КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика сформированности учебной мотивации
Диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развития речи Обследование проводится в форме экспериментальной беседы по выявлению общей осведомленности детей об окружающем мире. К первому уровню развития относят детей с высокой коммуникативной потребностью. Их словарь дифференцирован и богат, речевые высказывания развернуты и правильно выстроены. Дети имеют знания как конкретного, так и абстрактного характера, целенаправленно проявляют познавательный интерес к природному, предметному и социальному миру. Они могут устанавливать причинно-следственные связи, знают времена года, описывают их признаки [5]. При определении понятий используют их родовую принадлежность, знают нормы поведения и могут о них рассказать. Дети, относимые ко второму уровню, характеризуются речевой инертностью и невысокой познавательной активностью. Они обладают определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти знания отрывочны, бессистемны, касаются в основном привлекательных для ребенка областей или базируются на приобретенном ранее опыте. Их словарь ограничен, отмечается недостаточная развернутость речевого высказывания и нарушение грамматического структурирования речи. Эти дети путают времена года и месяцы, но после указания на ошибку сразу исправляют ее. К третьему уровню успешности относятся дети, характеризующиеся сниженными коммуникативными потребностями. Их речь носит ситуативный характер, словарь беден и не дифференцирован. Содержание многих понятий неточно, сужено, а их употребление является неверным. Речь этих детей насыщена многими неправильно или примитивно построенными конструкциями, связное речевое высказывание мало целенаправленно. Дети плохо управляют своей речью, легко соскальзывают на посторонние темы, часто повторяют одни и те же фразы. Дети, относимые к четвертому уровню, не способны ответить на поставленные вопросы. Выраженная дефицитарность знаний не дает им возможности связно описать даже знакомые предметы или явления. Дети практически ничего не знают об окружающем их мире, за исключением того, с чем сталкиваются ежедневно. Проявлений познавательного интереса почти нет: он ситуативен и кратковременен. Информация, которую предлагает взрослый, по большей части игнорируется или вызывает протест. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: 1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. 2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. 3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять учебное задание. 4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать; ожидает, что там будет интересно [6]. Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. 5. Оценка умения общаться 6. Оценка когнитивного развития • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. • Может ли различать буквы и короткие слова? • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми; играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
2.2 проективная техника как способ коррекции детей с ЗПР Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картин, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний. Ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление. Принято различать следующие группы проективных методик: 1)методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; 2)методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; 3)методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; 4)методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; 5)методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; 6)методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; 7)методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике. Они отражаются в характере словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок; в содержании сновидений, фантазий, в особенностях рисунков или восприятии картин. Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Термин «проективные методики» был впервые использован Л. Френком в 1939 году. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности: 1. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт 2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта З. Эта система основных динамических процессов активна на протяжении всей жизни индивида. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут в себе отпечаток личности. Определяя специфику проективного подхода, Л. Френк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно: 1. особенностями стимульного материала; 2. особенностями поставленной перед испытуемым задачи; 3. особенностями обработки и интерпретации результатов. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных плюсов – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным [7]. Применение проективных методик в детской и подростковой психологии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: мир фантазии, символизация детских страхов и желаний, диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии, семейное и школьное окружение. В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия до трудностей в учебе. Продуктивность использования проективных методик в прикладных психологических исследованиях не вызывает сомнения, но этапу широкого внедрения их в практику должен обязательно предшествовать этап теоретической апробации. В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Первая же классификация была разработана Л. Френком. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. 1.Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить: - Незаконченные предложения - Незавершенные рисунки 2.Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест Эдвина Шнейдмана «Составь картину-историю». Стимульный материл — 21 бланк с рисунками-фонами и 67 фигурок, вырезанных их картона, живые и неживые объекты. Задача испытуемого расположить фигурки, которые подходят к изображению как на сцене и рассказать историю того, что получилось. Затем это интерпретируется и дается диагноз личностных особенности. 3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений. Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) – хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются карточки с неоднозначными по содержанию черно-белыми картинками, по которым он должен составить рассказ и установить последовательность изображенных событий. 4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления. С помощью этого исследователь может обнаружить выносимые испытуемым во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. 5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях. 6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. 7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Все перечисленные методики объединяет способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования [8]. 2.3 результаты диагностики Диагностика включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка. Медицинское изучение осуществляется врачами-специалистами. Педагоги тщательно изучают данные медицинского обследования, анализируют анамнестические сведения, самые важные из них заносятся в диагностико-эволюционную карту ребенка. Дефектолог изучает микросоциальные условия, сведения о них также вносятся в карту развития. Основная функция дефектолога — произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста. Применяя методики, педагог-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является необходимым условием для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения. На основе анализа «Программы воспитания и обучения» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении составляют протоколы для исследования уровня обученности каждого ребенка. Анализируются основные разделы программы предыдущей возрастной группы, что позволяет выявить реальный объем знаний, умений и навыков. Общая цель комплексного обследования состоит в выявлении причин и механизмов нарушений, степени их выраженности. Необходимо определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. Только на основе тщательного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание. При поступлении в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов. 1.Первый этап (сентябрь) В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия воспитания в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны ЦНС. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. 2.Второй этап (две недели января) Основная цель обследования детей на этом этапе — выявить особенности динамики развития. Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. Такие дети могут быть вторично направлены на ПМПК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. 3.Третий этап (две недели мая) Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующий класс. На третьем этапе изучения ребенка производится анализ соматических, неврологических изменений, а также педагогических, психологических, макросоциальных факторов (общественных, экономических, экологических условий), позитивно или негативно влияющих на компенсацию отклонений в психическом развитии. Среди воспитанников специальных групп значительный процент составляют дети с невротическими и неврозоподобными расстройствами, нарушениями поведения, аутистическими проявлениями, многих характеризуют черты эмоциональной незрелости. Задача психолога-изучить личностные особенности каждого ребенка. На основе результатов обследования психолог сможет определить задачи работы с детьми, сформировать группы для занятий. Не следует забывать о таком разделе работы, как изучение условий семейного воспитания. К этой работе подключается весь педагогический коллектив [9].
Выводы В отличие от нормального развития при ЗПР отмечаются: 1.Недостаточная познвательная активность 2.Повышенная утомляемость и истощаемость 3.Сниженная работоспособность 4.Низкая сосредоточенность на задании 5.Пониженная активность мыслительной деятельности 6.Недостаточность процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения 7.Ослабленность памяти, внимания 8.Неумение подчиняться школьным правилам 9.Преобладание игровых мотивов В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности, проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Применение проективных методик охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и школьное окружение. В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: -облегчение психологического страдания ребенка; -укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; -развитие способности эмоциональной саморегуляции; -восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; -коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; -коррекция и профилактика поведенческих отклонений. Заключение Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР: - причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; - отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий; - социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности [10]. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. Список литературы 1. Амасьянц Р.А, Амасьянц Э.А Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник.-М.: Педагогическое общество России, 2009.-320 с. 2. Методика проведения психологического обследования детей с ЗПР к школьному обучению: [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/metodika-provedeniya-psikhologicheskogo-obsledovaniya-detei-s-zp 3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с. 4. Шамарина Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33. 5. Дети с задержкой психического развития: диагностика. [Электронный ресурс] http://www.hr-portal.ru/article/deti-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-diagnostika 6. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. 7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности: [Электронный ресурс] http://psymania.info/raznoe/363.php 8. Классификация проективных методик: [Электронный ресурс] http://www.pskeys.ru/pkes-159-1.html 9. Екжанова Е.А. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний. Печатается по изданию: Специальная дошкольная педагогика // Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2002. Стр. 67–76 10. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-112 с. 11. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под редакцией В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с. 12. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.-128с. 13. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.-Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с. 14. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции: [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/584085/ 15. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие.-М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) 16. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.-351 стр. 17. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 стр. 18. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М., 2001- 81 стр. 19. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. Под редакцией Е.Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2005.-70 с. Приложение 1.методика Бернштейна «Узнавание фигур» 2.методика Н.И. Гуткиной «Домик» 3.методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант» 4.тест Пьерона-Рузера 5.методика «Сравни картинки» 6.методика «Мозаика» 7.методика Л.А. Венгер «Лабиринт» 8.методика «Исключение лишнего» 9.прогрессивные матрицы Равена 10.тест Сакса-Леви «Незаконченные предложения» 11.тест Шнейдмана «Составь картину-историю» 12. Тематический апперцептивный тест(ТАТ) 13.психодрама Якоба Морено 14.методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) 15. методика цветовых выборов Люшера
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |