КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Особенности диагностики детей с ЗПР с помощью проективных методик
Москва 2014 Особенности диагностики детей с ЗПР с помощью проективных методик Курсовая работа Исполнитель: Студент 3 курса 33 группыОчной формы обучения Репкина Алеся Михайловна Научный руководитель: доктор психологических наук профессор Шлыкова Наталья Борисовна Дата защиты______________ Оценка___________ Зав. кафедрой, д.пс.н.____________Шлыкова Н.Б Оглавление Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы использования проективной техники в диагностике личностных особенностей детей с ЗПР …………………………………………………………………………………....6 1.1 Особенности диагностики детей с ЗПР………………………………………..6 1.2 Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей ЗПР……..7 Глава II. Экспериментальное исследование использования проективной техники в диагностике личностных особенностей детей с ЗПР ……………...9 2.1 Организация, методы и методики исследования использования проективной техники в диагностике личностных особенностей детей с ЗПР………………….9 2.2 Проективная техника как способ коррекции детей с ЗПР…………………...21 2.3 Результаты диагностики…………………………………………………….…26 Выводы ……………………………………………………………………………..29 Заключение ………………………………………………………………………...31 Список литературы ……………………………………………………………….33 Приложение ………………………………………………………………………..36
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии. Именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и находить способы их коррекции. «Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания в развитии психической деятельности ребенка вследствие замедления темпа развития психики, которое проявляется в виде недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, низкого уровня познавательной активности, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности» [1, с.67]. В отличие от детей, страдающих олигофренией, у детей с ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Дети способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой в 1970 году, широко используется в специально й(коррекционной) педагогике и психологии. В специальной(коррекционной) педагогике и психологии существует ряд классификаций и систематик различных форм и видов ЗПР. Однако наиболее обоснованной и удобной для практического применения является клиническая систематика ЗПР, разработанная К.С. Лебединской (1982). Ею выделено четыре основных варианта ЗПР. Проблема диагностики и коррекции детей с задержкой психического развития на сегодняшний день актуальна в детской психоневрологии. В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности, проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. В их основе лежит принцип неопределенности стимульного материала или инструкции к заданию. Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать доброжелательное отношение к испытуемому, заинтересованность в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Актуальность данной работы состоит в том, что устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. Объект исследования: процедура диагностики детей с ЗПР Предмет исследования: специфика диагностики детей с ЗПР Цель исследования: выявить особенности диагностики детей с ЗПР с помощью проективных методик
Задачи: 1.На основе теоретического анализа определить особенности диагностики детей с ЗПР 2.Разработать критерии диагностики личностных особенностей детей с ЗПР. 3.Подбор проекционных методов для диагностики личностных особенностей детей с ЗПР. В работе использовались следующие методы: 1)Теоретический анализ источников и специальной литературы; 2)Методы проективной техники;
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНОЙ ТЕХНИКИ В ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР 1.1 особенности диагностики детей с ЗПР Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении. Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в освоении общеобразовательной программы. Им тяжело включиться в школьную деятельность, воспринимать учебные задания и выполнять их. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть школьной программой. От других детей ребенка с ЗПР также можно отличить по некоторым особенностям. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный им объем работы, у них снижен уровень работоспособности. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от преподавателя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, поскольку абстрактно-логическое мышление слабо развито. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность. Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, поскольку их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо постоянно наблюдать за такими детьми, быть очень терпеливым по отношению к ним. Но если таким детям вовремя оказать специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих сверстников. ЗПР диагностируется не ранее 5-7 лет. До этого постановка диагноза условная – развитие детей происходит скачкообразно и допускаются довольно значительные расхождения со средней нормой. Индивидуальность темпов развития не позволяет специалисту поставить диагноз в младшем дошкольном возрасте. Диагностику таких детей нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно, и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличии от сверстников). Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения. Игровое поведение недостаточно эмоционально; часто игра не сопровождается речью. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию). При диагностике очень важно различать ЗПР и умственную отсталость, поскольку в том и другом случаях у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы. 1.2 прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей ЗПР Прогностические данные при задержке психического развития зависят от клинической картины синдрома. По мнению М.С. Певзнера «Основным механизмом задержки психического развития является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящиеся к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление сознательных актов поведения и деятельности человека» [1, стр. 69]. Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно дифференцировать данный прогноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. В классах коррекционного обучения система работы направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение уровня их интеллектуального развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития, социально-трудовую адаптацию. Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операционная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры. Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития, педагоги должны быть подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее приемлемых методов работы с детьми, отбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Положительная динамика дает возможности детям нормально адаптироваться в обществе.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНОЙ ТЕХНИКИ В ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР 2.1 организация, методы и методики исследования использования проективной техники в диагностике личностных особенностей детей с ЗПР
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |