лишь в коллективном сознании);
Нормы приближения к партнеру по общению: · Интимное расстояние 0-45 см; · Персональное расстояние 45-120 см; · Социальное расстояние 120-400 см; · Публичное расстояние 400-750 см;
Закон – нормативный акт, принятий высшим органом гос.власти в установленном конституцией порядке. Санкции – реакции социального окружения на соблюдени или нсоблюдение норм: · Позитивные; · Негативные; Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определённой культуры. Привычки – установившиеся схемы поведения в определённых ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. Церемония – последовательность действий, имеющих сиволическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными людьми. Обряд -совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. А также вкус, увлечение, мода, верование, знание, миф, кодекс чести. Формы проявления культуры: · Элитарная – создаётся либо привилегированной частью об-ва, либо по её заказу профессиональными творцами, включает в себя искусство, музыку, литература. Требует специальную подготовку; · Народная – создаётся народом, вулючает в себя мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т.д.; · Массовая – общедоступная культура, но, в отличие от народной, создаётся профессиональными творцами, и, в отличие от элитарной, понятна всем слоям населения. Время появления – середина 20-го века, связано это с распространением СМИ. Имеет коммерческий характер;
Типы культуры: · Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которой руководствуются большинство членов об-ва; · Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе. Выделяют молодёжную, криминальную и любую другую субкультуру; · Контркультура не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями;
Функции культуры: · Познавательная функция проявляется в том, что культура является средством познания и самопознания об-ва в целом и отдельного индивида; · Гуманистическая функция – развитие творческого потенциала человека; [ОСНОВНАЯ] · Информационная функция – функция трансляции социального опыта, обеспечивающая свзять времен; · Коммуникативная функция – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; · Ценностно - ориентационная функция проявляется в том, что культура задаёт определённую систему координат, на которую ориентируется человек; · Нормативно - регулирующая функция проявляется в том, что култура выступает средством социального контроля за поведением человека.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |