Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальная культура как средство музыкального воспитания




Традиционно музыка рассматривается философами, психологами, педагогами как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития личности. В некоторых исследованиях выявляется благоприятное воздействие музыки на умственное развитие. Музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы бытия, расширить кругозор.

Влияние музыки на человека изучалось и использовалось во все исторические эпохи, начиная с глубокой древности. В Древнем Египте применялись упражнения по музицированию, аккордовому сопровождению голоса, сочетались хоровое пение и танец. Замысел египтян об использовании музыки в целях воспитания детей и подростков был взят на вооружение древними греками, которые основали уникальную систему общественного воспитания, в основе которой – эстетическое воспитание. Они считали, что развивать гражданские добродетели эффективнее всего с помощью ритмических танцев и дисциплинирующей музыки. Музыку сочетали с танцем и поэзией. В достижении внутренней гармонии, уравновешенности духовных и физических сил человека музыка служила своеобразной «гимнастикой души», способной оказать решающее воздействие на формирование характера. Вся система музыкального воспитания в Древней Греции находилась под контролем государства и общества.

Следует отметить, что за музыкой, предназначенной для воспитания подрастающего поколения, шёл строгий контроль, и для этой цели музыкальные образцы и направления тщательно отбирались. Например, Платон считал, что сила государства зависит от того, какая музыка в нём звучит. По его мнению, а также по мнению его последователей в государстве можно исполнять только такую музыку, которая помогает индивиду поднять свой духовный, нравственный и культурный уровень до уровня общественных требований, чтобы в конечном итоге человек соответствовал этим требованиям. Кроме того, человек в итоге такого воспитания должен осознать свой собственный мир как единство с общиной. Считалось, что лидийский, миксолидийский, ионийский и эолийский лады размягчают человека, делают его изнеженным, разъедают его волю, и поэтому такие лады были запрещены. Ограничения распространялись и на инструментарий.В качестве пригодных для воспитания Платон выделял лишь некоторые инструменты – это лира, кифара и свирель. Выдающийся математик и философ Пифагор утверждал, что сила воздействия музыки – в нравственном, духовном и телесном очищении. Музыка считалась универсальным средством духовного и физического воздействия на человека, вследствие чего она использовалась, к примеру, в медицине.

Музыкальное искусство на всех этапах развития человеческого общества было и остается действенным средством формирования личности, готовой для вступления в общественные отношения. Восприятие музыкальныхпроизведений ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, а на их логическую взаимосвязь. И наше внимание направляется не на отдельные качества, а на сам процесс движения, его организацию и его динамику в целом.Все это как раз и составляет важнейшие стимулы, помогающие сознанию ориентироваться в жизни. Музыка способствует широким обобщениям, она динамична и диалектична. Она «может концентрировать сущность широких проблем и в то же время затронуть громадное множество эмоциональных сфер». Нематериальные, абстрактные понятия помогают более объективно отражать действительность, объяснять реальные ситуации, «именно от абстрактных понятий должен произойти переход к практической внешнепредметной получить целостного характера».

Музыкальные образы в соответствии с конкретным социально-историческим типом мироощущений раскрывают двери для реалистического отражения жизни, каждый поток художественно-эстетической информации порождает у субъекта стремление к поиску идеального состояния, что порождает противоречие между сущим (наличным состоянием художественно-эстетического сознания) и должным, т.е. каким оно должно стать в представлении самого субъекта. Качественно новая структура культуры личности появляется как непредсказуемая, но спектр ее возможных состояний можно предположить. Воспитательный эффект музыки заключается не столько в отражении музыкального содержания сознанием, сколько в личностно-оценочной реакции человека на воспринятое, музыкальное содержание соотносится с собственными духовными ориентирами слушателя.

Основой такого соотнесения является интуитивная или осознанная потребность в восприятии музыки, в приобщении к ней как к важной, эмоционально привлекательной части духовного опыта человечества.

Сила душевного воздействия музыки уникальна, она «во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка». Музыка затрагивает неприступные глубины психики, где рождаются сокровенные мысли, чувства, потребности, мотивы. Духовность не только связана с душой, внутренним миром человека, его ощущением и умственной деятельностью, но для педагогики важно и другое ее значение – подсознательное, эмоциональное восприятие и переживание.

В процессе воспитания через музыку прослеживаются следующие преобразования:

· идет чувственное обогащение духовного мира личности,

непосредственное эмоциональное восприятие искусства развивает чувственную сферу личности. Обучение и воспитание личности перестаёт быть однобоким и опирающимся исключительно на умственное развитие. Наряду с умственной сферой человека появляется высший гуманистический смысл. С накоплением чувственно-эмоционального опыта жизнь человек учится мыслить и поступать в соответствии с нормами морали;

· культура чувств сопряжена с культурой мышления, т.е. в процессе

восприятия музыкального произведения слушатель стремится познать внутренний смысл произведения, соотнеси содержание с формой, оценить и сопоставить отдельные музыкальные образы и т.п. Искусство учит людей не только чувствовать, но и мыслить. Музыкальное воспитание являет собой уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, их мирное сосуществование. По мере присвоения художественного содержания человек приобретает возможность многофункционально использовать его в различных областях своей общественной практики;

· формируется новый уровень духовности, предполагающий более

высокие нравственные цели и установки на основе творческого переосмысления достигнутого уровня. Человек стремится к дальнейшему совершенствованию духовной культуры, а духовная культура – это наиболее весомый, исторически обусловленный и практически необходимый фактор развития личности. Составной частью духовного потенциала личности является гуманизм, это один из путей ее духовного совершенства.

Особенность воспитательного воздействия музыки состоит в том, что оно носит комплексный, обобщающий характер и в его результате достигается новый качественный уровень развития личности. Такое воздействие носит социально-исторический характер, так как оно определяется уровнем развития общества на данном этапе развития цивилизации и культуры. Подлинное воспитательное значение музыкального произведения состоит в служении прогрессивным гуманистическим целям, поскольку в современном обществе от человека требуются гибкий интеллект, развитая коммуникативность, способность и решимость взять на себя ответственность, воспроизводить и развивать культуру.

Учитывая все средства эстетического воздействия, из всех объектов чувственного восприятия Аристотель, например, отдает предпочтение именно музыке. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают.» И действительно, с этим суждением трудно, практически невозможно не согласиться.

Положительных и убедительных людей о музыке достаточно во все времена. Так Виссарион Григорьевич Белинский, живший в XIX веке, не меньшую роль отводил музыке, чем, к примеру, Аристотель. Цитата: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек». А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

Для того, чтобы музыка действительно воспитывала человека, преподаватель музыки в школе должен рационально и по существу подобрать произведения. И Д.Б. Кабалевский назвал эти критерии отбора — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

• хоровое, ансамблевое и сольное пение;

• пластическое интонирование и ритмические движения под музыку;

• игра на музыкальных инструментах;

• инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;

• освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных произведений для расширения своих домашних музыкальных коллекций; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Так, например занятия в I классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.